Задачи:
- Образовательные: учить детей раскрывать некоторые «секреты» растений: почему цветы красивые и душистые, отчего жжется крапива.
- Развивающие: развивать умения детей узнавать и называть растения, отличать их, и называть их значение в природе, какое место занимают растения не только в жизни человека, но и в жизни насекомых и т.п., человек любуется цветами, вдыхает аромат, а для насекомых разные виды цветов и стол и дом, ведь цветы кормят: одних насекомых – соком-нектаром, других пыльцой, третьих – и тем, и другим; развивать умение отвечать полными предложениями.
- Воспитательные: воспитывать познавательный интерес, бережное отношение ко всему живому.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с разными видами растений, наблюдение за растениями на цветнике и участке детского сада.
Материал: иллюстрации растений и деревьев, иллюстрации цветущих растений и зародышей, мультимедийная установка.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
– Ребята, вы любите секреты? Наверное, они часто у вас появляются. А знаете ли вы, что у растений тоже есть свои секреты? Например, почему цветы такие красивые? А почему у них такой приятный и разный запах? Почему крапива жжется?
Раскрыть вам эти секреты? (да)
Воспитатель:
– Мы любуемся цветами, радуемся ими. Но цветут они вовсе не для людей. Яркие краски, аромат необходим цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Красотой цветка восхищаться могут только люди. А насекомым важно лишь окраска, форма цветка и запах. Ведь цветы кормят: одних насекомых – соком-нектаром, других пыльцой, третьих – и тем, и другим. Знаете ли вы, что такое пыльца? (на экране слайд пыльца) (ответы детей). Помните, вы нюхали цветы и нос у вас стал желтым? Это и есть пыльца. Чтобы у растения появились семена, нужно перенести пыльцу с одного цветка на другой. Вот это как раз и делают насекомые. Прилетит бабочка за нектаром, сядет на цветок, вот к ней пыльца и прилипнет. Потом бабочка сядет на другой соседний цветок и приставшей пыльцой опылит его. Так переносят пыльцу не только бабочки, но и другие насекомые. Только кому нравятся одни цветы, кому – другие. Вот, например, пчела или шмель на ландыш не сядет, зато для комара ландыш – и стол и дом. Или львиный зев: мелкие насекомые облетают его стороной, у них сил не хватает забраться в него. А пчела или шмель – пожалуйста, упрется спинкой в верхнюю часть цветка, отогнет лапками нижнюю и заберется внутрь.
Насекомые никогда не перепутают цветы: летят только к тем, в которых для них пища подходящая и добывать ее можно.
Многие цветы раскрываются только к вечеру. И запах очень сильный. Обычно эти цветы белые, ведь белый цвет в сумерках виднее всего. А приманивают они ночных бабочек.
Видите, и днем, и ночью, от весны до осени идет в природе работа: бесчисленное множество насекомых переносят пыльцу. Отцветают одни растения, появляются другие.
Скоро появляются цветы на яблонях и вишнях, будто бело – розовые облака опустятся на них. Каждое дерево гудит от множества насекомых. Они выполняют очень нужную работу. Пройдет время и там, где были цветы, появятся яблоки, вишни, земляника, малина. И когда вы будете есть эти плоды, вспомните, что появились они благодаря пчелам, шмелям и другим насекомым.
А деревья – береза, тополь, осина, ель тоже цветут. Только цветы у них маленькие, невзрачные. Ведь приманивать насекомых им не надо. Опыляет их ветер. Он тоже опыляет рожь, пшеницу.
Вот и раскрылись сейчас перед вами два секрета. Остался еще один на сегодня.
Крапива… Сколько слез вызывает она у ребятишек! Как только не ругают крапиву! А зря! Ведь она и вкусная, и полезная. А жжется она, потому что защищает себя. Не едят крапиву не коровы, ни козы, ни овцы. Потому что колючая. А если крапиву измельчить, да ошпарить кипятком, корм для скота получится такой, что их за уши не оттащишь.
А люди научились, есть крапиву. Весной из нее варят очень вкусные зеленые щи. Не только вкусные, но и очень полезные, витаминов в ней много. В старину из крапивных стеблей делали нитки, а из ниток ткали холст.
А кто скажет, чем жжется крапива? (Ответы детей).
Воспитатель: Есть у крапивы маленькие, еле заметные колючие волосики. В каждом волоске спрятана крошечная закупоренная «бутылочка» со жгучей кислотой. Горлышко бутылочки такое острое, что сразу впитывается в кожу и ломается, а изнутри выливается та самая «жгучка», из-за которой на ребячьих руках и ногах появляются волдыри. А на глазах – слезы.
Вот видите, какие секреты хранят в себе растения. Сегодня я рассказала вам только о трех. На самом деле их много. Пройдут года, и вы постепенно о них узнаете. Но уже сейчас вы знаете, что в природе все необходимо, нет ничего лишнего. И поэтому все мы должны беречь и маленький цветок, и большое дерево, и крошечную букашечку, и огромного слона. Все это живое.
Рефлексия
– Что мы сегодня делали?
– Какие «секреты растений» мы раскрыли?
– Ребята, что вам сегодня понравилось больше всего? (ответы детей)