В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: участвуют в разработке и реализации программы, в мероприятиях детского сада, проектной деятельности, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Для реализации этих требований необходимо построение системы взаимоотношений «дети – родители – педагоги», которая будет эффективно работать для реализации задач, стоящих перед каждой конкретной дошкольной образовательной организацией.
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. В соответствии с этим необходимо выстраивать отношения с родителями, основанные на взаимодействии и сотрудничестве.
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.
Основные направления взаимодействия с родителями
- Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
- Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.
- Совместная деятельность педагогов и родителей в образовательном процессе.
Построение системы взаимодействия с родителями, основанной на принципах федерального государственного стандарта, полноценное решение поставленных задач возможно лишь при условии грамотного педагогического подхода. Формирование педагогических компетенций во взаимодействии с родителями наиболее эффективно осуществляется в рамках методического объединения педагогов.
Методическое объединение, как правило, включает педагогов с различным опытом работы, своим видением поставленной проблемы и методами её решения, находками в педагогической деятельности. Это предоставляет широкие возможности для обмена опытом. В то же время теоретические, научные подходы, на которых базируется ФГОС, так же важны для изучения. Поэтому, положив в основу деятельности МО рассмотрение основных направлений взаимодействия с родителями, использовали разнообразные формы работы с педагогами, направленные на развитие и повышение творческого потенциала.
Содержание занятий состоит из 4 частей, каждая из которых имеет свою цель:
«Педагогический класс» – изучение теоретических и методических аспектов проблемы. Здесь в форме презентаций, лекций, деловых бесед педагоги знакомятся с методологическими основами проблемы.
«Педагогическая мастерская» – включает практическую деятельность педагогов. Это работа в творческих группах, аналитическая деятельность, дискуссии, где педагоги могут на практике применить имеющийся опыт, высказать точку зрения. В каждое занятие в этой части включаются игровые упражнения и тренинги, которые педагоги в дальнейшем могут использовать при проведении различных форм работы с родителями. (Некоторые из используемых игр представлены ниже).
«Педагогическая гостиная» – предполагает обмен опытом работы. Это и презентации из опыта работы, фрагменты открытых мероприятий, обмен опытом в ходе круглого стола. Открытые мероприятия с родителями могут быть вынесены в отдельное мероприятие.
«Педагогическая копилка» – накопление банка материалов. За время работы собран и разработан практический материал – это буклеты, сценарии мероприятий, тематические папки, сборник игр, методические рекомендации, которые педагоги в дальнейшем используют в работе.
Такое построение занятий позволяет разнообразить деятельность педагогов, активизировать каждого, дает возможность проявить себя, высказать свое мнение.
В план деятельности методического объединения включается занятие, которое проводит педагог – психолог. Психологическое сопровождение деятельности МО создает условие для динамики личностной активности его участников и обеспечивает достижение поставленных целей. Выдвинутая проблема рассматривается с точки зрения психологии, даются практические рекомендации. Например, педагог – психолог совместно с педагогами выделили трудности в общении, которые складываются между воспитателями и родителями, их причины и возможности преодоления этих трудностей.
План работы методического объединения «Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей в условиях реализации ФГОС ДО.
Задачи:
- Познакомиться с новыми подходами к взаимодействию детского сада и семьи в контексте ФГОС;
- Расширить, обобщить знания педагогов о формах, методах, содержании работы с родителями по различным направлениям детской деятельности в ходе реализации образовательной программы;
- Активизировать деятельность педагогов по обобщению, распространению и внедрению в практику работы эффективного педагогического опыта взаимодействия с родителями.
Тема, содержание работы | Способы организации | |
1. |
|
|
2. |
Тема: Построение взаимоотношений с родителями в современном образовательном пространстве. Трудности во взаимоотношениях с родителями, пути их преодоления – педагог-психолог |
|
3.
|
Тема: Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи 1 часть. «Педагогический класс».
2 часть. «Педагогическая мастерская» –
3 часть. «Педагогическая гостиная» –
4 часть. «Педагогическая копилка» – банк материалов
|
лекция, презентация
работа в группах
практическая деятельность
коллективная деятельность комплектование папки |
4. |
Тема: Информационно – просветительское обеспечение взаимодействия с родителями 1 часть. «Педагогический класс»
2 часть. «Педагогическая мастерская»
3 часть. «Педагогическая гостиная»
4 часть. «Педагогическая копилка» – банк материалов
|
презентация, коллективная деятельность дискуссия
творческая деятельность
тренинг |
5. |
Тема: Совместная деятельность детского сада и семьи в образовательном процессе, активные формы взаимодействия. 1 часть. «Педагогический класс»
2 часть. «Педагогическая мастерская»
3 часть. Педагогическая гостиная
4 часть. «Педагогическая копилка»
|
презентация
Практическая деятельность
презентации Совместная деятельность
Анализ работы |
Беседа-интервью «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО»
- Самый часто задаваемый родителями вопрос?
- Назовите наиболее интересное и запоминающиеся мероприятие с родителями ?
- Самый смешной диалог с родителями (можно с участием детей)?
- Мудрое изречение родителей о воспитании детей (поступок)?
- Ваш педагогический совет – пожелание родителям?
Предлагаю различные игры и тренинги, которые были использованы в практической части «педагогическая мастерская». [1], [5], [7], [8].
«Алфавит»
Педагогам предлагается на экране алфавит, на каждую букву назвать форму работы с родителями (традиционную, нетрадиционную) или слова, которые могли бы войти в глоссарий по теме «Взаимодействие с родителями»
Тренинг «Конкурс хвастунов»
Педагоги садятся в круг.
Сегодня мы проведём конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться надо не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какие достоинства у него есть, чем он может понравиться другим.
Игра «Бантики»
Цель: помочь анализировать свои личностные качества как родителя.
Для игры необходимо дерево и 2 вида бантиков – синие и красные.
Каждый из участников выступает в роли «родителя». На дерево поочередно прикрепляет бантики и говорит:
- красный бантик – за что я могу себя похвалить, как родителя
- синий бантик – какие недостатки вижу в себе, как родителе.
Н-р, «Прикрепляю красный бант, т.к. внимательно выслушиваю ребенка, а синий – часто ругаюсь».
Игра «Если бы я был ребенком»
Педагогам предлагается представить себя ребенком.
– Ваше самое большое желание (осуществленное/ неосуществленное) в детстве?
– Если бы вы были ребенком сегодня, что бы вы сделали?
Игра «Круг»
Цель: раскрыть эмоциональные ощущения от негативных установок, транслируемых взрослыми детям.
Участники делятся на 2 группы.
1 группа сидит на стульях, образуя круг, лицом друг к другу. За их спинами встают игроки второй группы. Они высказывают негативные установки игрокам 1 группы «Лентяй, ты опять не убрал свои игрушки» и т.д.
Вед: Что вы почувствовали?
Принцип №1 общения – «Говорить нужно о ситуации, а не о личности»
Сказать то же самое, но наоборот. К каждому негативному высказыванию подобрать позитивное.
Принцип №2 Использование принципа «Я сообщение»
Принцип №3 «Хвалить следует поступки, а не характер»
Упражнение «Вырази сочувствие»
Давайте потренируемся слушать и слышать своего ребенка. Я буду предлагать различные ситуации, а вы будете активно слушать и выражать сочувствие . .. решать проблему
«Я упал и у меня болит нога»
«Учили стихотворение, а я его не запомнил»
«Сашка меня сегодня обозвал обидным словом. Я плакала»
"Точка зрения"
Педагоги разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения ("за"), другой – противоположную ("против").
Задача – склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Возможные темы:
– "Папа учит давать сдачу/ педагог учит конструктивным способам взаимодействия";
– "Педагог рекомендует проявлять к ребенку требовательность в выполнении культурно-гигиенических навыков (одевания/раздевания и пр.) /Мама говорит, "он еще маленький, нам его жалко ";
– "Вы предвзято относитесь к моему ребенку",/педагог дает рекомендации по коррекции поведения ребенка;
– "Вы никогда не даете роли в утренниках и праздниках моему ребенку, он что, самый не способный?" -/ ребенок на самом деле не справится.
Анализ: фактически идет работа с возражениями.
– Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто.
– Какие приемы позволяют сделать этот процесс более "гладким".
Упражнение «Кто эта маска?»
Цель: развитие умения производить впечатление в соответствии с выбранным образом, восприятие образа.
Педагоги делятся на 2 группы, им предлагается разыграть образы родителей, одни выполняют роль зрителей (их задача – разгадать образ), другие – актёров (их задача: создать понятный образ). В качестве образов для инсценировки предлагаются варианты:
1 группа | 2 группа |
безотказный родитель | очень грамотный родитель |
«вечно недовольный» | сильно занятый родитель |
Анализ упражнения
- Что было для Вас проще: создать образ или угадать его?
- Появились ли у Вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с наблюдением того или иного образа?
Способны ли Вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнёра по общению?
Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.
Педагогам предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщённый портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.
Анализ упражнения
- Какие эмоции вы испытали, создавая портрет родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт? какие качества вы отразили в этом портрете? Были ли у вас в практике такие родители?
- Что вы чувствовали при создании портрета родителя, с которым вам приятно общаться? Есть ли в вашей группе такие родители?
- Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны.
Литература:
- Взаимодействие семьи и ДОУ/ сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина, – Волгоград: 2014.
- Зверева О. Л., Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». – М.: изд. Творческий центр «Сфера», 2005 .
- Козлова А.В., Дешулина Р.П. Работа ДОУ с семьей, М., ТЦ «Сфера», 2005.
- Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей, М., Издательство «Скрипторий», 2008.
- Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги автор-составитель Ельцова О.М., – Волгоград: Учитель, 2011.
- Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду, – М.: Айрис-пресс, 2009.
- Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, – СПб: Детство-пресс, 2013.
- Социальное партнёрство детского сада с родителями: сборник материалов/ сост. Т.В. Цветкова, – М.: ТЦ «Сфера», 2013.