Взаимодействие детского сада и семьи как необходимое условие реализации ФГОС ДО

Разделы: Работа с дошкольниками


В соответствии с требованиями ФГОС ДО возрастает роль родителей в воспитании ребенка. Родители становятся полноправными участниками образовательного процесса: участвуют в разработке и реализации программы, в мероприятиях детского сада, проектной деятельности, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка. Для реализации этих требований необходимо построение системы взаимоотношений «дети – родители – педагоги», которая будет эффективно работать для реализации задач, стоящих перед каждой конкретной дошкольной образовательной организацией.
Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. В соответствии с этим необходимо выстраивать отношения с родителями, основанные на взаимодействии и сотрудничестве.

Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

Основные направления взаимодействия с родителями

  1. Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи.
  2. Информационно-просвещенческое обеспечение взаимодействия.
  3. Совместная деятельность педагогов и родителей в образовательном процессе.

Построение системы взаимодействия с родителями, основанной на принципах федерального государственного стандарта, полноценное решение поставленных задач возможно лишь при условии грамотного педагогического подхода. Формирование педагогических компетенций во взаимодействии с родителями наиболее эффективно осуществляется в рамках методического объединения педагогов.

Методическое объединение, как правило, включает педагогов с различным опытом работы, своим видением поставленной проблемы и методами её решения, находками в педагогической деятельности. Это предоставляет широкие возможности для обмена опытом. В то же время теоретические, научные подходы, на которых базируется ФГОС, так же важны для изучения. Поэтому, положив в основу деятельности МО рассмотрение основных направлений взаимодействия с родителями, использовали разнообразные формы работы с педагогами, направленные на развитие и повышение творческого потенциала.

Содержание занятий состоит из 4 частей, каждая из которых имеет свою цель:

«Педагогический класс» – изучение теоретических и методических аспектов проблемы. Здесь в форме презентаций, лекций, деловых бесед педагоги знакомятся с методологическими основами проблемы.

«Педагогическая мастерская» – включает практическую деятельность педагогов. Это работа в творческих группах, аналитическая деятельность, дискуссии, где педагоги могут на практике применить имеющийся опыт, высказать точку зрения. В каждое занятие в этой части включаются игровые упражнения и тренинги, которые педагоги в дальнейшем могут использовать при проведении различных форм работы с родителями. (Некоторые из используемых игр представлены ниже).

«Педагогическая гостиная» – предполагает обмен опытом работы. Это и презентации из опыта работы, фрагменты открытых мероприятий, обмен опытом в ходе круглого стола. Открытые мероприятия с родителями могут быть вынесены в отдельное мероприятие.

«Педагогическая копилка» – накопление банка материалов. За время работы собран и разработан практический материал – это буклеты, сценарии мероприятий, тематические папки, сборник игр, методические рекомендации, которые педагоги в дальнейшем используют в работе.

Такое построение занятий позволяет разнообразить деятельность педагогов, активизировать каждого, дает возможность проявить себя, высказать свое мнение.

В план деятельности методического объединения включается занятие, которое проводит педагог – психолог. Психологическое сопровождение деятельности МО создает условие для динамики личностной активности его участников и обеспечивает достижение поставленных целей. Выдвинутая проблема рассматривается с точки зрения психологии, даются практические рекомендации. Например, педагог – психолог совместно с педагогами выделили трудности в общении, которые складываются между воспитателями и родителями, их причины и возможности преодоления этих трудностей.

План работы методического объединения «Взаимодействие с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи:

  1. Познакомиться с новыми подходами к взаимодействию детского сада и семьи в контексте ФГОС;
  2. Расширить, обобщить знания педагогов о формах, методах, содержании работы с родителями по различным направлениям детской деятельности в ходе реализации образовательной программы;
  3. Активизировать деятельность педагогов по обобщению, распространению и внедрению в практику работы эффективного педагогического опыта взаимодействия с родителями.
  Тема, содержание работы Способы организации

1.

  1. Утверждение плана работы МО
  2. Заполнение анкеты участника МО.
  3. Литература по теме «Взаимодействие детского сада и семьи»
  4. Взаимодействие ДОО и семьи в контексте ФГОС.
  5. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО Домашнее задание – подготовка буклета – презентации своей группы.
  • работа с анкетой
  • выставка литературы
  • презентация
  • беседа-интервью

2.

Тема: Построение взаимоотношений с родителями в современном образовательном пространстве.

Трудности во взаимоотношениях с родителями, пути их преодоления – педагог-психолог

  • круглый стол
  • тренинг

3.

 

 

Тема: Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи

1 часть. «Педагогический класс».

  1. Цели и задачи изучения семьи, её воспитательных возможностей.
  2. Формы проведения анализа и диагностики.

2 часть. «Педагогическая мастерская» –

  1. Практикум – работа с результатами анкетирования родителей.
  2. Тренинг, игра

3 часть. «Педагогическая гостиная» –

  1. Выступления из опыта работы

4 часть. «Педагогическая копилка» – банк материалов

  1. Тематическая папка «Анкеты для родителей»

 

 

лекция, презентация

 

работа в группах

 

практическая деятельность

 

коллективная деятельность комплектование папки

4.

Тема: Информационно – просветительское обеспечение взаимодействия с родителями

1 часть. «Педагогический класс»

  1. Особенности организации и проведения информационно-познавательных форм работы с родителями.

2 часть. «Педагогическая мастерская»

  1. Круглый стол «Наглядные формы работы с семьей: формальность или эффективное средство взаимодействия?»
  2. «Педагогический сундучок» – Идеи для информационного просвещения и привлечения родителей к жизни детского сада
  3. Тренинг/игра

3 часть. «Педагогическая гостиная»

  1. Выступления из опыта работы

4 часть. «Педагогическая копилка» – банк материалов

  1. Конспекта /сценарий мероприятия, направленного на психолого – педагогическое просвещение родителей (собрание, семинар – практикум, родительский лекторий и др.)

 

 

презентация,

коллективная деятельность

дискуссия

 

 

творческая деятельность

 

тренинг

5.

Тема: Совместная деятельность детского сада и семьи в образовательном процессе, активные формы взаимодействия.

1 часть. «Педагогический класс»

  1. Основные аспекты совместной деятельности детского сада и семьи в современных условиях.

2 часть. «Педагогическая мастерская»

  1. Открытый показ совместного мероприятия с родителями (из опыта работы)
  2. Игра.

3 часть. Педагогическая гостиная

  1. Выступления из опыта работы
  2. Интерактивные формы взаимодействия с родителями.

4 часть. «Педагогическая копилка»

  1. Тематическая папка – конспекты досуговых форм работы с родителями.
  2. Подведение итогов работы МО

 

 

презентация

 

Практическая деятельность

 

презентации

Совместная деятельность

 

Анализ работы

Беседа-интервью «Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО»

  1. Самый часто задаваемый родителями вопрос?
  2. Назовите наиболее интересное и запоминающиеся мероприятие с родителями ?
  3. Самый смешной диалог с родителями (можно с участием детей)?
  4. Мудрое изречение родителей о воспитании детей (поступок)?
  5. Ваш педагогический совет – пожелание родителям?

Предлагаю различные игры и тренинги, которые были использованы в практической части «педагогическая мастерская». [1], [5], [7], [8].

«Алфавит»

Педагогам предлагается на экране алфавит, на каждую букву назвать форму работы с родителями (традиционную, нетрадиционную) или слова, которые могли бы войти в глоссарий по теме «Взаимодействие с родителями»

Тренинг «Конкурс хвастунов» 

Педагоги садятся в круг.

Сегодня мы проведём конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться надо не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, какие достоинства у него есть, чем он может понравиться другим.

Игра «Бантики» 

Цель: помочь анализировать свои личностные качества как родителя.

Для игры необходимо дерево и 2 вида бантиков – синие и красные.

Каждый из участников выступает в роли «родителя». На дерево поочередно прикрепляет бантики и говорит:

  • красный бантик – за что я могу себя похвалить, как родителя
  • синий бантик – какие недостатки вижу в себе, как родителе.

Н-р, «Прикрепляю красный бант, т.к. внимательно выслушиваю ребенка, а синий – часто ругаюсь».

Игра «Если бы я был ребенком» 

Педагогам предлагается представить себя ребенком.

– Ваше самое большое желание (осуществленное/ неосуществленное) в детстве?

– Если бы вы были ребенком сегодня, что бы вы сделали?

Игра «Круг»

Цель: раскрыть эмоциональные ощущения от негативных установок, транслируемых взрослыми детям.

Участники делятся на 2 группы.

1 группа сидит на стульях, образуя круг, лицом друг к другу. За их спинами встают игроки второй группы. Они высказывают негативные установки игрокам 1 группы «Лентяй, ты опять не убрал свои игрушки» и т.д.

Вед: Что вы почувствовали?

Принцип №1 общения – «Говорить нужно о ситуации, а не о личности»

Сказать то же самое, но наоборот. К каждому негативному высказыванию подобрать позитивное.

Принцип №2 Использование принципа «Я сообщение»

Принцип №3 «Хвалить следует поступки, а не характер»

Упражнение «Вырази сочувствие» 

Давайте потренируемся слушать и слышать своего ребенка. Я буду предлагать различные ситуации, а вы будете активно слушать и выражать сочувствие . .. решать проблему

«Я упал и у меня болит нога»

«Учили стихотворение, а я его не запомнил»

«Сашка меня сегодня обозвал обидным словом. Я плакала»

"Точка зрения"

Педагоги разбиваются по парам. Им задается тема общения, но один из них отстаивает одну точку зрения ("за"), другой – противоположную ("против").

Задача – склонить оппонента к своей точке зрения по определенной проблеме. Возможные темы:

– "Папа учит давать сдачу/ педагог учит конструктивным способам взаимодействия";

– "Педагог рекомендует проявлять к ребенку требовательность в выполнении культурно-гигиенических навыков (одевания/раздевания и пр.) /Мама говорит, "он еще маленький, нам его жалко ";

– "Вы предвзято относитесь к моему ребенку",/педагог дает рекомендации по коррекции поведения ребенка;

– "Вы никогда не даете роли в утренниках и праздниках моему ребенку, он что, самый не способный?" -/ ребенок на самом деле не справится.

Анализ: фактически идет работа с возражениями.

– Кто с удовлетворением принимает изменение своей точки зрения? Никто.

– Какие приемы позволяют сделать этот процесс более "гладким".

Упражнение «Кто эта маска?»  

Цель: развитие умения производить впечатление в соответствии с выбранным образом, восприятие образа.

Педагоги делятся на 2 группы, им предлагается разыграть образы родителей, одни выполняют роль зрителей (их задача – разгадать образ), другие – актёров (их задача: создать понятный образ). В качестве образов для инсценировки предлагаются варианты:

1 группа 2 группа
безотказный родитель очень грамотный родитель
«вечно недовольный» сильно занятый родитель

Анализ упражнения

  1. Что было для Вас проще: создать образ или угадать его?
  2. Появились ли у Вас какие-то ассоциации, воспоминания в связи с наблюдением того или иного образа?

Способны ли Вы с первого взгляда определить внутреннюю роль партнёра по общению?

Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»

 Цель: осознание эмоционального восприятия родителей воспитанников.

Педагогам предлагается в группах по 3-4 человека создать обобщённый портрет родителя, общение с которым вызывает у них отрицательные чувства. Затем создать портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции.

Анализ упражнения

  1. Какие эмоции вы испытали, создавая портрет родителя, с которым вам неприятно вступать в контакт? какие качества вы отразили в этом портрете? Были ли у вас в практике такие родители?
  2. Что вы чувствовали при создании портрета родителя, с которым вам приятно общаться? Есть ли в вашей группе такие родители?
  3. Как вы считаете, нужно ли искать пути контактов с теми родителями, которые вам неприятны.

Литература:

  1. Взаимодействие семьи и ДОУ/ сост. Н.А. Кочетова, И.А. Желтикова, М.А. Тверетина, – Волгоград: 2014.
  2. Зверева О. Л., Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». – М.: изд. Творческий центр «Сфера», 2005 .
  3. Козлова А.В., Дешулина Р.П. Работа ДОУ с семьей, М., ТЦ «Сфера», 2005.
  4. Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей, М., Издательство «Скрипторий», 2008.
  5. Практикум по профессиональной коммуникации педагогов: рекомендации, игры, тренинги автор-составитель Ельцова О.М., – Волгоград: Учитель, 2011.
  6. Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду, – М.: Айрис-пресс, 2009.
  7. Сертакова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, – СПб: Детство-пресс, 2013.
  8. Социальное партнёрство детского сада с родителями: сборник материалов/ сост. Т.В. Цветкова, – М.: ТЦ «Сфера», 2013.