Большая буква в кличках животных. 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель урока: Обобщить знания детей по изученной теме.

Задачи урока: Актуализировать знания о написании слов с большой буквы.

Планируемый результат: Уметь различать имена нарицательные и собственные, писать имена собственные с большой буквы.

Умения:

  • Разделять названия животных и их клички.
  • Записывать клички животных с большой буквы.

Педагогическая задача: воспитывать любовь к животным, работать над культурой поведения (клички).

I. Организационный момент.

Начинается урок,
Он пойдёт вам, дети, впрок.
Постарайтесь всё понять,
Чтобы грамотно писать!

Прочитайте пословицу “Умеешь сам – научи другого”, она будет девизом нашего урока.

II. Минутка чистописания

- А теперь приготовьте внимание, на минутку чистописания.

- Букву, которую будете писать, вы определите сами, расшифровав данную запись

Октябрь - о

Январь – з

Март - ?

Август - л

Д. Это буква в, октябрь - осенний месяц, январь – зимний, август – летний, март - весенний.

У. Определите последовательность букв в данном ряду.

ва, вб, вв,...

Д. Первая буква в, а вторые буквы идут в алфавитном порядке.

Самооценка

- Подчеркните самые красивые соединения букв, посчитайте, сколько красивых соединений вы подчеркнули, запишите на полях.

III. Повторение

- Посмотрите на доску.

ИВАНОВОЛГАЛЯЛТАНЯ

- Среди этих букв, спрятались имена собственные, не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их. С какой буквы будете писать? Подчеркните заглавную букву в словах.

ИВАН, ИВАНОВ, ИВАНОВО, ВОЛГА, ГАЛЯ, ЯЛТА, ТАНЯ, АНЯ

- Почему эти слова пишутся с большой буквы?

- В каких случаях еще пишется заглавная буква? ( в кличках животных)

IV. Постановка цели урока

У. - Кто догадался, над какой темой будем работать сегодня на уроке?

Д. - Сегодня на уроке научимся писать названия и клички животных.

У. - Послушайте звуки и определите, что это за животные (раздаются звуки животных, дети отгадывают, и появляется картинка с изображением этого животного)

- Кто может быть лишний? (ворона –дикая птица, кошка – не словарное слово)

- На какие две группы можно разделить? (птицы и животные)

- Запишите в столбик только словарные слова. С какой буквы будете писать? (с маленькой, потому что это слова нарицательные). Подчеркните опасные места в словах.

Сверка с доской.

- Проверьте написанное.

  • собака
  • петух
  • курица
  • корова
  • ворона

Работа с фразеологизмами.

Прочитайте фразеологизмы и объясните смысл.

Как курица лапой (писать небрежно, неаккуратно)

Вставать с петухами (вставать очень рано)

V. Работа над новой темой

- Придумайте и запишите кличку рядом с названием животного.

- Как будете писать клички? (с большой буквы, это слова собственные)

- Прочитайте, какие клички вы записали.

- У вас есть домашние животные? Какие и как их зовут?

- А можно давать клички людям? (нет, у людей имена, у животных клички)

- Часто ребята придумывают своим товарищам различные обидные клички, переделывают их имена и фамилии и не понимают, что тем самым глубоко   оскорбляют человеческое достоинство.

- Как вы считаете, можно ли назвать таких людей воспитанными, культурными? Почему?

Умение отличать имена нарицательные и собственные.

Физкульминутка.

- Я называю слово, если оно нарицательное – хлопните в ладоши, если собственное –топните.

Дом, Даша, машина, рука, птица, Елизавета, Иванова, ромашка, дерево, Сергеевич, шарик.

Почему вы хлопнули, услышав слово “шарик”? (кличка собаки)

Почему вы топнули? (воздушный шарик)

Письмо имен нарицательных и собственных.

- В русском языке есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному.

Определите, в каком предложении будет имя нарицательное, а в каком собственное? Посоветуйтесь в паре. Запишите оба предложения, заменив картинку словом.

Сторожит дом .

Красный лопнул.

Взаимопроверка.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга.

- Ребята, вы любите сказки?

Посмотрим, знаете ли вы самых известных героев.

По классу развешаны слова, соберите их и распределите в два столбика (на собственные и нарицательные)

  • ЛИСА АЛИСА
  • СОБАКА ШАРИК
  • МЕДВЕЖОНОК ВИННИ-ПУХ
  • ПОРОСЁНОК ПЯТАЧОК
  • КУРОЧКА РЯБА
  • ОСЛИК ИА
  • ДЯДЯ ФЁДОР
  • ЦАРЬ САЛТАН
  • КРОКОДИЛ ГЕНА
  • ДОКТОР АЙБОЛИТ
  • СЕСТРИЦА АЛЁНУШКА
  • БРАТЕЦ ИВАНУШКА

- С какой буквы пишутся слова первого столбика? (с маленькой, это имена нарицательные)

- Как напишите слова второго столбика? ( с большой буквы, это слова собственные)

- Запишите три пары слов (один ученик за доской)

Проверка с доски

- Вы любите мультфильмы? Угадайте героев (после ответа детей появляется картина с изображением героя)

Кота добрей на свете не сыскать,
Мышам-проказникам он может все прощать.
(кот Леопольд)

Вся жизнь кота — гонки за мышкой,
С которой плетут друг на друга интрижки.
(кот Том)

В Простоквашино живёт
Этот очень хитрый кот.
(кот Матроскин.)

В этой сказке кот слепой,
Ходит он всегда с лисой.
(кот Базилио)

- Поработайте в парах, составьте и запишите предложение про одного из котов.

Проверка

- Слушаем и выбираем самое красивое предложение.

VI. Рефлексия

Закончите одно из предложений

- На уроке я ...

- Я понял (а)...

- Мне было ...

- Мне надо ещё ...

Девиз нашего урока был “Умеешь сам научи другого”, кого и чему вы можете теперь научить?

VII. Домашнее задание.

- У вас на партах лежат по 2 карточки, выберите и возьмите ту, задание в которой вам хочется выполнить.

1) Спишите текст, заменяя картинки словами, и придумайте людям имена, а животным клички.

Летом и жили в ... .

По утрам кормила ..., а - ... .

Во дворе у ... жили ... , ... и ... .

2) Имена ребят спрятались внутри весёлых подписей.

Найди их и запиши в тетрадь.

В подвал я шёл без страха!
На даче малина уже поспела.
На метро лягушки не ездят.
Осла в автобусе не возят.
Турист до города шагал три часа.
Принёс черновик, а тетрадь забыл.

Купил фен сестре, а бигуди – маме.
Почему же снег оранжевым не бывает?
Маленький был щенок, а тявкал громко.
Комары жужжали в палатке до рассвета.
Нарисовал в овале – розу, а в круге – мак.
На столе – груши, яблоки, абрикосы, сливы.
Не приходи никогда на урок с ананасом в портфеле.
Археологи в земле нашли клад с золотыми монетами.