Цели:
- повторение, систематизация, обобщение знаний, полученных при изучении раздела “Природа и мы”;
- развитие речи, мышления, творческих способностей.
Планируемые результаты:
- предметные: умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух.
- регулятивные: формирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
- познавательные: умение работать с текстом; анализ прочитанных произведений, поиск необходимой информации в ЭОР
- коммуникативные: устные ответы на вопросы, осмысление правил взаимодействия в паре и группе, доказательства своей точки зрение
- личностные: привитие нравственных ценностей (любовь к природе, к животным, малой родине), развитие самостоятельности, взаимовыручки.
Ход урока
Класс разделен на две команды. Сидят за партами группой – командой.
I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
- Улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наш урок.
Всем известно, что у нас
Самый лучший в школе класс!
Здесь девочки? (Да)
Здесь мальчики? (Да)
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будем мы старательно,
А слушать будем мы внимательно!.
Чтобы нам умнее стать,
Мы готовы начинать.
У.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
II. Речевая разминка: (Слайд 2)
Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели
Поднимались в небеса
Их под звон и гомон птичий
Охраняет друг-лесничий
Дети: Читают глазами, шепотом, в парах, на память
- Кто такой лесничий?
- Как его можно назвать другим словом?
III. Актуализация знаний
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в некоторое царство, в некоторое государство, а в какое именно, вы вскоре узнаете.
- Послушайте, как все начиналось. (Читает учитель)
Жили-были Иван-Царевич и Елена - Прекрасная. Однажды гуляли они в роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. (Слайды 3).
Опечалился Иван-царевич, упал на землю и залился горючими слезами. А березка над ним шелестит: “Не плачь, добрый молодец! Найдешь ты Елену-Прекрасную у Кащея Бессмертного в невиданном царстве” (Слайды 4).
- Итак, отправился Иван-Царевич в далекий путь.
У. Ребята, хотите узнать, что было дальше и помочь нашему герою вернуть Елену -Прекрасную?
- Почитаем сказку дальше (Чтение по индивидуальным карточкам)
Карточка № 1 (Читают дети)
- Долго ли, коротко ли шел он, и на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута, а на веревке той задание, выполнив которое Иван-Царевич узнает название того царства невиданного, переберётся на противоположный берег.
Задание 1 (слайд 5)
- Посмотрите на доску и назовите писателей, которых вы видите.
- Что объединяет этих писателей?
- Что вы можете сказать о этих писателях? (краткие сообщения учащихся о данных писателях)
- - Какой раздел мы закончили читать?
- - Как вы понимаете название раздела?
- Кто догадать, какая тема нашего урока?
- Исходя из темы урока, скажите, чем сегодня мы займемся на уроке?
У. Сегодня мы еще раз вспомним прочитанные произведения данных писателей.
И выявим лучшего знатока раздела
Задание 2. (Слайд 6)
- Какое произведение открывает раздел? (Д.Н.Мамин-Сибиряк. “Приёмыш”).
- В этом произведении сорока лишилась хвоста.(М.М.Пришвин.“Выскочка”).
- Опасность надвигалась гуськом, передний был в пяти шагах от героя. (Е.И.Чарушин. “Кабан”).
- Этому герою пришлось учиться жизни самому, без помощи родителей. (В.П.Астафьев. “Стрижонок Скрип”).
- Они были разными, но дружба их – крепкой. (А.И.Куприн. “Барбос и Жулька”).
- Он был приёмным членом семьи, но очень любимым.(Д.Н.Мамин-Сибиряк. “Приёмыш”).
(команды по очереди отвечают на вопросы)
С вашей помощью Иван-Царевич благополучно миновал реку. А за ней – лес. Прочитаем, что же было дальше:
Карточка № 2 (Читают дети)
- Темнело. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках, видит: стоит Баба-Яга и что-то варит в большом котле. Увидела царевича и говорит: “Знаю-знаю, зачем пришел Иван-Царевич. Раз ты заглянул в наше царство, есть у меня задания для тебя. Коли выполнишь – помогу тебе, милок, а коли уж нет, то окажешься в моём отваре” (Слайд 7).
- Поможеи Ивану-Царевичу? Выполним задание на карточках, необходимо соединить автора с его произведением. Ребята, чтобы не подвести Ивана, вы должны сработать дружно, в парах, тогда у вас быстрее получиться выполнить задание.
Задание 3.
(Работа в парах по индивидуальным карточкам).
Д.Н.Мамин-Сибиряк “Выскочка” А.И.Куприн “Кабан” В.П.Астафьев “Приёмыш” Е.И.Чарушин “Стрижонок Скрип” М.М.Пришвин “Барбос и Жулька”
- Проверим, как вы выполнили задание
(Дети читают ответы и проверяют на экране) (Слайд 8)
- Что же дальше в нашей сказке?
Карточка № 3 (Читают дети)
- “Ух, и уморила ты, бабка, нас”, - говорит царевич. Без физ. минутки не обойтись.
Физкультминутка (звучит фонограмма из программы “В мире животных” цвет зеленый).
Мы шагаем, мы шагаем
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко. (Ходьба с подниманием рук.)
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берём
И назад в дупло кладём, (Наклоны вперёд, руками коснуться пола, выпрямится, поднять руки вверх.)
Впереди из – за куста
Смотрим хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим. (Бег на носочках.)
На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться. (Наклоны вперёд.)
Как много мы увидели
И речку, и цветы.
Узнали много нового
И я, и ты, и мы.
У. - Прочитаем сказку дальше.
Карточка №4 (Читают дети цепочкой)
- “Скажи, Иван, спасибо ребятам. Вот теперь, – говорит Баба-Яга, – могу дать тебе волшебный клубочек, который укажет дорогу к Кощею”.
- Недолго думая, Иван-Царевич бросил клубок ниток на землю, и тот быстро “побежал” вперёд, да так быстро, что добрый молодец едва успевал за ним. Клубок докатился, да птицей обернулся, и улетела она высоко-высоко. Стоит Иван Царевич на распутье и читает надписи на камнях: “Направо пойдешь – любимую не найдёшь. Налево пойдешь – любимую найдешь, да голову сложишь. Прямо пойдёшь – ничего не найдёшь и любимую потеряешь”. Рассердился царевич, да Бабу-Ягу недобрым словом вспомнил, вдруг откуда ни возьмись выскочила белка: “Приглядись, Иванушка, к камешкам. Под каждым задание лежит. Какое выполнишь быстрее, там свой верный путь найдешь – не ошибёшься” (Слайд 9 ).
Задание 4
Бюро находок. (Коллективная работа Слайд 10)
Узнайте из каких произведений эти предметы.
Нора Стрижонок Скрип Рога Кабан Хвост Выскочка Миска Барбос и Жулька Лодка Приёмыш Метла Кабан
- Задание под следующим камнем такое
Задание 5. “Трудные слова” (Работа с ЭОР dik.akademik.ru )
Объясните значение следующих слов (Слайд 11)
- Сталактит (имеющий форму сосульки, спускающейся с потолка пещеры, известковый нарост).
- Яр (крутой берег).
- Сайма (рыбацкая стоянка).
- Марал (крупный сибирский и среднеазиатский олень с большими рогами).
- Заполошно (суматошно, неспокойно, взбалмашно).
- Фестон (один из выступов зубчатой каймы по краям штор, занавесок, отделки женского платья, белья).
Задание 6. “Узнай по описанию”
Ребята, опять для нас есть задание. Чтобы сократить время, поработаем в группе. Каждая группа будет выполнять одно из заданий. Так мы быстрее доберёмся до Кощея.
- Необходимо каждой группе прочитать отрывки из произведения. Назвать произведение, автора.
(Детям раздаются карточки с отрывками произведений, Дети прочитывают их самостоятельно, обсуждают ответ в группах)
- Он серого цвета. Баловства не любит. Чуть где-нибудь непорядок – суета или драка, - он, не торопясь, пришагает и ткнёт кого надо клювом. начальник – птица! (Это серый журавль. Из рассказа “Кабан” Е.И.Чарушина).
- Она была маленькая, тонконогая с гладкой черной шерстью и жёлтыми подпалинами над бровями и на груди. (Жулька. Рассказ “Барбос и Жулька”. А.И.Куприн).
- Он как человек тосковал. Выйдет на берег, встанет на одну ногу и начнёт кричать. Да ведь так жалобно кричит... (Лебедь. Рассказ “Приёмыш”. Д.Н.Мамин-Сибиряк).
- Ей было очень тяжело одной прокормить детей. Но она была хорошая мать. (Мама-стрижиха. “Стрижонок Скрип”. В.П. Астафьев).
- Весёлая она была, всем нравилась: ушки как рожки, хвостик колечком, зубки беленькие, как чеснок. (Собака Вьюшка. “Выскочка”. М.М.Пришвин).
- Летом он постоянно с головы до конца хвоста бывал унизан колючими “репяхами”, осенью же клоки шерсти на его ногах, животе, извалявшись в грязи и потом высохнув, превращались в сотни коричневых ,болтающихся сталактитов. (Барбос. “Барбос и Жулька”. А.И.Куприн).
Ответы детей: каждая группа по очереди зачитывают отрывки с карточек, называют произведение, автора. (Слайд 12, 13)
- Молодцы, ребята, справились вы с заданием. Послушайте, что ждало Ивана дальше.
Карточка № 5 (Чтение детей)
Иван-Царевич появился перед Кощеем (Слайд 14), а тот говорит ему: “За Еленой-Прекрасной пришел, добрый молодец? Долго же ты шёл ко мне, много заданий пришлось выполнить. А в головушке-то твоей белокурой осталось хоть что-нибудь? Давай мирно договоримся. Выполнишь последнее задание мое – забирай Елену-Прекрасную, а коли нет – голова твоя с плеч долой!”
– Делать нечего, согласился Иван.
- Что общего в произведениях данного раздела?
Учитель: Писатели рассказывают о жизни животных, показывают нам отношение человека к природе. Учат нас любить природу.
- Прочитаем выразительно строки: ( Слайд 15)
Дети:
Любите родную природу-озёра ,леса и поля.
Ведь это же наша с тобою навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились, живём мы с тобою на ней
Так будем же, люди, все вместе мы к ней относиться добрей.
- Молодцы, и здесь вы помогли Ивану-Царевичу.
Учитель - Удивился Кощей Бессмертный нашим знаниям, не рассчитывал на это и решил отпустить возлюбленную Ивана. Открылась потайная дверь, и вышла Елена - Прекрасная. (Слайд 16)
Вскоре сыграли они свадьбу и стали жить в мире и согласии.
А Иван-Царевич благодарит вас за активную помощь ему хочет узнать
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Все препятствия мы преодолели, а теперь оцените свою работу на уроке.
Посмотрите, какие красивые смайлики подарил нам Иван-Царевич. Возьмите карточку со своим именем и поместите ее на доску под соответствующий смайл.
- если было интересно, трудности на пути не возникали под веселый смайл;
- если вы немного в чем-то затруднялись, под второй смайл;
- если на уроке было скучно, на пути было много трудностей под смайл три.
Иван-Царевич говорит, что в жизни всё получится, главное не унывать
Используемая литература:
1. “Литературное чтение”. Л.Ф. Климанова, Москва Просвещение, 2015 г..
2. Поурочные разработки по литературному чтению, Ф.В. Кутявина, Москва “ВАКО” 2015
3. Фотографии с сайта fotto.ru.
4. Иллюстрации к русским народным сказкам с сайта skazochnikonline.ru› illjustracii...skazkam...russkim