Цели и задачи внеклассного мероприятия:
- расширение кругозора учащихся;
- повторение и углубление знаний по математике и экономике;
- повышение познавательного интереса к математике и экономике;
- развитие логического и аналитического мышления.
Оборудование:
- Персональный компьютер, проектор, экран
- Чистая бумага, ручки
- Сигнальные карточки
Предварительная работа перед мероприятием:
- Составить две команды
- Придумать командам математически-экономические названия и девиз
- Нарисовать логотип для команд в соответствии с названием команды
- Подготовить представление команд
Ход мероприятия
Вступление
Вы – финансово-кредитные учреждения, которые осуществляют денежные расчеты и наращивают “капитал” (Слайд 1)
Вы – банки. (Представление каждой команды)
Ваша задача: решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал. У вас есть акционеры, которые отвечая на вопросы, тоже будут приносить вам прибыль.
В конце игры группа аудиторов /жюри/ подведет итоги поединка и выявит наиболее сильный “банк”, в состав жюри входят представители педагогического состава и студенческого совета.
Ознакомимся с правилами игры /оформлены в печатном варианте и представлены на экране/ (слайд 2)
Правила игры:
Выбрать управляющих банками, которые имеют право принимать окончательное решение по выбору ответа.
Стартовый капитал каждого банка – 1000 р.
Каждому банку предлагается по очереди выбрать себе задания стоимостью от 50 до 200 р.
Если команда дает правильный ответ, то ее капитал увеличивается на стоимость задания.
Если ответ неправильный, то капитал уменьшается на:
- на 50% стоимости задания, если другой банк также не сможет ответить верно
- на 100% стоимости задания, если другой банк дает правильный ответ, а команда, представляющая этот банк получает прибавку к своему капиталу, равную 100% стоимости задания.
Команда может продать свое задание по взаимному согласию, при решении задания ее капитал увеличивается на стоимость задания.
Время на обдумывания задания зависит от его сложности
Стоимость задания, р. | 50 | 100 | 150 | 200 |
Время | 30 с | 1 м | 1 м 30 с | 2 м |
Каждый акционер может помочь своему банку: за дополнительный правильный ответ капитал банка увеличивается на 50 р.
Победителем считается тот банк, у которого больше “денег”.
Все вопросы игры оформлены в виде таблицы с применением гиперссылок в приложении MS Office PowerPoint
Вопросы стоимостью 50 р.
Мастерица связала свитер и продала его за 100 р. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка пряжи по 20 р. за моток, на украшение понадобился бисер стоимостью 10 р. (ответ: 30 р.)
Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли. Один выручил от продажи товара 5000 р., а его расходы составили 3000 р. Другой наторговал на 1000 р. меньше, но и затратил всего 2000 р. Кто выиграл спор? (ответ: никто)
Костюм стоит 110 долларов. Сколько рублей надо заплатить за этот костюм, если курс рубля по отношению к доллару составляет 79 р.? (ответ: 8690 р.)
Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 3 р. каждая и стали продавать их по 5 р. за штуку. Какой доход они получат? (ответ: 200 р.)
Отец дал одному сыну 150 р., а другому – 100 р. Оказалось, что оба мальчика вместе увеличили свой капитал на 150 р. Как это объяснить? (ответ: всего их было трое – дед, сын и внук. Дед дал сыну 150 р., сын сыну (внуку) 100 р, у сына 50 р, а вместе 150 рублей)
Лиса купила у пчел 100 кг меда за 1000 р., а на рынке стала продавать его по 12 р. за килограмм. Какой доход получит лиса? (ответ: 200 р.)
Вопросы стоимостью 100 р.
Оля печет пирожки и продает их на рынке. В первый день она продала 100 пирожков по цене 1 р. за пирожок. На следующий день она снизила цену на 10% и продала 110 пирожков. В какой день она заработала больше и на сколько? (ответ в первый день больше на 1 р.)
Вкладчик положил в банк 100000 р. Через год он забрал из банка 150000 р. Сколько % составила прибыль? (ответ 50%)
Выручка от продажи продукции составила 50000 р. При этом было израсходовано
- сырье – 20000р.
- топливо – 1500 р.
- зарплата – 14500 р.
- налоги – 4500 р. Какова прибыль предприятия и его рентабельность?
(ответ: прибыль – 9500 р., рентабельность – 23,5%)
Мальчик продавал на рынке щенка. Мимо шли три мальчика, собрали по 100 р. и купили его за 300 р. Мальчику показалось, что он дорого продал щенка и побежал догонять мальчишек, чтобы отдать им 50 р. “Как же они поделят 50 р. на троих?” - подумал мальчик и решил 20 р. оставить себе. Получилось, что каждый из мальчишек заплатил по 90 р., т.е. купили щенка за 270 р., продавец оставил себе 20 р. А куда делось еще 10 р.? (ответ: складывать доходы и расходы нельзя, они должны быть равны)
Два мальчика решили купить книгу. Одному на покупку не хватало 5 р., второму – 1 р. Они сложили деньги, но их все равно не хватало. Сколько стоила книга? (ответ: 5 р.)
В доме 100 квартир. Сколько раз на табличках номеров будут встречаться цифра 9? (20)
Вопросы стоимостью 150 р.
Отец пообещал сыну за каждую пятерку бросать в копилку по 12 р., а за двойку сын должен возвращать по 10 р. отцу обратно. После того как было получено 20 пятерок, у сына в копилке осталось 86 р. Сколько двоек получил мальчик? (ответ: 8)
Вы продаете лимонад. Затраты на производство и реализацию 1 стакана лимонада составляют 30 к. По цене 60 к. можно реализовать 130 стаканов в день, а по цене 50 к. – 200 стаканов. Какова должна быть цена стакана лимонада, чтобы прибыль была наибольшей? (ответ: 50 к)
Дочка решила помочь маме приготовить ужин: салат, пюре и котлета. До прихода мамы оставался 1 час. На приготовление ужина необходимо затратить:
- Мытье овощей – 10 минут
- Резка овощей – 10 минут
- Чистка картофеля – 10 минут
- Варка картофеля 30 минут
- Приготовление пюре – 10 минут
- Приготовление котлет – 10 минут
- Жарка котлет – 30 минут
Сервировка стола – 10 минут. Всего 2 часа. В какой последовательности она должна готовить, чтобы ужин был готов к приходу мамы? (ответ: 1 – чистка картофеля, 2 – варка картофеля и в это же время приготовление котлет, их жарка и мытье и нарезка овощей, 3 – приготовление пюре. За оставшиеся 10 минут – сервировка стола)
У четырех братьев 45 р. Если деньги первого увеличить на 2 р., а второго уменьшить на 2 р., у третьего увеличить вдвое, а у четвертого уменьшить вдвое, то у всех братьев будет одинаковая сумма. Сколько денег у каждого первоначально? (ответ: 1 – 8 р., 2 – 12 р., 3 – 5 р., 4 – 20р.)
В каком случае верно равенство 19+15=10? (ответ: 19 часов = 7 часов, 15 часов = 3 часа)
Сколько будет, если полсотни разделить на половину? (ответ: 100)
Вопросы стоимостью 200 р.
У вашего банка есть различные варианты использования капитала:
- Вложить 80 р. и получить 100 р
- Вложить 20 р. получить 30 р.
- Вложить 100 р. и получить 140 р. Какой вариант вы выберите и почему? (ответ: второй)
- В ваш банк положили 500000 р. под 10% годовых. Какова будет сумма через полгода? (ответ: 525000 р.)
- Вклад в банк составляет 500000 р. Ставка составляет 10% в год. Сколько будет на счете у вкладчика через 5 лет? (ответ: 805000 р.)
Фермер продает лошадь по числу подковных гвоздей, которых у нее – 16. За первый гвоздь он просит 10 р., за второй 20 р., за третий – 40 р. и т.д., т.е. за каждый следующий гвоздь вдвое больше предыдущего. За сколько же фермер продает лошадь? (ответ: 635350 р.)
Какое самое большое число можно написать четырьмя единицами? (ответ: 1111 = 250 миллиардов)
Как в общем виде записать число, которое при делении на 5 дает остаток? (ответ: таких чисел нет).
Вопросы акционерам
1 гейм
Продолжи пары слов:
Дорого – дешево доход – Оптом – в розницу прибыль – Поставщик – Продавец – Потребление –
Судно по озеру плывет и тяжелый груз везет,
Но стоит букву заменить, так можешь акции купить. (Баржа – биржа)
Угадай, кто, как зовется, что за деньги продается.
Это не чудесный дар, а просто – напросто... (товар)
Возьми ты первую из нот, и к ней прибавь ты слово “ход”.
Получишь то, о чем мечтает любой, кто бизнес начинает. (Доход)
Тимофей носки связал и на рынке их продал.
Дешевле, чем стоили нитки. Получил одни...(убытки)
Чтоб продукты потреблять, в платьях ярких щеголять,
чтобы вкусно есть, и пить, надо все это...(купить).
Как вы помните, Карабас-Барабас был хозяином театра. Как на языке экономики можно назвать театр? Найдите ответ в строке, вычеркнув буква А, Г, Д. ДСАОГБДСДТГВАЕАННАГОДГСТГТЬ (собственность)
2 гейм - разгадайте ребусы
3 гейм
Что нужно иметь для получения дивидендов? (акции)
Как называется дело, приносящее доход? (бизнес, предпринимательство, коммерция...)
Что помогает увеличению продажи товара? (реклама)
Искусство коммерции – это искусство создавать условия, при которых покупатель убеждает себя сам и других о пользе покупки. Назовите литературных героев, которые действовали по этому принципу. (Том Сойер, Остап Бендер, Чичиков...)
Как называются деньги иностранного государства? (валюта)
Плата за кредит – это... (проценты)
Какими понятиями обозначается экономическая помощь? (субсидия, субвенция, заем, кредит)
Что такое уменьшение покупательной способности денег? (инфляция)
Посредник между покупателем и продавцом на бирже – это... (брокер)
Каким одним понятием можно назвать: вексель, банкнота, чек, акция? (ценная бумага)
А - В = С, если С – прибыль, что такое А и В? (А – доход, В – затраты или себестоимость)
Подведение итогов игры – работа аудиторов/жюри/ и занесение данных в оценочный лист,
Победителем считается та команда, которая имеет наибольшее количество капитала на счете в своем банке. Победители награждаются дипломами, участники – сертификатами.
Рефлексия
- Продолжи фразу:
- Мне понравилось......
- Я узнал......
- Мне не понравилось.......
Релаксация
- Активно работали ...
- Старались ...
- Жду большей активности от ...
Приложение 1. Оценочный лист
50 | 100 | 150 | 200 | Гейм 1 | Гейм 2 | Гейм 3 | Итог | |
Команда 1 Начальный капитал – 1000 р. |
1 2 3 4 5 6 |
1 2 3 4 5 6 |
1 2 3 4 5 6 |
1 2 3 4 5 6 |
1 2 3 4 5 6 7 |
1 2 3 4 5 6 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Конечная сумма - |
Команда 2 Начальный капитал – 1000 р. |
1 2 3 4 5 6 |
1 2 3 4 5 6 |
1 2 3 4 5 6 |
1 2 3 4 5 6 |
1 2 3 4 5 6 7 |
1 2 3 4 5 6 |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Конечная сумма - |