Тип урока: урок закрепления.
Основные цели:
- Систематизировать и обобщить знания и умения по теме: “Состав слова”, оценить их, выявить пробелы для дальнейшей работы , закрепить навыки разбора слова по составу.
- Развивать самостоятельные навыки учащихся; письменную речь, умения применять правила на письме; развивать орфографическую зоркость, внимание, память, способствовать развитию речи, делать выводы, анализировать.
- Повторять и закреплять изученные орфограммы.
- Формирование способов действий по выделению в слове окончания, основы, корня, приставки, суффикса.
- Воспитывать культуру поведения на уроке, воспитывать интерес к родному языку, соблюдение гигиенических норм; прививать внимание, аккуратность.
Планируемые результаты.
Предметные результаты достижения учащихся:
- различать и выделять основные части слова,
- формулировать словообразующую роль каждой части слова,
- объяснять причины изменения формы слова,
- конструировать алгоритм разбора слова по составу и использовать его при необходимости.
Метапредметные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; приобретение начального опыта применения знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; умение выполнять разбор слова по составу; проявлять терпение в учебной деятельности, работать в парах и самостоятельно, оценивать свои умения; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать.
Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Материалы к уроку:
- Демонстрационный материал: учебник “Русский язык ” Канакина.В.П, экран, проектор, презентация “Состав слова”.
- Раздаточный материал: карточки для парной работы, карточки с кроссвордом, индивидуальные карточки для минутки чистописания.
Ход урока
Слайд 1
1. Мотивация к учебной деятельности. (1 мин)
– Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Сегодня для нас волнительный и ответственный урок. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание.
Мы рады приветствовать вас в классе
Возможно есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло
Пусть будет уютно и очень легко.
2. Организация учебной деятельности на этапе (2 мин)
Сегодня на уроке мы будем вспоминать о...
Слайд 2
- Да, нам предстоят сегодня новогодние приключения.
Слайд 3 - щелчок
- На партах у вас лежит “новогодняя елочка”. Вы её будете украшать. Если вы отвечаете правильно, то цветными карандашами украшаете ее. А в конце урока мы посмотрим у кого будет самая нарядная елочка.
II. Минутка чистописания. (2 мин)
- С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания.)
- Давайте нарисуем бусы в тетради.
- Открываем тетради,
Слайд 4
- Рисуем бусы: @@@
- А дальше минутку чистописания выполняем самостоятельно, посмотрите на карточку № 1. И красиво, как на образце пропишите предложенные слова и предложения.
3. Актуализация знаний . Словарная работа. (5 мин)
- У вас на столе карточка № 2 с кроссвордом. Ваша задача вписать угаданное словарное слово в нужный номер.
1. Учебное помещение для занятий.
2. Верхняя женская или мужская одежда.
3. Корм для лошади.
4. Буквы в определенном порядке.
5. Лиственное дерево с белым стволом.
6. Красна девица сидит в темнице, а хвост на улице.
1 | к | л | а | с | с | |||
2 | п | а | л | ь | т | о | ||
3 | о | в | ё | с | ||||
4 | а | л | ф | а | в | и | т | |
5 | б | е | р | ё | з | а | ||
6 | м | о | р | к | о | в | ь |
- Внимательно посмотрите на отгаданный кроссворд.
- Можно ли из кроссворда понять тему нашего урока?
Слайд 5
- Состав чего? (слова) А еще чего может быть? (поезда, вещества, военный)
- Тема нашего урока повторение состава слова.
Проверка написания словарных слов.
- Кто не допустил ни одной ошибки рисуют на елке зеленый шар, кто допустил 1 ошибку синий и кто 2 и более красный шарик
4. Закрепление
1. Окончание (3 мин)
- Как всегда, перед Новым годом какие-то злые силы пытаются испортить детям праздник.
Слайд 6 - щелчок
- В этот раз они увезли нашу красавицу – елку. И мы отправляемся на поиски елки. Какой же Новый год без зеленой красавицы?
- Я уверена, что вы справитесь со всеми трудностями нашего пути! А идти мы будем к цели нашего урока: научиться разбирать слова по составу.
- Мы идем по заснеженным дорожкам, пробираемся по лесным занесенным тропинкам. Мы уже замерзли и устали.
Слайд
И вот впереди деревня
- И в первом же домике хозяева гостеприимно открыли нам двери.
Слайд
- хозяйка задает нам вопрос, прочитайте
(Среди предложенных слов найди лишнее, которое отличается по составу.)
Дети самостоятельно выполняют задание, называют варианты ответов.
- Почему “лишним” оказалось слово “аромат”?
(Дети: Только у этого слова нулевое окончание.)
- Что нужно было знать и уметь, чтобы ответить на этот вопрос?
(Дети: Нужно было уметь находить окончание слова.)
Слайд
Как найти окончание слова?
(Для этого слово надо изменить. Изменяемая часть слова и есть окончание. Неизменяемая часть слова – основа. )
Слайд
на слайде пример того, как можно изменить слово и найти окончание и основу.
- Запишите слово аромат в тетради и обозначьте у него окончание
- Ну что же, вы – молодцы! Мы уже приблизились к цели нашего путешествия.
2. Однокоренные слова и форма слова ( 5 мин)
Слайд
- Мы снова отправляемся в путь по зимнему лесу. И получаем следующее задание от этой красивой птицы. Кто это? (Снегирь).
Слайд
- Прочитайте задание от снегиря.
Дети читают: Выпиши в один столбик однокоренные слова, а в другой – одно и то же слово с разными окончаниями.
На карточке № 3 предложены вам эти слова.
Затем самостоятельно выполняют задание в тетрадях.
(2 ученика идут к доске)
- Прочитайте получившиеся группы слов. (Ученики читают свою работу.)
- Сравните свою работу с ответом снегиря.
Слайд
Стекло
стекл о
без стекл а
к стекл у
стёклышк о
застеклил и
стеклянный
стекляшк а
Учащиеся выполняют самопроверку
- В чем заключается отличие между этими группами слов?
- В однокоренных словах основы разные, а одно и то же слово в разных формах должно иметь одинаковую основу.
- Кто не допустил ни одной ошибки рисуют на елке зеленый шар, кто допустил 1 ошибку синий и кто 2 и более красный шарик
- Вы молодцы. Правильно выполнили задание снегиря. Мы продолжаем свой путь за елкой...
3. Основа слова.Самостоятельная работа учащихся (5 мин)
Слайд
- И попадаем на поляну, занесенную снегом, в гости к лесному великану – лосю. Следующий вопрос мы получим от него.
Слайд
- Из каких частей может состоять основа?
(Основа может состоять только из одного корня; из корня и суффикса; из приставки и корня; из приставки, корня и суффикса. )
Слайд
на экране появляются схемы всех возможных основ.
Слайд
- Из данных частей собери слова, подходящие к каждой схеме.
Дети самостоятельно выполняют задание.
- Сейчас мы проведем взаимопроверку работ. Поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаш, с его помощью вы можете исправить ошибки в тетради соседа.
Слайд
на слайде слова “собираются” из данных частей.
Дети проверяют тетради друг друга, карандашом ставят отметку, которую учитель позже обведет (если он согласен с отметкой) или зачеркнет.
- Кто не допустил ни одной ошибки рисуют на елке зеленый шар, кто допустил 1 ошибку синий и кто 2 и более красный шарик
5. ФИЗМИНУТКА (2 мин).
Молодцы! Пойдем дальше И для вас приготовил сюрприз житель страны Снеговиков.
Слайд.
Музыка
Звучит песенка Снеговика.
Лепим мы снеговика (имитация лепки снежков)
Из пушистого снежка.
Вот скатали первый ком,
(наклонившись “катают ком снега”)
Вот такой большущий он.
(разводят руками сверху через стороны вниз)
Ком второй чуть-чуть поменьше,
(то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)
Третий-это голова.
(чертят в воздухе круг)
Шляпа будет из ведра.
(над головой ставят ладони, как крышу)
Нос – морковка, а глаза –
(показывают пальцем нос, глаза)
Два весёлых уголька.
Всё, готов наш снеговик,
У него довольный вид.
Рот смеётся до ушей,
(показывают пальцем рот)
Веселит он всех детей.
(улыбаются)
Снеговик вдруг оживает
И ребяток догоняет.
4. РАЗБОР СЛОВА ПО СОСТАВУ (5 мин)
- И, конечно, Снеговик приготовил нам свое задание.
Слайд
Задание Снеговика: Разбери слова по составу.
Карточка № 4
Кисточка, рыбина, беспарусный, шумят, волнистый, накормит.
Самостоятельная работа учащихся в тетрадях.
(2 человека у доски)
Слайд
На экране появляются разобранные слова.
Дети проверяют свои работы,
- Кто не допустил ни одной ошибки рисуют на елке зеленый шар, кто допустил 1 ошибку синий и кто 2 и более красный шарик
Слайд
- Посмотрите, Дед Мороз говорит вам: “Молодцы!” Значит, мы на правильном пути.
Слайд
- На этот раз Дед Мороз сам дает вам задание
5. Работа с учебником (7 мин)
Стр. 97 упр 185. Найдите в предложение лишние слова. Запишите предложения без лишних слов. Подчеркните грамматическую основу в каждом предложении. Разберите по составу слово листочки
Слайд после каждого преждложения
Учитель задает следующие вопросы в зависимости от того, как дети справились с заданием:
- Почему слово “подводить” не вошло в первую группу?
- Кто не допустил ни одной ошибки рисуют на елке зеленый шар, кто допустил 1 ошибку синий и кто 2 и более красный шарик
Итог урока. Рефлексия. (2 мин)
- Мы добрались до цели нашего путешествия. И вот...
Слайд
музыка,
- Ура!!Мы нашли елочку и праздник спасен. .Я думаю, что сегодняшнее путешествие принесло вам массу позитива и пополнил вашу копилку знаний.
- Какую цель мы ставили на уроке?( повторить все что знаем о частях слова, закрепить умение правильно разбирать слова по составу)
- Нам удалось достичь цели?
- У кого возникли затруднения?
- Как вы считаете, достаточно ли нам тренировок сегодня на уроке.
У вас получились прекрасные елочки у кого
- 6 игрушек получает оценку “отлично”,
- 5-4 игрушки получает оценку “хорошо”
- 3 игрушки получает оценку “удовлетворительно”