Звук Й

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Логопедическое занятие по развитию фонематического слуха и формированию звуко-буквенного анализа в подготовительной группе “Звук Й”. Презентация в программе Microsoft PowerPoint 7.

Задачи:

Коррекционные:

  • закрепить навык правильного произношения звука Й в слогах, словах различной слоговой структуры, рифмованных текстах;
  • закрепить навыки звукового анализа и синтеза слов;
  • развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия;
  • развитие мелкой моторики;
  • формирование лексико – грамматических категорий:
  • согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже (тёплая, зелёная, дождливая весна)
  • умение образовывать прилагательные от существительных;
  • закрепить навык преобразования слов путем замены одного звука;
  • дифференциация звуков Й - Л - Ль в словах и рифмованных текстах;
  • развивать общую, пальчиковую и артикуляционную моторику, развивать психические процессы;
  • развивать навыки диалогической речи;

Оздоровительные:

  • создать благоприятный микроклимат на занятии;
  • учить снимать умственное напряжение через активизацию мелкой и общей моторики.

Развивающие:

  • развивать слуховое, зрительное внимание и память;

Воспитательные:

  • воспитывать стремление овладеть правильной речью;
  • воспитывать внимание к обращенной речи;
  • развивать чувство уверенности в себе, эмоциональную отзывчивость.

Пособия и материалы:

  • Презентация в программе Microsoft PowerPoint 7 “Звук Й”:
  • репродукции о весне (Левитан И. И.: “Март”, “Весна. Большая вода”, “Черёмуха”, “Цветущие яблони” ..., А. Саврасов “Грачи прилетели”, И. С. Остроухов "Первая зелень", Бакшеев В. Н. “В начале весны”, Виноградов С. А. “Весна”, “Ледоход на Двине”, Жуковский С. Ю. “Старая усадьба. Май”, Кустодиев Б. М. “Весна”).

Раздаточный материал:

  • схемы слогов,
  • цветные кружки гласного звука и согласных звуков:
  • магнитные буквы;
  • массажёр “Су-Джок”;
  • картинки: “ весёлое солнышко”, “грустная тучка”

Ход занятия

Оргмомент. Подведение к теме.

<Презентация. Слайд1>

Добрый день!

“Веера” - кинезиологические упражнения на развитие межполушарных связей

 <Презентация. Слайд2>

Какое сейчас время года? (Весна)

Самомассаж (массажёр “Су-Джок терапия”). Каждому слову соответствует движение шарика по ладони и пальцам.

Подложите шарик на правую ладонь, а левой сверху прижимаем его и катаем:

Ушла зима, пришла весна. - круговыми движениями катаем шарик на ладони
Нас очень радует она.
Небо синеет, солнышко греет, - на каждое слово закатываем шарик на все пальцы по очереди
Подснежник цветёт и трава зеленеет.

Затем меняем ладони.

<Презентация. Слайды3-5>

Показ репродукций.

Сейчас вы увидите прекрасные пейзажи русских художников о весне. А я расскажу вам об изменениях в природе в каждом весеннем месяце.

<Презентация. Слайд6>

Игра: “Скажи, какая?”

Я попрошу вас, ребята, рассказать о весне, какая она. Я буду называть слова предметы, а вы должны образовать (придумать) слово признак о весне.

весна – весенняя зелень - добро - веселье –
радость – радостная тепло – рано – звон –

Тема занятия

<Презентация. Слайд7>

Отгадайте загадку

Тащит соломинку к маленькому домику
Всех букашек он сильней
Наш трудяга ... Муравей

Определите последний звук в слове муравей

Й.

<Презентация. Слайд8>

Сегодня мы продолжаем знакомиться со звуком Й. И вместе с Колобком отправимся в увлекательное путешествие. Мы повстречаем на своём пути разных сказочных персонажей и будем выполнять их задания.

<Презентация. Слайд9>

Встреча с Машенькой: определите в названии какой картинки есть звук Й.

<Презентация.Слайды10-14>

чайка – ракушка лиса – йог воробей - шляпа

улитка – незнайка месяц – тройка

<Презентация. Слайд15>

Встреча с Михаил-Потапычем:

нужно дать характеристику звуку Й, приготовьте сигнальные карточки:

<Презентация. Слайд16>

Звук Й гласный или согласный? - дети показывают красную карточку

<Презентация. Слайд17>

Звонкий или глухой? - дети показывают колокольчик или наушники

<Презентация. Слайд18>

Твёрдый или мягкий? - дети показывают синюю или зелёную карточку

<Презентация. Слайд19>

Встреча со Старичком-Лесовичком. Отгадайте загадки. Определите место звука в слове.

<Презентация. Слайд20>

Фруктовый он и сливочный, 
На свете всех вкусней! 
Он в пластиковых баночках 
Для взрослых и детей.
(Йогурт)

<Презентация. Слайд21>

С молоком, лимоном, медом,
С тортом, или бутербродом,
Иди скорей гостей встречай
Наливай всем вкусный ...
(Чай)

<Презентация. Слайд22>

Под сосной построен Город
Из травинок и иголок.
Взад-вперёд снуют здесь жители,
По профессии - строители.
(Муравейник)

<Презентация. Слайд23>

Встреча со Змеем-Горынычем. Определите, какие слова состоят из трёх слогов.

<Презентация. Слайд24>

Дети показывают схемы.

<Презентация. Слайд25>

Встреча со Скоморохом. Ребята, скоморох приглашает вас прогуляться по весеннему лесу.

<Презентация. Слайд26>

Физкультминутка “Мы пришли в весенний лес”.

Мы пришли в весенний лес! шагают на месте
Сколько здесь вокруг чудес! широко разводят руки
Справа берёзка ветвями шумит. Вытягивают руку вправо
Слева — ёлка на нас глядит! вытягивают руку влево
На деревьях появились листочки, поднимают руки вверх и качают вправо – влево
А в траве распустились цветочки. наклоняются вниз и качают руками вправо – влево

<Презентация. Слайд27>

Дыхательная гимнастика с речедвигательной ритмикой - поём гласные звуки.

Составление слогов из букв, появляющихся на экране, помогаем себе движениями из речедвигательной ритмики.

<Презентация. Слайд28>

Составление из букв слова зайка

Дети составляют слово зайка: 1 ребенок – у доски, остальные – за столами.

Вопросы детям:

- Сколько всего звуков в этом слове?

- Сколько гласных звуков слове? Сколько согласных звуков?

- Определите место звука Й в слове зайка.

- Какой звук мы слышим перед звуком Й?

- Какой звук мы слышим после звука К?

- Какой звук мы слышим между звуками Й и А?

- Какой звук мы слышим в начале слова?

Встреча с Емелей. Помогите рассмешить царевну Несмеяну.

<Презентация. Слайд29>

Царевна Несмеяна

<Презентация. Слайд30>

Игра “Робот учит звуки Л – Ль – Й”

В словах различать на слух и показывать речедвигательной ритмикой звуки Й – Ль – Л:

Й – “Шапочка”

Ль - “Птичка”

Л – “Парус”

если нет звуков Л, Ль, Й - махните рукой.

В апреле.

Первый солнечный денёк,
Дует вешний ветерок.
Воробьи развеселились
В эти тёплые часы,
А сосульки прослезились
И повесили носы.
(В. Орлов)

<Презентация .Слайд31>

Не удалось рассмешить Несмеяну. Сделаем ещё одну попытку.

<Презентация. Слайд32>

Игра “Найди и исправь ошибки” Произноси правильно звук Й.

Мы вели себя достольно
И играли все спокольно.
Налетел пчелиный роль
Нелегка медведя рой.

<Презентация. Слайд33>

Грустит Несмеяна. Есть интересная игра-забава!

<Презентация. Слайд34>

Игра-диалог про медведя (Медведь, зайка, автор)

Педагог даёт трём детям на выбор зверюшек из кукольного театра (мишка, заяц и автор - любой персонаж). Дети одевают их на руку и представляют диалог-забаву. Затем актёры меняются.

- Эй, послушай, косолапый,
Разве можно кушать лапой?
- Нет, нельзя, - вздохнул он грустно,
- Только очень, очень вкусно.
Вот попробую немножно,
А потом пойду за ложкой.

<Презентация. Слайд35>

Ура! Удалось развеселить царевну Несмеяну!

<Презентация. Слайд36>

Итог.

Вот и закончилось наше путешествие. Мы вернулись в наш любимый детский садик.

  • Какой звук мы сегодня повторяли? (Звук Й)
  • Какой это звук? (Характеристика)
  • Какие слова вы запомнили со звуком Й? (Зайка, йог, ...)

Ребята, колобок всё путешествие помогал нам!

Рефлексия (у каждого ребёнка – “солнышко”, “тучка”)

Колобок спрашивает у вас:

Ребята, какое задание было самым интересным?

Ребята, какое задание было самым трудным? Кто вам его задавал?

Ребята, если вам понравилось занятие, задания – поднимите “солнышко”, а если было не очень интересно, грустно – то “тучку” (подсчитываю, делаю вывод).

<Презентация. Слайд37>

Ребята, вы молодцы. Занятие окончено.

<Презентация. Слайд38>

Источники.

  1. http://www.metodkabinet.eu/temkollekzii/Vesna_Arte.htm
  2. http://hqmp3.ru/
  3. http://pandia.org/
  4. Ольга Крупенчук. Интерактивная артикуляционная гимнастика /С.П.: “Издательство Литера”,  2014 - с. 5
  5. Речедвигательная ритмика/ А.Я. Мухина - М.: Астрель; (Библиотека логопеда)
  6. Информация и изображения, свободно распространяемые в сети Internet;
  7. https://yandex.ru/images/search?text=клипарт
  8. http://www.liveinternet.ru/users/svetlana-lina/post191958167/
  9. https://yandex.ru/images/search?text
  10. http://docfish.ru/documents/stihi-o-vesne-dlya-detey-shkolnikov-doshkolnikov-detskie-detskiy-sad