Учебно-познавательная компетентность младшего школьника в условиях реализации ФГОС НОО: понятие, специфика и этапы становления

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


В настоящее время внедрение ФГОС (Федерального Государственного образовательного стандарта) начального образования направлено на формирование младшего школьника, способного к дальнейшему успешному обучению и развитию на следующих ступенях образования. Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка, формирование умения учиться и способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом становится формирование универсальных учебных действий, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.

Младший школьный возраст – это период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности, от характера и результативности которой непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводит к становлению чувства компетентности – нового аспекта самосознания, который наряду с теоретическим рефлексивным мышлением можно считать центральным новообразованием данного возраста [1].

Учебно-познавательная компетентность как личностно-осмысленный опыт успешного осуществления учебно-познавательной деятельности занимает приоритетное место среди ключевых образовательных компетентностей, обозначенных федеральной стратегией модернизации образования. Данную компетентность   следует рассматривать как фактор социальной конкурентоспособности ребёнка, ибо она позволяет получить качественное общее среднее образование, затем овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, при необходимости сменить специальность. Ключевой характер данной компетентности проявляется еще и в том, что она обязательно входит в остальные компетентности, и их эффективная реализация во многом зависит от познавательной составляющей.

Согласно “Словарю русского языка” С.И. Ожегова “компетенция”:

1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен;

2) круг чьих-нибудь полномочий, прав.

Компетентный – знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области [2, 234].

Компетентность младшего школьника – совокупность личностных качеств ученика (целостно-смысловых ориентаций, универсальных учебных действий, способностей), обусловленных опытом его учебной деятельности в социально и личностно значимой сфере. Младшего школьника можно считать компетентным, если он:

  • имеет определенный объем и уровень знаний, предусмотренных программой начального образования;
  • обладает умениями, навыками и способностями качественно выполнять различные задания практического характера, добиваться выполнения поставленных задач;
  • умеет успешно учиться, является активным субъектом учебной деятельности, способен к рефлексивному поведению;
  • имеет адекватную самооценку: осознает (чувствует) себя авторитетным в учебной деятельности.

Если компетентность младшего школьника рассматривать как системное личностное качество (совокупность качеств и способностей личности), то можно выделить следующие составляющие:

  • мотивационно-творческая активность и направленность: любознательность, творческий интерес, чувство увлеченности, эмоциональный подъем, стремление к творческим достижениям, к лидерству, стремление к получению высокой оценки, чувство долга, ответственности, личностная значимость творческой деятельности, стремление к самообразованию и самовоспитанию;
  • интеллектуально-логические способности: умение анализировать, сравнивать, выделять главное, описывать явления, процессы, способность объяснять, доказывать, обосновывать, систематизировать и классифицировать;
  • интеллектуально-эвристические, интуитивные способности: способность генерировать идеи, фантазия, ассоциативность, критичность мышления, перенос знаний, умений, способность к оценочным суждениям;
  • способности к самоуправлению в учебной деятельности: целеполагание, целеустремленность, способность к планированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке, способность к рефлексии и коррекции, прилежание;
  • коммуникативные способности: способность аккумулировать и творчески использовать положительный опыт других, способность к сотрудничеству, умение отстаивать свою точку зрения;
  • индивидуальные особенности личности, способствующие успешной учебной деятельности: наиболее типичный темп деятельности, работоспособность [3, 135].

Компетентность младших школьников – это интегральное качество в единстве когнитивного, ценностного, мотивационного, эмоционального и поведенческого компонентов. Она проявляется и формируется в процессе учебной деятельности.

На каждом возрастном этапе у ребенка формируется и достигает определенного уровня развития какой-либо вид компетентности. Для того чтобы у младшего школьника успешно формировалась учебно-познавательная компетентность, к началу школьного обучения у него должна быть сформирована социально-психологическая компетентность. Социально-психологическая компетентность – формирование у дошкольников качеств, благодаря которым они могли бы общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, в класс, где дети заняты общим делом, и ему необходимо обладать достаточно гибкими способами установления взаимоотношений с другими детьми, уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь уступать и защищаться.

Социально-психологическая компетентность, сформировавшись в дошкольном возрасте, продолжает совершенствоваться во время обучения в школе. Она является фундаментом формирования учебно-познавательной компетентности младшего школьника.

Учебно-познавательная компетентность включает в себя умения:

  1. умение ставить цель и организовывать ее достижение, умение пояснить свою цель;
  2. организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
  3. умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
  4. умение ставить познавательные задачи, выбирать необходимые средства и пути ее разрешения, описывать результаты, формулировать выводы;
  • умение осуществлять развернутый и сокращенный виды контроля за ходом своей учебной деятельности;
  • умение переходить от работы с натуральными объектами к работе с символами; составлять проверочные задания.

Таким образом, к концу обучения в начальной школе младший школьник должен стать компетентным в учебной деятельности: овладеть набором теоретических знаний и уметь применять эти знания для решения конкретных задач и проблемных ситуаций.

Процесс формирования компетентности младших школьников очень сложный и противоречивый. Не каждый ребенок в процессе учебной деятельности становиться компетентным. Известно, что в любом классе, даже у самых компетентных учителей есть дети, которые прилежно учатся, усердно и успешно выполняют многие указания учителя, но они способны только репродуктивно осуществлять учебную деятельность, не проявляя активности и самостоятельности.

Формирование учебно-познавательной компетентности младших школьников происходит в три этапа:

I этап (1-2 класс): Формирование положительной мотивации к получению знаний.

II этап (3 класс): Освоение знаний, умений, навыков.

III этап (4 класс): Совершенствование знаний, умений и навыков; возникновение подлинной позиции учащегося.

I этап (1-2 класс): Формирование положительной мотивации учащихся к получению знаний.

Задача данного этапа: превратить внешние мотивы обучения, исходящие от педагогов, родителей, класса, общества (намеки, подсказки, требования, указания, понукания, принуждения) во внутренние мотивы учения, чтобы сам ученик захотел что-то сделать и сделал это. Следует обратить внимание маленьких учеников на то, что успешное овладение учебной деятельностью зависит от их усилий. В начале своей школьной жизни школьник хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия [4, 145].

Важнейшее значение для полноценного овладения учебной деятельностью имеют учебно-познавательные мотивы, мотивы собственного роста, самосовершенствования. В этом случае учение, получение новых знаний и умений приобретает для ученика глубокий личный смысл, поскольку становиться деятельностью, в ходе которой маленький ученик стремиться совершенствовать самого себя: “Хочу учиться, чтобы узнать то, что я еще не знаю”. Если младший школьник в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился, - значит, у него развивается учебная мотивация, связанная с содержанием учебной деятельности. Формирование такой учебной мотивации, которая соответствует содержанию обучения и придает смысл учению каждого ребенка, является одной из важнейших задач обучения не только на данном этапе становления компетентности, но и всего обучения в начальной школе.

На начальном этапе формирования компетентности очень важно сформировать стойкое положительное отношению к учению. Обучение следует организовать так, чтобы активизировать учебную деятельность школьников и развивать их познавательный интерес, который проявляется в эмоциональном отношении младшего школьника к предмету изучения. Л.С.Выготский писал: “Интерес – как бы естественный двигатель детского поведения... Педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность” [5, 84].

Очень важным моментом формирования компетентности на данном этапе является развитие активности младшего школьника как очень важного личностного качества. Активность определяет степень (интенсивность, прочность) “соприкосновение” ученика с предметом его деятельности.

Первый этап в становлении компетентности младших школьников является очень важным, фундаментальным. Мотивация играет ведущую роль в формировании компетентности, т.к. во многом именно мотивы ученика влияют на его желание учиться, стремиться к приобретению новых знаний, быть активным участником учебной деятельности. От успешного завершения первого этапа зависит: будет ли младший школьник компетентным в учебной деятельности к концу обучения в начальной школе.

II этап (3 класс): Освоение основных компонентов учебно-познавательной компетентности: знаний, умений и навыков; накопление определенного опыта учебной деятельности, осмысление и усвоение его.

После того как у младших школьников сформировалось желание учиться, стремление к приобретению знаний и они научились выделять учебную задачу, начинается новый этап в становлении их компетентности. Дети накапливают теоретические знания в процессе решения различных учебных задач, усваивая образцы общих способов действия. Обучение младших школьников на данном этапе имеет целью - постепенное превращение маленького ученика в учащегося, владеющего умениями и навыками рациональной учебной деятельности (общими приемами учебной работы). Эта задача должна осуществляться в тесном сотрудничестве учителя, психолога и родителей.

К концу данного этапа должен произойти переход от детской готовности стать школьником (“Пусть меня научат!”) к детской учебной самостоятельности, которая существует и обнаруживает себя лишь на уровне совместного действия класса по поиску способов решения новых задач под руководством взрослого.

Уже со 2 класса необходимо создавать условия для того, чтобы дети постепенно овладевали специфическими учебными приемами, помогающими им осваивать новые знания. Младший школьник к концу данного этапа должен овладеть различными приемами активной обработки (запоминания) сложного и большого по объёму материала. Чтобы разобраться в нем, школьнику необходимо проводить активную мыслительную обработку прочитанного материала, владея приемами:

  • смысловой группировки (разбивка текста на куски);
  • обозначения частей (дать каждой части название);
  • планирования материала;
  • выделения опорных пунктов (отдельные ключевые фразы);
  • составление опорной схемы, помогающей лучше запомнить и воспроизвести материал.

Для того чтобы младшие школьники к концу данного этапа овладели рациональными навыками и умениями, требуется систематическая, кропотливая работа учителя и родителей с соблюдением определённых правил. Во-первых, нужна постепенность, движение от простого к сложному. Во-вторых, требуется систематическая тренировка в овладении рациональными приемами.

Таким образом, к концу второго этапа становления компетентности младшие школьники, чтобы успешно справляться с возрастающими учебными требованиями и увеличивающимся объемом информации, должны перейти к такому усвоению материала, когда понимание и запоминание являются результатами одной и той же деятельности, а именно – активной мыслительной обработки материала. Учащиеся должны научиться применять полученные знания в стандартных и вариативных ситуациях.

III этап (4 класс): Совершенствование приобретенных знаний, умений и навыков, опыта учебной деятельности в нестандартных ситуациях (творческий уровень усвоения знаний); возникновение подлинной позиции учащегося, способного к рефлексии и учебной самостоятельности.

После того, как успешно пройдены первые 2 этапа в становлении учебно-познавательной компетентности, младший школьник постепенно выстраивает подлинную позицию учащегося, когда перестает функционировать в учебной ситуации как “школяр”, т.е. “знающий как надо делать” (делать надо так, как сказала учительница). Это значит, что при встрече с задачей нового типа ребенок прекращает действовать по старым, непригодным образцам и начинает поиск новых способов действий.

Основным психологическим механизмом такого поведения, является индивидуальная способность ребенка устанавливать границы собственных возможностей, отделять то, что он знает и умеет, от того, чего не знает и не умеет. Итог начального образования – это ребенок, учащий себя с помощью взрослого, учащийся. Учащийся (в отличие от обучаемого), встречаясь с задачей, способен ответить себе на два вопроса:

а) “Я могу или не могу решить эту задачу?”;

б) “Чего мне недостает для ее решения?”.

Определив, чего именно он не знает, учащийся 9-10 лет умеет обратиться к учителю не с жалобой “А у меня не получается!”, а с конкретным запросом на совершенно определенную информацию или способ действия” [6, 31].

На данном этапе у младшего школьника складывается именно тот новый тип отношений к учению, который делает его истинным субъектом учебной деятельности, так как только подлинная позиция учащегося превращает приобретение знаний во внутренне мотивированный, увлекательный и радостный процесс.

Основная задача учителя на третьем этапе начального образования – обеспечить психолого-педагогические условия для индивидуализации тех способностей и умений, которые были приобретены детьми в форме совместно-распределенного решения учебных задач [6, 34]. Становление младшего школьника как субъекта деятельности является конечной целью формирования учебной деятельности. Учащийся достигает того уровня развития, когда оказывается в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать необходимые для решения задачи знания и способы деятельности; когда он может планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью, то есть самостоятельно осуществлять учебную деятельность, деятельность по саморазвитию, самосовершенствованию.

К концу третьего этапа, который совпадает с окончанием начальной школы, младший школьник должен приобрести важнейшее качество личности – учебную самостоятельность, выраженную в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами; умении применять полученные знания на практике; работать над самообразованием; умение отстаивать убеждения, проявлять инициативу, активность.

Не случайно самостоятельность рассматривается психологами и педагогами как стержневое свойство личности, теснейшим образом связанное с такими качествами, как активность и ответственность. Эти три качества младшего школьника являются составляющими его компетентности в учебной деятельности. Компетентный младший школьник осознает себя в роли субъекта деятельности, у него развита рефлексивная сторона самостоятельности. На данном этапе компетентность формируется из трех “китов”: умения, мотивов, воли.

Они тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Желание показать свою компетентность в учебной деятельности, действовать самостоятельно, чаще выражено у тех ребят, которые владеют умениями, мотивационная установка мобилизует волевую сферу; с другой стороны, если ученик проявляет волю и упорство, повышается качество знаний и умений. По мере накопления знаний и умений пропорционально возрастает и самостоятельность ученика, как одна из главнейших составляющих его компетентности. Но с развитием мотивов и воли все обстоит гораздо сложнее. На данном этапе “компетентность” и “самостоятельность” можно рассматривать как тождественные понятия, т.к. только компетентный в учебной деятельности ученик, хорошо осведомленный в этой области, будет действовать самостоятельно. У самостоятельного ученика гармонично сочетаются высокая успеваемость, мотивация и усердие, высокая мобильность знаний и умений. Это делает его компетентным в учебной деятельности, в которой он свободно, активно и самостоятельно ориентируется.

На данном этапе у младшего школьника формируется общая, ключевая компетентность, связанная с ведущей в этом возрасте учебной деятельностью. Ученик разбирается и ориентируется во многих знаниях и учебных предметах, предусмотренных программой начального образования. Сформировавшись должным образом, общая учебно-познавательная компетентность к концу младшего школьного возраста может перерасти, стать предпосылкой для формирования более узкой (предметной) компетентности.

Компетентность каждого отдельно взятого школьника – образование индивидуальное, имеющее свои особенности проявления. В зависимости от того, как ученик умеет пользоваться полученными знаниями, выделяют 3 уровня учебно-познавательной компетентности младших школьников:

  • низкий (подражательно-пассивный, копирующий):
  • средний (активно-поисковый, воспроизводящий);
  • высокий (интенсивно-творческий).

Низкий уровень. Ученик может выполнять действия по готовому образцу (копирование). Такого младшего школьника можно считать низко компетентным, т.к. он способен только воспроизводить полученные теоретические знания, а на практике применяет их при помощи взрослых, допуская множество ошибок.

Средний уровень. Ученик свободно применяет знания в знакомой, стандартной ситуации. Цель работы, учебную задачу выдвигает учитель, но планировать ее решение ученик может уже и сам, выполняет типовые упражнения, примеры, излагая текст, ученик подвергает материал частичной реконструкции, суть умеет раскрыть своими словами, не копируя учебник или рассказ учителя. Проявляется интерпретирующая активность. Однако метапредметные умения, навыки обобщения и систематизации материала развиты недостаточно. Если учебная задача усложнена или требует творческого решения, как правило, возникают затруднения и неудачи. Успешно осуществляется взаимоконтроль и самоконтроль, но преимущественно после завершения работы. Сам же процесс деятельности контролируется слабо. Для этого уровня компетентности характерен чаще один, но устойчивый мотив (желание узнать новое, чувство долга и др.)

Высокий уровень. Ученик успешно применяет знания в новой, нестандартной ситуации, т.е. наблюдается явление переноса знаний. При этом обнаруживается их системность, умение ученика устанавливать метапредметные связи. Наблюдается высокий уровень прогнозирования собственной учебной деятельности: ученик сам может поставить перед собой цель, способен видеть и сформулировать учебную проблему, планировать этапы ее решения. У таких учащихся может быть хорошо выражена оригинальность мышления, умение использовать различные средства обучения. Наблюдается высокая интенсивность самостоятельной деятельности, в процессе которой постоянно осуществляется самоконтроль. Процесс решения задачи непрерывно соотносится с ее условиями. Проявляются общественно-значимые мотивы: готовность сотрудничать с учителями, одноклассниками, активное отношение к работе товарищей, отмечается высокая ответственность за результаты индивидуального и коллективного труда.

Успешное формирование компетентности младших школьников в учебной деятельности во многом зависит от правильной, целенаправленной, творческой деятельности учителя, и прежде всего его стремления постоянно повышать свою профессиональную компетентность.

Только деятельностный подход к обучению предполагает развитие всех компонентов учебной деятельности (мотивов, способов, средств, контроля) у младших школьников, а так же фундаментальных качеств, таких как активность, самостоятельность, ответственность, самоорганизация. Все это приводит к успешному формированию учебно-познавательной компетентности младшего школьника, позитивно влияя на развитие личности ребенка.

Ссылки на источники.

  1. Эриксон Э.Г. Детство и общество. /Э.Г.Эриксон-СПб.: Речь, 2000.- 416с.
  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка. /С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.- М., 1989. - 650с.
  3. Сироткин Л.Ю. Младший школьник, его развитие и воспитание: учебно-методическое пособие /Л.Ю.Сироткин, А.Н.Хузиахметов - Казань, 1999.- 226с.
  4. .Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. / М.В.Матюхина.- М., 1984. - 200с.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. /Л.С.Выготский, В.В.Давыдов. - М., 1991.- 400с.
  6. Слободчиков В.И. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте /В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман //Вопросы психологии - 1990. - №3 - С.31-42.