Культурно-досуговая деятельность осуществляется в процессе развлечений, праздников, а также самостоятельной деятельности ребенка с художественными материалами.
Главная цель педагогов – найти эффективный способ педагогического воздействия, позволяющий поставить ребенка в позицию активного субъекта детской деятельности.
Одним из средств развития субъектной позиции ребенка в деятельности становятся “занятия по интересам” - досуговая деятельность. Она предполагает объединение взрослых и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества.
Досуги могут проводиться как для детей так же и совместно с родителями.
Совместные спортивные досуги и праздники не только вызывают положительные эмоции у детей и их родителей, но так же являются способом приобщения семей воспитанников к здоровому образу жизни.
Виды досуговой деятельности очень интересные, разнообразные и доступные для маленьких детей. Каждый ребенок – это, прежде всего личность, обладающая своим характером, способностями, интересами, а также богатым внутренним миром. И задача взрослого помочь ребенку найти оптимальный для его возраста, здоровья и эмоционального благополучия вид культурно-досуговой деятельности
Ст.воспитатель:
Досуг – совокупность видов деятельности, ориентированных на удовлетворение физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время и связанных преимущественно с отдыхом и развлечениями (играми, чтением, танцами, посещением учреждений культуры и массовых зрелищ, любительскими занятиями, занятием физкультурой и спортом) .
Привычные игры детям быстро надоедают, и если их активность не находит применения, они стремятся заполнить своё время разными формами деятельности и при отсутствии руководства способны нанести ущерб как самим себе, так и окружающим.
Педагогу важно найти такой баланс между самостоятельной активностью детей и педагогически организованным досугом, чтобы мероприятия и праздники не становились самоцелью, органично вплетались в жизнь дошкольного учреждения.
Деление на 3-4 команды по жребию.( Педагоги вынимают из волшебной коробочки разноцветные кружочки , и соответственно по цвету разбиваются на команды.
Каждой команде по очереди предлагается выбрать номер, открывается вопрос (затем если навести курсор и нажать на подсолнух слева , появится ответ , нажатие на божью коровку вернет вас к игровому табло )
Вопрос №1
При организации культурно-досуговой деятельности, решается целый ряд педагогических задач:?
Ответ:
- укрепление здоровья детей, физического и психического состояния организма;
- формирование у детей первоначальных представлений о культуре в целом, исходя из их психофизиологических особенностей;
- приобщение к основам художественной, досуговой и коммуникативной культуры; обучение различным видам деятельности и творчества;
- развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей;
- обучение правильному использованию свободного времени, формирование опыта организации содержательного досуга;
- ознакомление с традициями и обычаями своего народа и своей семьи, формирование любви к Родине.
Вопрос №2
Виды культурно-досуговой деятельности:
Ответ:
Отдых, созерцание, самообразование, творчество, развлечения и праздник.
Вопрос №3
Виды культурно – досуговой деятельности: отдых-?
Ответ:
Отдых снимает напряжение и усталость, восстанавливает как физические , так и эмоциональные силы ребенка . Пассивный отдых снимает напряжение общим мышечным расслаблением , рассматриванием красивых объектов : произведений культуры и природы ,размышлением непринужденной беседой на волнующую тему ребенка. Активный отдых включает :катание на санках , лыжах , велосипеде , прогулки , слушанье сказок песен по желанию ребенка.
Вопрос №4
Виды культурно-досуговой деятельности: созерцание -?
Ответ
Созерцание - наблюдение за объектом, предметом, явлением, в процессе которого возникает чувство восхищения, любования тем, на что обращен взгляд. Способствует формированию художественного вкуса, духовному постижению природного и предметного мира.
Вопрос №5
Виды культурно-досуговой деятельности: самообразование -?
Ответ
Самообразование - вид культурно-досуговой деятельности, направленный на развитие ума, и, как правило, не связанный с проведением занятий (настольные, дидактические игры, коллекционирование различных предметов, экспериментирование, посещение музеев, театра
Вопрос №6
Виды культурно-досуговой деятельности: творчество -?
Ответ:
Творчество – наиболее высокий уровень культурно - досуговой деятельности, поднимающий ребенка на новую ступень от потребителя духовных ценностей до их созидателя. Н.Н. Поддьяков отмечал, что в детском возрасте творчество следует понимать как механизм развития разнообразных деятельностей ребенка, накопления опыта, личностного роста.
Вопрос №7
Виды культурно-досуговой деятельности: развлечение -?
Ответ
Развлечение сменяет однообразную жизнь детей в быту и учебе, обобщая опыт, полученный на занятиях. Виды развлечений: познавательные вечера, тематические концерты, театрализованные представления, спортивные и народные игры, фокусы, шутки, сюрпризные моменты и т.д.
Вопрос №8
Виды культурно-досуговой деятельности: праздник -?
Ответ
Особое значение имеет праздник для детей. Для ребенка праздник - это целое событие: игры, красочное оформление зала, оригинальные костюмы, звучание музыки – все это восхищает, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение, и надолго остается в памяти
Вопрос №9
В зависимости от поставленной задачи праздники бывают:?
Ответ
Тематические, Шуточные, Народные и фольклорные ,Познавательные, Государственно – гражданские, Международные и Итоговые.
Вопрос №10
Блиц-опрос по теме “Русские народные игры
Давайте проведём блиц-опрос по теме “Русские народные игры” и “Русские народные сказки”.
Я задаю вам вопросы, вы отвечаете на них в быстром темпе по очереди.
- Какие атрибуты используются в русских народных играх? (палочка, платочек, мяч, игрушка)
- Главная роль в народной игре? (водящий)
- Что определяет весь ход игры, регулирует действия и поведение детей? (правила игры)
- Для чего нужна считалка в игре? (чтобы выбрать водящего)
- Где используются русские народные игры? (в организации праздников, утренников, развлечений, прогулок)
- Какие физические качества воспитываются в русских народных играх? (смелость, ловкость, выносливость)
- Откуда берётся речевой материал для народных игр? (из народного фольклора)
- Что является сигналом к действию в народной игре? (слово)
Вопрос №11
Задачи которые решаются во второй младшей группе при Самостоятельной художественной деятельности?
Ответ
Предоставлять детям возможность самостоятельно слушать музыку, заниматься изобразительной деятельностью, созерцать, беседовать с друзьями, рассматривать книги и иллюстрации, играть в разнообразные игры.
Привлекать детей к рассказыванию коротких сказок, чтению потешек и стихов.
Учить разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, народные песенки, потешки, занимательные сценки из жизни детей, используя игрушки и плоскостные фигурки.
Поддерживать желание петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками. Поощрять стремление самостоятельно рисовать, лепить, раскрашивать картинки в альбомах.
Вопрос №12
Блиц-опрос по теме игры “Русские народные сказки”.
Ну конечно вспомним русские народные сказки
-Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)
-Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)
-Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)
-Что разбудило Финиста — Ясного сокола от сна колдовского? (Гребень, вынутое из волос перо, горючая слеза.)
-Кто сломал теремок? (Медведь.)
-Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)
-Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ЫI-Яги? ( “Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом”.)
-На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)
-Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)
-Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? (“Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой”.)
-Какие реки в сказках текут? (Молочные.)
-Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.)
-Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)
-Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать? (Можно стать козленочком.)
Вопрос №13
Задачи которые решаются в средней группе при организации развлечений ?
Ответ
Создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать детям возможность отдохнуть и получить новые впечатления. Развивать интерес к познавательным развлечениям, знакомящим с традициями и обычаями русского народа, истоками русской культуры. Вовлекать в процесс подготовки разных видов развлечений; формировать желание участвовать в кукольном спектакле, музыкальных и литературных композициях, концертах. Организовывать спортивные и игровые соревнования. В процессе организации и проведения развлечений заботиться о формировании потребности заниматься интересным и содержательным делом.
Воспитывать чувство коллективизма, доброжелательного отношения друг к другу и взрослым. Осуществлять патриотическое и нравственное воспитание, приобщать к художественной культуре, эстетико-эмоциональному творчеству
Вопрос №14
Музыкальная пауза
Вопрос №15
Задачи которые решаются в старшей группе Самообразование ??
Ответ
Самообразование
Формировать стремление дополнять и углублять знания, полученные в процессе обучения. Создавать условия для развития индивидуальных способностей, содействовать появлению увлечений и интересов. Привлекать детей к активному познанию окружающего мира, используя социокультурную пространственно-предметную среду. Учить получать знания посредством наблюдений, экспериментов, чтения, художественно-творческой деятельности, просмотра телепередач, прослушивания радио и т.д. Развивать интерес к коллекционированию, дидактическим играм
Создавать условия для проведения опытов с водой, снегом, песком; для коллекционирования. Стимулировать самостоятельную познавательную деятельность детей через посещение со взрослыми художественных выставок и музеев, участие в экскурсиях
Вопрос №16
Задачи которые решаются в старшей группе Творчество?
Ответ
Творчество
Содействовать возникновению стремления участвовать в творческой деятельности. Продолжать развивать художественные способности в пении, рисовании, музицировании. Учить само выражаться в творчестве, находить новые решения в процессе рисования, лепки, конструирования, моделирования и сочинения мелодий, песен и танцев. Поддерживать увлечения детей и создавать условия для дополнительного обучения в кружках и студиях.
Вопрос №17
Задачи которые решаются в подготовительной группе Творчество?
Ответ
Творчество
Способствовать возникновению устойчивых увлечений. Продолжать развивать творческие способности, мышление, воображение, память и т. д. Содействовать посещению художественных студий в зависимости от интересов каждого ребенка. Формировать потребность проводить свободное время в разнообразной творческой деятельности. Помогать разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням; изготавливать детали костюмов, декорации и различные атрибуты. Учить водить хороводы, петь песни, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах.
Продолжать учить детей самостоятельно рисовать, лепить, создавать поделки из природного материала; учить сочинять стихи, сказки, песни, мелодии и танцы; импровизировать
Вопрос №18
Музыкальная пауза
Вопрос №19
Развлечения бывают трёх видов:?
Ответ
1. Организованные для детей взрослыми.
2. Проводимые силами детей, но с помощью взрослых.
3. Организованные взрослыми при участии детей в составлении программы и исполнении номеров.
Вопрос №20
К организации развлечений предъявляются следующие требования:
Ответ
К организации развлечений предъявляются следующие требования:
- разнообразие содержания;
- художественные достоинства материала и качество его исполнения как взрослыми, так и детьми;
- занимательность содержания, новизна его элементов;
- доступность репертуара и разнообразные формы его проведения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и уровня их развития;
- направленность на развитие активности, воображения и инициативы ребёнка,
- соблюдение определённой продолжительности развлечения в зависимости от возраста детей, его вида (от 10-15 до 30-40 минут).
К развлечениям нужно предварительно готовиться: продумать тему, содержание, оформление.
Чтобы не перегружать детей, нужно чередовать развлечения, требующие и не требующие подготовки, а также включать несложные спортивные аттракционы.
Вопрос №21
Досуговая направленность в работе с родителями.
Ответ
праздник “Матери”;
- семейные посиделки;
- спортивные досуги;
- вернисаж “Наши дочки и сыночки”;
- семейные газеты;
- дни рождения детей;
- походы;
- экскурсии;
- выставки;
- дни открытых дверей.
Вопрос №22
Роль педагога в организации досуговой деятельности детей ?
Ответ
Воспитатель должен содействовать и умело направлять детей в разных творческих направлениях, побуждать их заниматься изобразительной деятельностью, рассматривать иллюстрации в книгах, играть в разнообразные игры, разыгрывать с помощью воспитателя знакомые сказки, обыгрывать народные потешки, а также поддерживать желание петь, танцевать, играть с музыкальными игрушками, рисовать, лепить, раскрашивать картинки, экспериментировать, наблюдать, собирать коллекции.
По окончанию 22 слайда нажать стрелочка вперед.
Мы сегодня много говорили о достоинствах детской игры. Но у неё есть ещё одно преимущество. Среди окружающих его взрослых ребёнок больше любит тех, кто с ним играет. При этом хотелось бы особо подчеркнуть, что ни дорогие подарки, ни сладости, ни интересные занятия не могут так повлиять на симпатии ребёнка, как совместная игра с ним. Однако важно отметить, что игра не возникает сама по себе. Кто-то должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его им. Я думаю, что, Вы, уважаемые воспитатели, постарались это сделать, и у них это неплохо получилось.
Виктор Астафьев сказал:
“Самые счастливые игры – не доигранные”.
Будем считать, что такие мероприятия станут традицией в нашем дошкольном отделении
Вывод:
Продолжать организовывать содержательную эмоционально-насыщенную досуговую деятельность для детей;
Пополнять содержание культурно-досуговых мероприятий, с учётом возрастных и индивидуально-личностных особенностей дошкольников;
В работе по организации воспитания дошкольников посредством проведения досуговых мероприятий необходимо придерживаться следующих принципов:
- принцип позитивности (создания атмосферы сотрудничества, доброжелательности, взаимопомощи);
- принцип саморазвития (реализация творческих способностей и возможностей каждого участника мероприятия);
- принцип комплексности (формирование всех компонентов здорового образа жизни);
- принцип целостности (развитие самосознания личности каждого ребенка);
- принцип духовности (установление взаимосвязи между высшими ценностями: здоровьем, добром, счастьем, внутренним миром ребенка);
принцип индивидуальности (учет индивидуального физического и психического развития, социокультурного опыта ребенка).
Источники.
1. Мария Борисовна Зацепина
“Культурно-досуговая деятельность в детском
саду” http://thelib.ru/books/m_b_zacepina/kulturno_dosugovaya_deyatelnost_v_
detskom_sadu_programma_i_metodicheskie_rekomendacii_dlya_raboty_s_detmi_2_7_let-read.html
2. шаблон Ранько Елены Алексеевны http://elenaranko.ucoz.ru/