Тип урока: комбинированный, с практической работой (урок рассчитан на 2 часа в профильной группе)
Цель урока: продолжить формирование знаний о неметаллах на примере хлора. Закрепить знания о окислительно-восстановительных реакциях на примере изучения свойств хлора. Подготовиться к выполнению задания № 37 ЕГЭ.
Задачи урока
Достижение предметных планируемых результатов:
- формирование знаний о хлоре как неметалле высокой химической активность, проявляющем окислительные свойства;
- обеспечение понимания способов получения хлора в лаборатории, используя окислением хлоридов сильными окислителями;
- овладение навыками экспериментальной работы;
- формирование умений наблюдать за ходом эксперимента и делать выводы на основе наблюдений;
- овладение приемами обеспечения собственной безопасности и правилами поведения при работе с ядовитыми веществами; - осознание того, что теоретические задания, приводимые в ЕГЭ осуществляются в практической деятельности.
Достижение метапредметных планируемых результатов:
- ставить учебные цели и задачи;
- планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей;
- выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- работать в группе по решению общих учебных задач;
- использовать устную и письменную речь для аргументированного отстаивания своей точки зрения, своих выводов и умозаключений;
- владеть первичными навыками учебно- исследовательской и проектной деятельности.
Достижение личностных планируемых результатов:
- формирование научного мировоззрения на основе современных достижений науки и техники;
- обучение навыкам коммуникативной компетентности;
Оборудование и реактивы:
- Прибор для проведения химических реакций (АПХР), состоящий из двугорлой круглодонной колбы; насадок; капельной воронки; стеклянных пробок; мерный цилиндр
- Оксид марганца(IV); концентрированная соляная кислота; раствор бромида натрия; раствор иодида калия; концентрированная серная кислота; раствор фенолфталеина; раствор щелочи; раствор сульфита натрия.
Ход урока
1. Актуализация знаний.
Сравните электронное строение атомов и ионов фтора и хлора. Задание выполняется двумя учениками у доски. Остальные ученики выполняют задание в тетради по вариантам.
Задание в парах: Сравните электронное строение атома и иона химического элемента.
- 1 ученик: фтора
- 2 ученик: хлора
Осуществите взаимопроверку. Два ученика в это время работают за закрытой доской и осле окончания работы результаты проверяют.
Почему у атома фтора проявляется только отрицательная степень окисления?
Объясните существование разных степеней окисления у хлора, исходя из их электронного строения. Составьте электронные формулы для атома хлора в разных степенях окисления.
Два ученика, используя интернет –источники подготавливают ответы на вопросы: ссылки: http://znaesh-kak.com/
Выступление учеников по вопросам:
1) Кем и при каких обстоятельствах открыт хлор?
2. Интересная информация о хлоре: 1) использование хлора в первой мировой войне; 2) отбеливающие свойства хлора;
http://znaesh-kak.com/ http://tgko.ru/2. Усвоение новых знаний.
2. 1. Получение хлора в лаборатории и изучение его химических свойств.
Вопрос: Какие будут предложения по получению хлора в лаборатории?
Возможный ответ: Электролизом растворов хлоридов щелочных металлов или раствора соляной кислоты.
Составляем схемы протекающих процессов у доски. Оцениваем целесообразность и возможность применения электролиза в лаборатории. Далее рассуждаем на тему, каким образом можно окислить хлорид-ион, не используя в качестве окислителя электрический ток? Чаще всего ученики называют несколько окислителей: бихромат калия, перманганат калия, диоксид марганца, и правильно предлагают окислить хлорид- ион в соляной кислоте до хлора.
Работа с презентацией.
Ученики получают задание: Изучите материалы презентации. Соберите прибор для получения хлора в лабораторных условиях по фото-инструкции, если исходными веществами являются концентрированная соляная кислота и оксид марганца (IV) (кристаллический). Используем прибор АПХР (прибор для проведения химических реакций). Вспоминаем, что хлор ядовит, следовательно, опыт будем проводить под тягой!
Посмотрите внимательно материалы презентации (Слайды № 1-10) и ответьте на вопросы в таблице № 1.
Таблица № 1
Вопросы | Ответы | Почему? |
1. Где получать? | Под тягой | Ядовит |
2. Из чего? | НCl(конц) + МnO2 | Марганце, в степени окисления +4 окисляет хлорид-ион до свободного хлора. |
3. Что увидим? | выделение желто-зеленого газа | Хлор-зеленый. |
4. Как собираем? | Вытеснением воздуха из реакционной колбы, одновременно пропуская в реагирующие вещества; | Он тяжелее воздуха, заполняет объем колбы и поднимается по насадкам. |
5. Какой прибор используем? | АПХР | Жидкость удобно приливать к твердому веществу. |
6. Какие вещества наливаем в насадки? | 1) концентрированную серную кислоты 2) раствор бромида натрия; 3) раствор иодида калия + раствор крахмального клейстера; 4) раствор гидроксида натрия с фенолфталеином |
Осушение хлора; Изучение химических свойств хлора. |
7. Каким раствором нейтрализуем образовавшиеся бром и йод? | Раствор сульфита натрия | Восстановление брома и йода до бромида и йодида. |
Проводим лабораторный опыт в группах в вытяжном шкафу и записываем наблюдения и заполняем таблицу № 2. Для проведения работы ученики делятся на 3 группы. Пока одна группа получает вещество в вытяжном шкафу, другие ученики работает самостоятельно, заполняя в рабочем листе, таблицу № 2.
Таблица 2. Уравнения химических реакций, проходящих при получении хлора
Название опыта | Уравнения химических реакций | Наблюдения |
Получение хлора. | MnO2+4HCl —> MnCl2+Cl2^+2H2O | Выделение желто-зеленого газа. |
Замещение брома в бромиде. | 2 NaBr + Cl2 —>2 NaCl + Br2 | Образование бурого раствора бромной воды. |
Замещение йода в иодиде. | 2 NaI + Cl2 —> 2 NaCl + I2 | Образование желтого раствора йодной воды. |
Диспропорционирование хлора в щелочной среде | Сl2 + KOH(хол) —>KCl + KClO | Раствор фенолфталеина обесцвечивается. |
Нейтрализация брома и йода сульфитом натрия | Na2SO3 + Br2 + 2NaOH —> 2 NaBr + Na2SO4
+ H2O Na2SO3 + I2 + 2NaOH —> 2 NaI + Na2SO4 + H2O |
Обесцвечивание растворов. |
2.2. Самостоятельная работа.
- Предложите другие способы получения хлора в лаборатории.
- Какие вещества еще можно окислять хлором. Составьте УХР.
Запишите их в рабочий лист.
1.___________________________________________________________________
2.____________________________________________________________________
3.___________________________________________________________________
Поменяйтесь рабочими листами и ответьте на вопросы друг друга (работа в парах).
Составьте уравнения предложенных химических реакции и расставьте коэффициенты методом окислительно-восстановительного баланса.
Осуществите взаимопроверку, используя слайды № 11,12.
3. Закрепление знаний. Подведение итогов урока.
Решение качественной задачи. (ЕГЭ № 37) Составьте уравнения описанных реакций.
1 вариант К кристаллическому перманганату калия добавили концентрированную соляную кислоту. Полученный газ пропустили над медью. Образовавшееся вещество растворили в воде и добавили раствор гидроксида натрия. Полученный осадок прокалили при этом образовалось вещество черного цвета.
2 вариант Оксид марганца (lV) прореагировал при нагревании с концентрированной соляной кислотой. Выделившийся газ пропустили через горячий раствор гидроксида калия. Полученный раствор разделили на две части. К одной части раствора добавили раствор нитрата серебра, в результате чего выпал белый осадок. К другой части раствора прилили раствор йодида натрия, образовалось темно-бурое вещество. Составьте уравнения четырёх описанных реакций.
Обязательно проводится проверка фронтально. Решение на доске записывается учителем.
4. Рефлексия.
1. Приведите оценку своих достижений на уроке:
А) работал, получил результат, результатом доволен;
Б) работал, но мог работать лучше;
В) старался, но было трудно, много не понял;
2. Оцените свое эмоциональное состояние:
А) комфортное; б) некомфортное;
3. Считаете ли вы, что урок был наглядным: а) да; б) нет
4. Считаете ли вы, что материал трудно воспринимается, т.к. опыты с получением хлора вы проводили самостоятельно?
а) да; б) нет
Сдайте свои рабочие листы на проверку учителю.
Д/З: параграф 34 стр. 276 № 1-7 учебник для 11 кл. “Общая химия” О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов, С.Н.Соловьев, Ф.Н.Маскаев