Цель урока: сформировать понимание что такое – Пасха, развить интерес к традициям и обычаям празднования Пасхи, воспитать уважительное отношение к русской культуре.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с историей празднования Светлого Христова Воскресенья
- познакомить с пасхальными традициями, обычаями, играми.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, цветные карандаши, фломастеры.
Организационный момент.
- Здравствуйте. Сегодня мы поговорим о православном празднике. А о каком вы должны мне сказать.
Сердца свободны от страстей...
Так чудодейственно влияют
Слова святые на людей!..
Христос воскрес!..
О миг священный!..
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной!..
Христос воскрес!
Христос воскрес!
- Итак, кто даст ответ на вопрос “Как этот праздник называется?”
(ответы детей)
- Верно – это Пасха. (слайд 2)
2. Подготовка к новой теме.
- А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)
3. Работа над новой темой.
- Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.
Слово “Пасха” еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. В христианской церкви слово “Пасха” получило особый смысл и стало обозначать “прехождение от смерти к жизни”. Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн – ученик Христа пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, гроб пуст, а на камне сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел же сказал: “Не бойтесь, я знаю, что вы ищете: Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал”. Со страхом и радостью поспешили женщины возвестить всех об увиденном.
На Руси праздник Пасхи празднуется с Х века. (слайд 3)
Что означают слова – воскресение, Пасха, Иисус? (возможные ответы детей)
- воскресение - день возобновления жизни;
- Пасха - “переход”, “избавление”, “освобождение”;
- Иисус - “Бог спасает”, “Спаситель”
А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа , который своей смертью искупил людские грехи и воскреснув, избавил людей от власти смерти.
Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. (слайд 4)
- А что же предшествует празднику Пасхи? (возможные ответы детей)
- За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.
- А что такое пост? (ответы детей)
(слайд 5)
Пост- это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.
- За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботы прихожане идут в церковь на службу и освещения пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.
Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье. (слайд 6)
Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова “Христос Воскресе!” - “Воистину Воскресе!” Свершается Крестный ход вокруг церкви. (слайд 7)
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, - это шествие церкви на встречу воскресшему Спасителю Верующие идут в ночи как мироносицы , которые первыми узнали о Воскресении Христа.
Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи . Православные христиане разговляются.
- Кто знает, что значит разговляться ? (возможные ответы детей) (слайд 8)
- Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасха, яйца (слайд 9)
После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи.
А вот следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, ходят друг к другу в гости, затевают всякие развлечения.
У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.
Кулич – “праздничный” вид хлеба, который выпекается в особых случаях.
Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них.
(слайд 10)
Пасха - символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница .(слайд 11)
Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. (слайд 12)
Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах (наподобие “олимпийских”) в разные страны и города. (слайд 13)
В зарубежных странах есть свои символы Пасхального празднования .
- Пасхальный кролик – символ плодородия и процветания. (слайд 14)
- Ягненок – символизирует Агнца Божьего, то есть Христа , им украшают праздничный стол. (слайд 15)
- Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире. (слайд 16)
- Пасхальные букеты – символ всепобеждающей жизни на Земле. (Слайд 17)
- Отгадайте загадку:
Красное катается – всему миру чудо оповещает.
- Правильно – пасхальное яйцо. (слайд 18)
- Кто знает почему яйца красят чаще всего в красный цвет? (возможные ответы детей)
- Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: “Христос воскресе!” На что Тиберий ответил: “Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным”. И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: “Воистину воскресе”. Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.
(слайд 19)
На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами “Христос Воскресе!”
В ответ следует сказать “Воистину Воскресе!”- и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами.
Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.
С давних времен к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – “писанки” и “крашенки”.
“Крашенки” - это яйца , которые окрашивались при помощи природных красителей (луковой шелухой , листьями березы, дуба, крапивы, еловых шишек) (слайд 20)
“Писанки” - яйца, которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков, узоров, орнаментов.(слайд 21)
Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости ,а так же помогают больным , немощным и обездоленным
(слайд 22)
Любимые игры – игры с пасхальными яйцами: катание яиц, битье яиц, крутись яйцо и другие) (слайд 23)
Были и другие забавы - подвижные игры (эстафета с яйцом). Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях. (слайд 24)
На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона. (слайд 25)
Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния.
(слайд 26)
- В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику. Помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки.
(слайд 27-28)
Народ слагал о Пасхе пословицы и поговорки.
4. Творческая работа учащихся.
Вот давайте и вы с вами попробуем раскрасить пасхальные яйца.
(раздаточный материал для самостоятельной работы) (слайд 29)
В конце урока организовывается выставка работ учащихся.
Пришла весна – пора чудес
Журчит родник – Христос Воскрес! (слайд 30)
Светлее в мире нет Словес -
Воистину Христос Воскрес.
5. Подведение итога урока.
- О чем узнали на уроке?
- Что было нового для вас?
- На какие вопросы получили ответ?
- Какие новые слова и термины узнали? (пост, разговляться, христосоваться)
- Что для вас осталось непонятным?
6. Домашнее задание.
- Изготовить и оформить дома праздничную пасхальную открытку.