Цель: способствовать формированию у детей представлений об особенностях родного края.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область “Познавательное
развитие”. Формировать отчётливые
представления о труде как о социальном явлении.
Использовать разные способы проверки
предположения, уметь применять результат
исследования в разных видах деятельности.
Активизация словаря: малая Родина, Тольятти, река Волга, Среднее Поволжье, Мордовия, Чувашия, Татария, ярмарка.
Предварительная работа:
1. Рассматривание иллюстраций национальных костюмов народов Среднего Поволжья;
2. Рассматривание фотографий экспозиций краеведческого музея г.Тольятти
3. Просмотр видео национальных праздников;
4. Беседы о дружбе людей разных национальностей;
5. Рисование элементов узоров разных национальностей;
Материал: ноутбук, презентация “По волжским просторам раскинулся город”, ярмарочная карусель, карточки, технологические таблицы, атласные ленты разных цветов, аудиозаписи, информационная презентация.
Ход деятельности
1 ч. Вводная беседа о малой Родине.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран.
(Презентация слайд №1 Красная площадь вид сверху)
Воспитатель: Дети, что вы видите на экране ноутбука? /
Дети: – Красная площадь, Москва, столица нашей Родины/
Воспитатель: Как называется наша Родина?
Воспитатель: Да! Наша Родина называется Россия.
Презентация слайд №2, (на экране Жигулевские горы, река Волга, город Тольятти).
Воспитатель: Дети, что же нам показывает экран ноутбука? Вы узнали местность?
Предполагаемый ответ: это Жигулевские горы, река Волга, город Тольятти)
Воспитатель: Да, посмотри какие красивые места, они вызывают чувство гордости за наш край. Как можно ещё сказать о том месте, где мы живём Предполагаемый ответ: Малая Родина.
Воспитатель: где находится город Тольятти?
Предполагаемый ответ: Город Тольятти находится в Среднем Поволжье/
Презентация Слайд №3 (на экране карта река Волга,
Среднее Поволжье)
Воспитатель: Почему называется “Среднее Поволжье”?
Ответы детей: (Расположен на реке Волга. Местность разделена на разные части Верхнее Поволжье, Нижнее Поволжье. Тольятти находится в середине – Среднее Поволжье)
Воспитатель: Если мы рассмотрим карту Самарской области, увидим разные цветовые обозначения. Почему как вы думаете?
Предполагаемый ответ: область разделена на районы, небольшие местности. Живут разные народы.
Воспитатель: Какие народы здесь проживают? (Дети называют разные национальности). Правильно в Среднем Поволжье проживают разные национальности, но больше всех русских, татар, чуваш, мордва. Мы уважаем традиции всех народов.
Воспитатель: Да, дети, и все они живут в Среднем Поволжье. Осенью в Среднем Поволжье – пора урожая. А куда народ стремился свести свой урожай? (Ответы детей). Правильно, на веселые ярмарки. Приглашаю вас на нашу Средне Волжскую осеннюю Ярмарку. Что можно увидеть на Русской ярмарке. Кто знает? (Театр с петрушкой, кулачные бои, карусели, перетяни канат, и т.д.). Вот как много вы знаете о ярмарке, мы с вами будем участниками ярмарочной карусели.
Дети встают в Ярмарочную карусель
Воспитатель:
Карусель скорей беги,
Всех на ярмарку вези!
Мордовская республика (звучит мордовская мелодия, проехали круг, входят двое детей в мордовских костюмах)
Дети: Мы приветствуем вас на земле Мордовии!
Дети: В этом году уродился у нас хлеб на славу, мы везем его на ярмарку.
(Хлеб на полотенце в руках девочки поставили на Ярмарку)
Воспитатель: Ребята, очень трудно выращивать хлеб. Много труда вложили люди, чтобы хлеб на стол пришел. А вы знаете, как это происходит? /ответы детей/
Воспитатель: Вам нужно составить технологическую цепочку как хлеб на стол пришел. Разделитесь на пары и возьмите конверты. Вам нужно договориться, кто будет отвечать.
Воспитатель: у каждого народа есть свои былины, сказания, песни, поговорки, пословицы. Какие пословицы о хлебе, о труде вы знаете?
Посеешь в пору, соберешь зерна гору. (Морд)
Хлеб на столе, так и стол престол.
А хлеба не куска, так и престол доска.
Не гляди в небо, там нет хлеба.
А к земле ниже, к хлебу ближе.
Ломота в спине, зато хлеб на столе.
Воспитатель: Сколько историй мы с вами узнали. А я знаю ещё одну, присаживайтесь.
Работа с “фото-кейсом” №20 “Оставленная булочка”
Рис. 1
Технологическая карта
Название этапа | Деятельность взрослого | Деятельность детей |
1 этап. Подготовительно-мотивационный | Воспитатель предлагает детям послушать
историю, которая сопровождается показом
фотографии: ““Текст-кейс” “Мальчик купил в
магазине булочку. Булочка была свежая и
ароматная. Но, откусив кусочек, он положил её на
скамейку и отправился дальше, забыв о ней. По
тропинке проходила бабушка, она удивленно
посмотрела мальчику в след. О чем она подумала?” Послушайте еще раз эту историю |
Реб: Я думаю, что бабушка подумала, что
мальчик забыл булочку. Реб. Мне кажется, бабушка подумала, что мальчику булочка не понравилась. Реб. Она подумала, что мальчик не знает, как достается хлеб. |
2 этап. “Мозговой штурм” | Как должен был поступить мальчик? | Реб. Я думаю, что надо было положить
булочку в пакет и отнести домой. Реб. Я думаю если булочка не понравилась, лучше бы он покрошил её птичкам. Реб. Я думаю, что можно было отдать её собачке. Реб. Я думаю, что надо было отнести домой, а мама насушила бы сухариков. |
3 этап. Принятия решения | Вы правильно рассуждаете. А какой вариант самый верный? | (Дети обсуждают и дают ответ) Реб. Мы думаем, что надо было бы отнести домой и сделать сухарики. |
4 этап. Оценочно-рефлексивный | А как вы поступите, если окажитесь в
такой же ситуации? Вы очень хорошо обсудили проблему, дали много вариантов поступков. |
Реб. Я бы отнес булочку домой. Реб. Я бы из булочки сделал сухарики. Реб. Я бы отдал булочку бездомной, голодной собаке или кошечке. Реб. Я бы покрошил булочку птичкам. |
Воспитатель: Вы очень хорошо обсудили проблему, дали много вариантов поступков. А музыка опять зовёт нас на карусель.
Чувашская республика. (Звучит музыка, чувашская народная мелодия)
Воспитатель: карусель нас снова зовёт в дорогу. (Заходят дети в чувашских костюмах, показывая на свои корзины с картофелем).
Мальчик - Богатый урожай картофеля уродился на чувашской земле. Картошка вкусная, рассыпчатая.
Девочка – Но картошку не только можно приготовить вкусно, но и из нее можно сделать интересные поделки.
Воспитатель: Что можно сделать? (Ёжика, кота, лошадку и тд). Предлагаю мальчикам пригласить в пару девочку, обговорить, какую поделку вы будете мастерить, выбрать рабочее место и приступить к работе.
(Творческая деятельность: мальчики приглашают девочек, совместная работа детей)
Воспитатель: Отложите на столик поделки. Интересные поделки получились у наших детей. Продолжаем путешествие по Средней Волге?
Ярмарочная карусель
Татарская республика (Звучит татарская мелодия, музыка затихает, входят двое детей в татарских костюмах в руках баночка с медом)
Девочка – Мы приветствуем вас на татарской земле!
Мальчик – Славится наш татарский край медом чудесным. Мед считают кладовой здоровья. (Баночка с медом ставится на стол)
Воспитатель: Много наши дети знают о мёде и об этом расскажут в игре “Карусель”.
Предлагаю вам разделиться по парам, договориться, кто встанет во внутренний круг, кто во внешний, и приготовиться для игры, (дети встают в два круга) Дети внутреннего круга пройдите и возьмите карточки для игры (дети берут карточки) Раз, два, три – игру начни.
(Интерактивная игра “Карусель/
Русская народность (Звучит русская мелодия)
Воспитатель: Ярмарочная карусель зовет нас дальше. (Заходят мальчик и девочка в русских костюмах, в руках вилок капусты)
1 ребёнок:
Рады встретить вас на русской земле!
Ох, капуста уродилась у нас на славу!
2 ребёнок:
Хороша у нас капуста, посмотри на урожай.
Что мы сварим из капусты, поскорее отвечай?
Воспитатель: Дети, выберите технологические карты. (На карточках изображены блюда из капусты: салат, голубцы, щи). Объединитесь команды, у кого какое блюдо.
Воспитатель: Дети предлагаю каждой команде обсудить, как приготовить то, или иное блюдо по технологической таблице. (Обсуждение). Договоритесь, кто будет отвечать?
Воспитатель: Очень подробно рассказали о приготовлении блюд из капусты. Карточки положить на стол.
Воспитатель: Что же у нас получилось? Поворачивает арку на которой написано “Осенняя ярмарка”. Вот какой урожай вырастили народы Среднего Поволжья.
(Звучит музыка “Ярмарки краски”)
(Угощение гостей пирожками с капустой)