Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Осенняя ярмарка в Среднем Поволжье»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: способствовать формированию у детей представлений об особенностях родного края.

Интеграция образовательных областей:

  • Образовательная область “Познавательное развитие”. Формировать отчётливые представления о труде как о социальном явлении. Использовать разные способы проверки предположения, уметь применять результат исследования в разных видах деятельности.
  • Углубление образовательной области “Познавательное развитие” - приоритетное направление. Обогащать представления об особенностях народной культуры, культуры разных этносов Среднего Поволжья (русские, татары, мордва, чуваши), развивать представления о природных особенностях родного края, ярких событиях. Воспитывать уважение к обычаям, традициям своего и других народов.
  • Образовательная область “Речевое развитие”. Способствовать развитию у детей связной речи, способности к разговорной речи, умению детей внимательно выслушивать рассказы сверстников, помогать им в случаи затруднения.
  • “Образовательная область “Художественно-эстетическое развитие”. Поощрять стремление детей проявлять творческие способности через продуктивную деятельность.
  • Образовательная область “Социально-коммуникативное развитие”. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения. Способствовать умению проявлять толерантность в общении с детьми разных национальностей. Воспитывать чувство привязанности к родному краю, гордости за его историю, культуру, народ.
  • Образовательная область “Физическое развитие”. Закрепить представление о пользе экологически чистых продуктов, выращенных в Среднем Поволжье для здоровья человека.

Активизация словаря: малая Родина, Тольятти, река Волга, Среднее Поволжье, Мордовия, Чувашия, Татария, ярмарка.

Предварительная работа:

1. Рассматривание иллюстраций национальных костюмов народов Среднего Поволжья;

2. Рассматривание фотографий экспозиций краеведческого музея г.Тольятти

3. Просмотр видео национальных праздников;

4. Беседы о дружбе людей разных национальностей;

5. Рисование элементов узоров разных национальностей;

Материал: ноутбук, презентация “По волжским просторам раскинулся город”, ярмарочная карусель, карточки, технологические таблицы, атласные ленты разных цветов, аудиозаписи, информационная презентация.

Ход деятельности

1 ч. Вводная беседа о малой Родине.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран.

(Презентация слайд №1 Красная площадь вид сверху)

Воспитатель: Дети, что вы видите на экране ноутбука? /

Дети: – Красная площадь, Москва, столица нашей Родины/

Воспитатель: Как называется наша Родина?

Воспитатель: Да! Наша Родина называется Россия.

Презентация слайд №2, (на экране Жигулевские горы, река Волга, город Тольятти).

Воспитатель: Дети, что же нам показывает экран ноутбука? Вы узнали местность?

Предполагаемый ответ: это Жигулевские горы, река Волга, город Тольятти)

Воспитатель: Да, посмотри какие красивые места, они вызывают чувство гордости за наш край. Как можно ещё сказать о том месте, где мы живём Предполагаемый ответ: Малая Родина.

Воспитатель: где находится город Тольятти?

Предполагаемый ответ: Город Тольятти находится в Среднем Поволжье/

Презентация Слайд №3 (на экране карта река Волга,

Среднее Поволжье)

Воспитатель: Почему называется “Среднее Поволжье”?

Ответы детей: (Расположен на реке Волга. Местность разделена на разные части Верхнее Поволжье, Нижнее Поволжье. Тольятти находится в середине – Среднее Поволжье)

Воспитатель: Если мы рассмотрим карту Самарской области, увидим разные цветовые обозначения. Почему как вы думаете?

Предполагаемый ответ: область разделена на районы, небольшие местности. Живут разные народы.

Воспитатель: Какие народы здесь проживают? (Дети называют разные национальности). Правильно в Среднем Поволжье проживают разные национальности, но больше всех русских, татар, чуваш, мордва. Мы уважаем традиции всех народов.

Воспитатель: Да, дети, и все они живут в Среднем Поволжье. Осенью в Среднем Поволжье – пора урожая. А куда народ стремился свести свой урожай? (Ответы детей). Правильно, на веселые ярмарки. Приглашаю вас на нашу Средне Волжскую осеннюю Ярмарку. Что можно увидеть на Русской ярмарке. Кто знает? (Театр с петрушкой, кулачные бои, карусели, перетяни канат, и т.д.). Вот как много вы знаете о ярмарке, мы с вами будем участниками ярмарочной карусели.

Дети встают в Ярмарочную карусель

Воспитатель:

Карусель скорей беги,
Всех на ярмарку вези!

Мордовская республика (звучит мордовская мелодия, проехали круг, входят двое детей в мордовских костюмах)

Дети: Мы приветствуем вас на земле Мордовии!

Дети: В этом году уродился у нас хлеб на славу, мы везем его на ярмарку.

(Хлеб на полотенце в руках девочки поставили на Ярмарку)

Воспитатель: Ребята, очень трудно выращивать хлеб. Много труда вложили люди, чтобы хлеб на стол пришел. А вы знаете, как это происходит? /ответы детей/

Воспитатель: Вам нужно составить технологическую цепочку как хлеб на стол пришел. Разделитесь на пары и возьмите конверты. Вам нужно договориться, кто будет отвечать.

Воспитатель: у каждого народа есть свои былины, сказания, песни, поговорки, пословицы. Какие пословицы о хлебе, о труде вы знаете?

Посеешь в пору, соберешь зерна гору. (Морд)

Хлеб на столе, так и стол престол.

А хлеба не куска, так и престол доска.

Не гляди в небо, там нет хлеба.

А к земле ниже, к хлебу ближе.

Ломота в спине, зато хлеб на столе.

Воспитатель: Сколько историй мы с вами узнали. А я знаю ещё одну, присаживайтесь.

Работа с “фото-кейсом” №20 “Оставленная булочка”

Рис. 1

Технологическая карта

Название этапа Деятельность взрослого Деятельность детей
1 этап. Подготовительно-мотивационный Воспитатель предлагает детям послушать историю, которая сопровождается показом фотографии: ““Текст-кейс” “Мальчик купил в магазине булочку. Булочка была свежая и ароматная. Но, откусив кусочек, он положил её на скамейку и отправился дальше, забыв о ней. По тропинке проходила бабушка, она удивленно посмотрела мальчику в след. О чем она подумала?”

Послушайте еще раз эту историю

Реб: Я думаю, что бабушка подумала, что мальчик забыл булочку.

Реб. Мне кажется, бабушка подумала, что мальчику булочка не понравилась.

Реб. Она подумала, что мальчик не знает, как достается хлеб.

2 этап. “Мозговой штурм” Как должен был поступить мальчик? Реб. Я думаю, что надо было положить булочку в пакет и отнести домой.

Реб. Я думаю если булочка не понравилась, лучше бы он покрошил её птичкам.

Реб. Я думаю, что можно было отдать её собачке.

Реб. Я думаю, что надо было отнести домой, а мама насушила бы сухариков.

3 этап. Принятия решения Вы правильно рассуждаете. А какой вариант самый верный? (Дети обсуждают и дают ответ)

Реб. Мы думаем, что надо было бы отнести домой и сделать сухарики.

4 этап. Оценочно-рефлексивный А как вы поступите, если окажитесь в такой же ситуации?

Вы очень хорошо обсудили проблему, дали много вариантов поступков.

Реб. Я бы отнес булочку домой.

Реб. Я бы из булочки сделал сухарики.

Реб. Я бы отдал булочку бездомной, голодной собаке или кошечке.

Реб. Я бы покрошил булочку птичкам.

Воспитатель: Вы очень хорошо обсудили проблему, дали много вариантов поступков. А музыка опять зовёт нас на карусель.

Чувашская республика. (Звучит музыка, чувашская народная мелодия)

Воспитатель: карусель нас снова зовёт в дорогу. (Заходят дети в чувашских костюмах, показывая на свои корзины с картофелем).

Мальчик - Богатый урожай картофеля уродился на чувашской земле. Картошка вкусная, рассыпчатая.

Девочка – Но картошку не только можно приготовить вкусно, но и из нее можно сделать интересные поделки.

Воспитатель: Что можно сделать? (Ёжика, кота, лошадку и тд). Предлагаю мальчикам пригласить в пару девочку, обговорить, какую поделку вы будете мастерить, выбрать рабочее место и приступить к работе.

(Творческая деятельность: мальчики приглашают девочек, совместная работа детей)

Воспитатель: Отложите на столик поделки. Интересные поделки получились у наших детей. Продолжаем путешествие по Средней Волге?

Ярмарочная карусель

Татарская республика (Звучит татарская мелодия, музыка затихает, входят двое детей в татарских костюмах в руках баночка с медом)

Девочка – Мы приветствуем вас на татарской земле!

Мальчик – Славится наш татарский край медом чудесным. Мед считают кладовой здоровья. (Баночка с медом ставится на стол)

Воспитатель: Много наши дети знают о мёде и об этом расскажут в игре “Карусель”.

Предлагаю вам разделиться по парам, договориться, кто встанет во внутренний круг, кто во внешний, и приготовиться для игры, (дети встают в два круга) Дети внутреннего круга пройдите и возьмите карточки для игры (дети берут карточки) Раз, два, три – игру начни.

(Интерактивная игра “Карусель/

Русская народность (Звучит русская мелодия)

Воспитатель: Ярмарочная карусель зовет нас дальше. (Заходят мальчик и девочка в русских костюмах, в руках вилок капусты)

1 ребёнок:

Рады встретить вас на русской земле!
Ох, капуста уродилась у нас на славу!

2 ребёнок:

Хороша у нас капуста, посмотри на урожай.
Что мы сварим из капусты, поскорее отвечай?

Воспитатель: Дети, выберите технологические карты. (На карточках изображены блюда из капусты: салат, голубцы, щи). Объединитесь команды, у кого какое блюдо.

Воспитатель: Дети предлагаю каждой команде обсудить, как приготовить то, или иное блюдо по технологической таблице. (Обсуждение). Договоритесь, кто будет отвечать?

Воспитатель: Очень подробно рассказали о приготовлении блюд из капусты. Карточки положить на стол.

Воспитатель: Что же у нас получилось? Поворачивает арку на которой написано “Осенняя ярмарка”. Вот какой урожай вырастили народы Среднего Поволжья.

(Звучит музыка “Ярмарки краски”)

(Угощение гостей пирожками с капустой)