Логопедическая образовательная деятельность по развитию лексико-грамматического строя речи в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Одежда"

Разделы: Логопедия


Цель:  Развитие всех компонентов устной речи детей: лексико-грамматического строя, связной речи – диалогической формы, формирование словаря.

Задачи:

  • Образовательные:
    • закрепление в речи существительного с обобщающим значение «одежда»;
    • уточнение семантического поля по теме: «одежда»;
    • совершенствование грамматического строя речи  (образование прилагательных от существительных, образование глагола ед. числа будущего и прошедшего времени, образование существительного в  родительном падеже ед. числа настоящего времени);
  • Развивающие:
    • развитие общей и мелкой моторики,
    • зрительного гнозиса,
    • тактильного анализатора,
    • умения отвечать на вопросы,
    • навыков ситуативной и диалогической  речи,
    • внимания,
    • памяти;
  • Воспитательные:
    • воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми,
    • воспитывать организованность, дисциплинированность,
    • уважительное отношение к окружающим,
    • формировать умение слушать собеседника,
    • формирование навыков самостоятельности, инициативности, интерес к занятиям.

Целевой ориентир:

Ребенок владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,  у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Словарная работа: портной, демисезонный, ателье

Оборудование: пособие «Карта мира чудес», пособие «Феи времен года», набор картинок с изображением предметов одежды, изображение портного, вывеска «Ателье», планшета с образцами различных материалов, аудиозапись и ноутбук с колонками, «руль», каталог одежды, вывеска «Магазин одежды», кошелечек с монетками, сумочка, предметы одежды на вешалках, письмо от Мальвины, мнемограммы, атрибуты портного, картонные основы для каждого ребенка с контурами, кусочки тканей.

Предварительная работа: чтение повести-сказки А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Оргмомент

Педагог: Здравствуйте! Мы пожелаем друг другу доброго утра.

Доброе утро, как добрая птица,
К нам в окошко постучится.
Ты в ладоши его поймай,
И другому передай!

Мы поздоровались и с хорошим настроением посмотрим, что я для вас принесла.

2. Основная часть

Педагог:  Это карта мира Мира чудес. Как вы думаете, кто это? (ответы детей)

Педагог:  Это феи! Зовут их Зима, Весна, Лето и Осень.
Однажды с феями произошла одна неприятная история. Начали они спорить.  Зима говорила:  «Меня люди больше любят, зимой можно носить красивые шубы, варежки, свитеры, пуховики, дубленки».
Весна говорит: «Меня, люди любят больше, весной можно надевать легкие пальто, жилеты, плащи…»
Лето утверждало: «Много солнышка когда я в гостях, тепло, людям не нужно себя согревать, можно носить рубашки, юбки, шорты, сарафаны, платья»
А осень доказывала, что люди после жаркого лета с удовольствием носят джинсовые брюки, толстовки и  куртки.
Очень долго  они спорили, да так громко, что услышал спор Портной, проходивший мимо. Он то и помирил фей, сказав, что все времена года хороши по-своему,  люди любят каждое.

Педагог:  Кто такой портной? Чем он занимается? (ответы детей)
Педагог:  Как называется одежда, которую носят зимой? (ответы детей)
Педагог:  Как называется одежда, которую носят летом? (ответы детей)
Педагог: А одежда, которую носят осенью и весной называется демисезонная.
Педагог: Ребята, а вы знаете, где работает портной? (ответы детей)
Портной работает в ателье.
Предлагаю вам посетить его.
На чем можно добраться до ателье? (Ответы детей)

Педагог: Мы отправимся туда на автобусе.

Физминутка

Едем в ателье! (Дети выполняют наклоны в стороны).
Автобус большой,
По дороге мчится.
А за ним густая пыль,
Тучею клубится.
Ребята спешат,
в ателье попасть хотят.

Речевая ситуация «В  ателье»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи, словаря, тактильных ощущений, мелкой моторики.

Педагог:  Вот мы и в ателье. Здесь работают  портной и портниха, они шьют одежду для женщин, мужчин и детей.
Педагог: Как называется одежда, которую носят женщины? (ответы детей)
Педагог: Как называется одежда, которую носят мужчины? (ответы детей)
Педагог: Как называется одежда, которую носят дети? (ответы детей)
Педагог: Для того, чтобы сшить одежду портной измеряет заказчика с помощью сантиметровой ленты, делает из бумаги выкройку, а затем выбирает материю, из которой будет шить.

Педагог:  Чтобы, заказать одежду в ателье, нужно выбрать ее по каталогу. Каталоги бывают разные: цветные, черно-белые и даже  электронные.
А вы хотели бы стать портными? (ответы детей)
Я знаю волшебные слова, которые помогут нам стать портными.

(Звучит таинственная музыка)

Жили-были у жилета
Три петли и два манжета.
Если вместе их считать,
Три да два, конечно, пять!
Только знаешь, в чём секрет?
У жилета нет манжет!     (Г.Новицкая)

Игра «Портной»

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Педагог: Для того чтобы сшить одежду необходимы различные материи: ткань, кожа, мех.
Предлагаю вам рассмотреть их.
Это шелк. Одежда из него шелковая.
Это ситец. Из него одежда ситцевая.
Это кожа. Из нее одежда кожаная.
Это лен. Одежда изо льна называется льняная.
Это мех. Из меха шьют меховую одежду.
Это шерсть. Из нее шьют шерстяную одежду.

Проговариваются названия всех тканей на планшетках (при ощупывании каждого кусочка дается небольшая характеристика материала, сравниваются тактильные ощущения). 

Педагог: Какие вы молодцы!

Педагог: Всегда ли мы заказываем одежду в ателье? (ответы детей)
Чаще всего мы покупаем ее в магазине.

Педагог: Предлагаю вам посетим магазин.
И снова нам поможет чудо!

Физминутка

(Звучит таинственная музыка)

Закройте глазки!
Снова в деток превратились,
В магазине очутились

Речевая ситуация «В магазине»

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи, коммуникативных навыков

Педагог: Мы с вами пришли в магазин.
Что продается в этом магазине? (ответы детей)
Здесь продается одежда.

Педагог: Чтобы делать покупки, нам нужны деньги. Каждому из вас я дам по монете, на одну монету можно купить одну вещь. Я тоже куплю что-нибудь на свою монетку.
Я куплю майку. Теперь в магазине нет майки. Монетку положу в кассу.
Дети поочередно «покупают» вещи и называют свои покупки.

Педагог: Купленные вещи сложим в сумку и вернемся  в наш детский сад.
Кто помнит, на чем мы ехали в ателье? (ответы детей)

Звук автобуса.

Садимся в автобус

Физминутка

В магазине побывали,
много нового узнали.
Возвратимся снова в садик
и на стулья тихо сядем.

Педагог: Пока мы путешествовали, нам пришло письмо. Хотите узнать, кто его прислал. (ответы детей)

Мнемограммы

Цель: формирование навыков фразовой речи.
Это письмо от Мальвины.  Герои из разных сказок подарили Мальвине на День рождения много разноцветных платьев. Отгадайте, кто какие платья подарил Мальвине.

Дети по мнемограмме отгадывают предложения.

Продуктивная деятельность

Педагог: Теперь у Мальвины много красивых нарядных платьев,
Педагог: Как вы считаете, сможет ли она в них сейчас ходить по улице? (ответы детей)
Педагог: А как мы можем ей помочь?
Педагог: Мы сделаем для Мальвины и ее друга Буратино теплую одежду.

Продуктивная деятельность.

Педагог: Приклейте на контур кофточки и штанишек кусочки тканей.
У вас получились замечательные вещи. Как у настоящих портных!

Итог

Педагог: Кто шьет одежду?
Где работает портной?
Где мы сегодня побывали?
Понравилась вам наша игра?