Педагогический проект «Знакомство с творчеством К.И.Чуковского через интеграцию образовательных областей»

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Любой дошкольник, даже если он не умеет читать, выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что ему интересно. Больше всего дети интересуются произведениями К.И.Чуковского. Они воспитывают в ребенке способность волноваться чужим несчастьям,  радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.

Сказки К.И.Чуковского – это целый мир детского космического эпоса со своими законами и заповедями. Все в этом мире находится в непрерывном движении.

Герои сказок бегут, летят, от страницы к странице к новым приключениям, битвам, подвигам, праздникам.

Мир сказок драматичен, в нем множество конфликтов, его героям добрым и честным, веселым и, порой наивным, приходится сталкиваться с ужасным и отвратительным, жестокостью, обманом, подлостью.

Во всех случаях это освобождение ребенка от страха перед сторонней силой или собственным бессилием.

Верим, что данный проект поможет детям, родителям и воспитателям заново открыть для себя замечательного сказочника, познакомиться с новыми формами работы с книгой, найти ответы на интересующие их вопросы. Дает возможность родителям проводить больше времени со своими детьми.

Цель. Познакомить детей с творчеством К.И.Чуковского.

Задачи.

  • Углубить знания педагогов и родителей о выдающемся литературоведе, исследователе, переводчике, ученом-филологе, журналисте, детском писателе … К.И.Чуковском.
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.
  • Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности.
  • Закреплять навыки применения разнообразных изобразительных материалов: гуашь, пастель, фломастер,    цветные мелки, акварель при изображении героев произведений К.И.Чуковского.
  • Развивать у детей эмоционально-образное и эстетическое восприятие произведений, художественный вкус.
  • Развивать умение выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства.
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместностьупотребления его в собственной речи (поговорки, попевки, загадки, метафоры, народные высказывания, звукоподражание).
  • Посредством произведений К.И.Чуковского способствовать воспитанию у детей добрых чувств, сочувствия к попавшим в беду, формирования нравственного начала «что такое хорошо и что такое плохо».
  • Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.
  • Использовать полученные знания в речевой, изобразительной, свободной музыкальной деятельности.

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный (одна неделя)

Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями, детьми, воспитателями, создание условий, необходимых для реализации проекта.

2 этап – основной (пять недель)

Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Презентация.

3 этап – итоговый (одна неделя)

Включает в себя сбор и обработку методических, практических  материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.

Предполагаемые результаты

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты.

1. Создание в группах необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К.И.Чуковского:

а) создание библиотеки произведений К.И.Чуковского;
б) подбор фонотеки (сказки, песни, музыкальные игры и др.)
в) создание уголка развивающих игр;
г) оформление альбома рисунков по произведениям К.И.Чуковского;
д) организация выставок «Лучший детский рисунок», «Лучшая детско-родительская газета» по творчеству  К.И.Чуковского.

2. Отношение детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.

3. Активное участие родителей в реализации проекта.

4. Эмоционально-образное и эстетическое восприятие литературных, музыкальных, художественных произведений.

5. Способность большинства детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.

6. Умение детей высказывать идеи, предположения.

7. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественными произведениями К.И.Чуковского.

Оценка эффективности по итогам работы

Дети

Родители

Педагоги

Наблюдение и анализ
детской деятельности, образовательной деятельности, бесед с детьми.

Участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах.

Качество проведения работы с детьми в рамках проекта.

Анкетирование всех участников педагогического проекта

Оборудование и материалы.

Книги К.И.Чуковского; картины и иллюстрации к произведениям; наборы игрушек «Животные», «Птицы», «Насекомые»; настольно-печатные игры; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Играем в Айболита», мультимедийное оборудование, видео и аудиозаписи, фотоаппарат, материалы для продуктивной изобразительной деятельности.

Планирование и организация деятельности


п./п.

Мероприятие

Цели

Ответственные

Сроки
проведения

1 этап – подготовительный

1

Анкетирование
Родителей.

Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают слушать дети.

 

Педагоги

 

 

 

 

 

 

Первая неделя

2

«Круглый стол» с участием родителей и детей.

Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

 

 

 

Педагоги,
родители

3

Подбор библиотеки.

Развивать у детей интерес к произведениям К.И.Чуковского

4

Акция «Подари книгу детскому саду»

Пополнить библиотеки групп книгами. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий детскогосада.

5

Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта.

Просвещать родителей

Педагоги

6

Подбор наглядно дидактических пособий, демонстрационного материала для образовательной деятельности, игрушек

Создать условия для демонстрации произведений К.И.Чуковского.

Педагоги,
родители

2 этап – основной

7

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского

Развивать у детей интерес к книгам

 

Педагоги

Вторая
неделя

8

Оформление книжного уголка

Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам.

9

Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки, потешки, народные приметы, наблюдения)

Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса.

Педагоги,
родители

10

Чтение произведений и просмотр мультфильмов: «Крокодил», «Тараканище»,
«Мойдодыр»,
«Муха-цокотуха»,
«Бармалей»,«Телефон»,
«Путаница»,
«Чудо-дерево»,
«Федорино горе»,
«Краденое солнце», «Айболит»,
«Топтыгин и лиса».

Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе, поэзии. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности, чувство юмора.

Педагоги и родители

 

 

Третья, четвертая недели

11

Придумывание различных вариантов продолжения сказок.

Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок. Продолжать развивать коммуникативные навыки, работая в мини-группах.

Педагоги

Четвертая и пятая недели

12

Музыкальная художественная деятельность. Разучивание песен, слушание отрывков из оперы-сказки «Мойдодыр», композитора М.Морозовой

Развивать у детей восприятие музыкальных произведений, умение замечать средства музыкальной выразительности, пробуждать воображение.

Музыкальные руководители

13

Загадки дедушки Корнея

Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес.

Педагоги

Пятая неделя

14

Оформление таблиц, схем, цепочек, подбор иллюстраций по содержанию прочитанных произведений.

Учить детей систематизировать иллюстрационно-наглядный материал знакомых произведений.

Педагоги,
дети

15

Лепка по желанию детей по сказкам К.И.Чуковского.

Учить детей передавать характерные особенности животных, птиц в лепке.

Дети

16

Викторина по сказкам
К.И.Чуковского

Развивать интеллект, воображение, внимание, память, речь.

Педагоги

17

Подвижные  и музыкальные игры: «У медведя во бору», «Совушка» и др.

Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в отображении образов разных животных, птиц, насекомых.

Педагоги

Ежедневно

18

«Полечи книжку» –ручной труд

Учить детей умению «лечить» порванные книги. Воспитывать аккуратность, бережливость.

Педагоги

Пятая неделя

19

Сюжетно-ролевые игры  «Доктор Айболит»,   «Ветлечебница»

Расширить представление о профессии ветеринара. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к природе.

Третья – шестая недели

20

Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

Поддерживать у старших дошкольников интерес к книге в сюжетно-ролевой игре.

21

Аппликация и рисование по произведениям К.И.Чуковского

Закрепить знания произведений К.И.Чуковского в аппликации и рисовании, умение создавать образ животных разными видами искусства.

Воспитатель по обучению изодеятельности

Пятая неделя

22

Проведение игр:
настольно-печатных, дидактических, словесных,
музыкальных,
творческих.

Способствовать формированию психического мира ребенка.
Развивать словарный запас, лексику. Развивать музыкальные способности.

Педагоги и музыкальные руководители

В течение реализации проекта

23

Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий, кроссвордов для оформления газет.

Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов с родителями и детьми.

Педагоги,
родители

Четвертая – пятая недели

24

Конкурс рисунков и газет по произведениям К.И.Чуковского

Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность.

Родители, дети,
воспитатель по обучению изодеятельности

Шестая неделя

25

Блицтурнир на лучший вопрос по произведениям К.И.Чуковского

Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей.

Дети, родители, педагоги

 

Шестая неделя

26

Оформление альбома «Мы художники-иллюстраторы»

Оформить рисунки к произведениям в альбом.

27

Литературный аукцион «Умники и умницы»

Выявить у детей знания произведений К.И.Чуковского, умение узнавать произведения по отрывкам. Активизировать речь детей.

Педагоги,
родители,
дети.

Шестая неделя

28

Презентация проекта в форме музыкально-литературного праздника для детей  «Наш Чуковский»

Создать праздник для всех участников проекта.

3 этап  – заключительный

29

Обработка и оформление материалов проекта.

 

Педагоги

Седьмая неделя

30

Анализ результативности

Выводы о результативности проделанной работы