Актуальность
Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.
Любой дошкольник, даже если он не умеет читать, выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что ему интересно. Больше всего дети интересуются произведениями К.И.Чуковского. Они воспитывают в ребенке способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.
Сказки К.И.Чуковского – это целый мир детского космического эпоса со своими законами и заповедями. Все в этом мире находится в непрерывном движении.
Герои сказок бегут, летят, от страницы к странице к новым приключениям, битвам, подвигам, праздникам.
Мир сказок драматичен, в нем множество конфликтов, его героям добрым и честным, веселым и, порой наивным, приходится сталкиваться с ужасным и отвратительным, жестокостью, обманом, подлостью.
Во всех случаях это освобождение ребенка от страха перед сторонней силой или собственным бессилием.
Верим, что данный проект поможет детям, родителям и воспитателям заново открыть для себя замечательного сказочника, познакомиться с новыми формами работы с книгой, найти ответы на интересующие их вопросы. Дает возможность родителям проводить больше времени со своими детьми.
Цель. Познакомить детей с творчеством К.И.Чуковского.
Задачи.
- Углубить знания педагогов и родителей о выдающемся литературоведе, исследователе, переводчике, ученом-филологе, журналисте, детском писателе … К.И.Чуковском.
- Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.
- Создавать условия для поисково-исследовательской деятельности.
- Закреплять навыки применения разнообразных изобразительных материалов: гуашь, пастель, фломастер, цветные мелки, акварель при изображении героев произведений К.И.Чуковского.
- Развивать у детей эмоционально-образное и эстетическое восприятие произведений, художественный вкус.
- Развивать умение выделять выразительные средства каждого вида творчества, понимать язык искусства.
- Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместностьупотребления его в собственной речи (поговорки, попевки, загадки, метафоры, народные высказывания, звукоподражание).
- Посредством произведений К.И.Чуковского способствовать воспитанию у детей добрых чувств, сочувствия к попавшим в беду, формирования нравственного начала «что такое хорошо и что такое плохо».
- Учить детей договариваться, делиться, помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.
- Использовать полученные знания в речевой, изобразительной, свободной музыкальной деятельности.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (одна неделя)
Исходя из интересов детей, проводится анкетирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями, детьми, воспитателями, создание условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап – основной (пять недель)
Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.
Презентация.
3 этап – итоговый (одна неделя)
Включает в себя сбор и обработку методических, практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными; обобщение материалов проекта.
Предполагаемые результаты
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты.
1. Создание в группах необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством К.И.Чуковского:
а) создание библиотеки произведений К.И.Чуковского;
б) подбор фонотеки (сказки, песни, музыкальные игры и др.)
в) создание уголка развивающих игр;
г) оформление альбома рисунков по произведениям К.И.Чуковского;
д) организация выставок «Лучший детский рисунок», «Лучшая детско-родительская газета» по творчеству К.И.Чуковского.
2. Отношение детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.
3. Активное участие родителей в реализации проекта.
4. Эмоционально-образное и эстетическое восприятие литературных, музыкальных, художественных произведений.
5. Способность большинства детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.
6. Умение детей высказывать идеи, предположения.
7. Создание системы работы по ознакомлению детей с художественными произведениями К.И.Чуковского.
Оценка эффективности по итогам работы |
||
Дети |
Родители |
Педагоги |
Наблюдение и анализ |
Участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей, участие в конкурсах. |
Качество проведения работы с детьми в рамках проекта. |
Анкетирование всех участников педагогического проекта |
Оборудование и материалы.
Книги К.И.Чуковского; картины и иллюстрации к произведениям; наборы игрушек «Животные», «Птицы», «Насекомые»; настольно-печатные игры; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Библиотека», «Играем в Айболита», мультимедийное оборудование, видео и аудиозаписи, фотоаппарат, материалы для продуктивной изобразительной деятельности.
Планирование и организация деятельности
№ п./п. |
Мероприятие |
Цели |
Ответственные |
Сроки |
1 этап – подготовительный |
||||
1 |
Анкетирование |
Выявить, читают ли родители детям книги. Что предпочитают слушать дети. |
Педагоги |
Первая неделя |
2 |
«Круглый стол» с участием родителей и детей. |
Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. |
Педагоги, |
|
3 |
Подбор библиотеки. |
Развивать у детей интерес к произведениям К.И.Чуковского |
||
4 |
Акция «Подари книгу детскому саду» |
Пополнить библиотеки групп книгами. Продолжать формировать у родителей и детей желание принимать участие в проведении мероприятий детскогосада. |
||
5 |
Оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта. |
Просвещать родителей |
Педагоги |
|
6 |
Подбор наглядно дидактических пособий, демонстрационного материала для образовательной деятельности, игрушек |
Создать условия для демонстрации произведений К.И.Чуковского. |
Педагоги, |
|
2 этап – основной |
||||
7 |
Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям К.И.Чуковского |
Развивать у детей интерес к книгам |
Педагоги |
Вторая |
8 |
Оформление книжного уголка |
Создать условия по реализации проекта. Развивать интерес к книгам. |
||
9 |
Составление карточек (загадки, пословицы, поговорки, потешки, народные приметы, наблюдения) |
Формировать поисковую деятельность при работе с литературой. Способствовать расширению кругозора детей, развитию познавательного интереса. |
Педагоги, |
|
10 |
Чтение произведений и просмотр мультфильмов: «Крокодил», «Тараканище», |
Пробуждать и поддерживать интерес детей к художественной литературе, поэзии. Учить понимать идею произведения. Развивать умение оценивать поступки героев, замечать средства художественной выразительности, чувство юмора. |
Педагоги и родители
|
Третья, четвертая недели |
11 |
Придумывание различных вариантов продолжения сказок. |
Развивать творческую активность детей в процессе придумывания различных вариантов продолжения сказок. Продолжать развивать коммуникативные навыки, работая в мини-группах. |
Педагоги |
Четвертая и пятая недели |
12 |
Музыкальная художественная деятельность. Разучивание песен, слушание отрывков из оперы-сказки «Мойдодыр», композитора М.Морозовой |
Развивать у детей восприятие музыкальных произведений, умение замечать средства музыкальной выразительности, пробуждать воображение. |
Музыкальные руководители |
|
13 |
Загадки дедушки Корнея |
Развивать у детей логическое мышление при отгадывании загадок. Способствовать расширению кругозора детей, сообразительности, смекалки, развивать познавательный интерес. |
Педагоги |
Пятая неделя |
14 |
Оформление таблиц, схем, цепочек, подбор иллюстраций по содержанию прочитанных произведений. |
Учить детей систематизировать иллюстрационно-наглядный материал знакомых произведений. |
Педагоги, |
|
15 |
Лепка по желанию детей по сказкам К.И.Чуковского. |
Учить детей передавать характерные особенности животных, птиц в лепке. |
Дети |
|
16 |
Викторина по сказкам |
Развивать интеллект, воображение, внимание, память, речь. |
Педагоги |
|
17 |
Подвижные и музыкальные игры: «У медведя во бору», «Совушка» и др. |
Способствовать реализации потребности детей в двигательной активности, развивать физические качества, творчество в отображении образов разных животных, птиц, насекомых. |
Педагоги |
Ежедневно |
18 |
«Полечи книжку» –ручной труд |
Учить детей умению «лечить» порванные книги. Воспитывать аккуратность, бережливость. |
Педагоги |
Пятая неделя |
19 |
Сюжетно-ролевые игры «Доктор Айболит», «Ветлечебница» |
Расширить представление о профессии ветеринара. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к природе. |
Третья – шестая недели |
|
20 |
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» |
Поддерживать у старших дошкольников интерес к книге в сюжетно-ролевой игре. |
||
21 |
Аппликация и рисование по произведениям К.И.Чуковского |
Закрепить знания произведений К.И.Чуковского в аппликации и рисовании, умение создавать образ животных разными видами искусства. |
Воспитатель по обучению изодеятельности |
Пятая неделя |
22 |
Проведение игр: |
Способствовать формированию психического мира ребенка. |
Педагоги и музыкальные руководители |
В течение реализации проекта |
23 |
Домашнее задание: подбор иллюстраций, поговорок, стихов, фотографий, кроссвордов для оформления газет. |
Способствовать развитию поисково-исследовательской деятельности, сотрудничества педагогов с родителями и детьми. |
Педагоги, |
Четвертая – пятая недели |
24 |
Конкурс рисунков и газет по произведениям К.И.Чуковского |
Передавать в рисунках эпизоды понравившихся произведений. Развивать воображение, творческую активность. |
Родители, дети, |
Шестая неделя |
25 |
Блицтурнир на лучший вопрос по произведениям К.И.Чуковского |
Развивать мыслительную активность и индивидуальные способности детей. |
Дети, родители, педагоги
|
Шестая неделя |
26 |
Оформление альбома «Мы художники-иллюстраторы» |
Оформить рисунки к произведениям в альбом. |
||
27 |
Литературный аукцион «Умники и умницы» |
Выявить у детей знания произведений К.И.Чуковского, умение узнавать произведения по отрывкам. Активизировать речь детей. |
Педагоги, |
Шестая неделя |
28 |
Презентация проекта в форме музыкально-литературного праздника для детей «Наш Чуковский» |
Создать праздник для всех участников проекта. |
||
3 этап – заключительный |
||||
29 |
Обработка и оформление материалов проекта. |
|
Педагоги |
Седьмая неделя |
30 |
Анализ результативности |
Выводы о результативности проделанной работы |