Источники света. Прямолинейное распространение света

Разделы: Физика


Тип урока: урок усвоения нового материала

Цели урока:

  • Образовательные: дать понятие оптики как раздела физики, изучающего световые явления; понятие света, рассмотреть источники света (объединяя их по происхождению, по виду излучения); познакомить с понятием светового луча; выявить особенности распространения света.
  • Развивающие: развивать внимание, мышление, память, речь, восприятие внешнего мира, умение работать с информацией, умение выделять главное в материале, способности наблюдать, анализировать, умение провести эксперимент, делать выводы на его основе, способствовать развитию познавательной компетентности.
  • Воспитательные: раскрыть роль света в жизни человека и природы; показать объективное проявление законов физики в природе; формировать познавательный интерес у учащихся, воспитывать добросовестное отношение к учебе, стремление к познанию нового.

Основные понятия:

  • свет
  • источник света
  • точечный источник
  • световой луч
  • тень
  • полутень
  • солнечное затмение
  • лунное затмение

Оборудование: презентация, рабочая карта, губка, иголки (6*6 шт.), фонарик (лазерный).

ХОД УРОКА

1. Организационный этап

1. Приветствие.

2. Определение отсутствующих.

3. Проверка готовности учащихся к уроку.

4. Проверка подготовленности классного помещения к уроку.

5. Организация внимания.

Добрый день, ребята! Я рада вас видеть на уроке и готова начать работу с Вами. Доброго вам настроения и удачи на уроке.

2. Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

Определите, о каком явлении идет речь?

  • Закат
  • Сумерки
  • Голубое небо
  • Рассвет

Сформулируйте тему раздела, к изучению которого мы приступаем

Тема раздела к изучению, которого мы приступаем “СВЕТОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ”

Какие световые явления вы наблюдаете в природе? .......

Изучив данный раздел, мы не просто сможем называть световые явления, а ответим на вопросы:

  • Почему Н Е Б О Г О Л У Б О Е?
  • ЧТО такое В О С Х О Д Солнца?
  • Когда появляется Р А Д У Г А?
  • ЧТО такое С У М Е Р К И? Когда происходит ПОЛЯРНОЕ СИЯНИЕ?
  • ПОЧЕМУ глубоководные животные светятся?
  • Что такое Ф О Т О С И Н Т Е З?
  • Что представляет собой М О Л Н И Я?
  • Что мы видим сначала: молнию или слышим гром?

И многие другие...

ОПТИКА – УЧЕНИЕ О СВЕТЕ И СВЕТОВЫХ ЯВЛЕНИЯХ, в переводе с греческого, означает “видимое”.

Чудный дар природы вечной
Дар бесценный и святой,
В нём источник бесконечный
Наслажденья красотой:
Небо, солнце, звёзд сиянья,
Море в блеске голубом -
Всю картину мирозданья
Мы лишь в ... познаём.

О чем сегодня на уроке пойдет речь? .... о свете

Посмотрите, что лежит у меня на столе: свечка, фонарик, спички ....

Сформулируем тему урока: ИСТОЧНИКИ СВЕТА. ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ СВЕТА.

Какие цели на уроке сегодня поставим:

- рассмотрим понятие света,

- выясним, какие бывают источники света,

- докажем, что свет распространяется прямолинейно.

3. Этап усвоения новых знаний

В тетрадях запишите число ___________ и тему урока “ИСТОЧНИКИ СВЕТА. ПРЯМОЛИНЕЙНОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ СВЕТА”.

Результатом работу будет заполнение РК (Приложение 1) и составление кластера.

Еще в глубокой древности ученые интересовались природой света.

Что такое свет? Почему одни предметы цветные, а другие черные или белые?

Проблемный вопрос: Почему возникают затмения?

Благодаря органу зрения человек видит окружающий мир, осуществляет связь с окружающей средой, может работать и отдыхать. От того, как освещаются предметы, зависит продуктивность труда. Без достаточного освещения растения не могут нормально развиваться. Знание закономерностей световых явлений позволяет конструировать различные оптические приборы, которые находят широкое применение в практической деятельности человека.

Лучшая иллюстрация значению световых явлений в жизни человека – “минутный эксперимент”: закройте глаза на одну минуту и представьте себе “жизнь во тьме”!!! Видите ли вы красоту нашего мира? Что вы ощущаете???

Мир для нас стал бледнее...

Опытным путем было установлено, что свет нагревает тела, на которые он падает, следовательно, он передает этим телам энергию.

Давайте вспомним, какие три вида теплопередачи мы с вами изучали в этом году.

Возьмите рабочую карту, по рисунку определите вид теплопередачи:

  • конвекция;
  • теплопроводность,
  • излучение.

Назовите виды теплопередачи, дайте определение: что называется теплопроводностью, конвекцией, излучением?

К какому виду теплопередачи можно отнести солнце, соедините стрелочкой. Сформулируйте определение: СВЕТ – это ......самостоятельно, .... вслух

Поскольку свет – это излучение, то ему присуще все особенности этого вида теплопередачи.

Это значит, что перенос энергии может происходить и в вакууме, а энергия излучения частично поглощается телами, на которые она падает, вследствие этого тела нагреваются.

В карте самооценки оцените себя

Ребята, а это что? ...(Книга). Это источник? (Нет). Почему мы её видим?

Я включу фонарик. Поднимите руку те, кто видит свет от фонарика. (все поднимают руки). Это источник? (Да)

Что такое источник света?

Возьмите рабочую карту, задание 2. Сформулируйте определение источника света.

Источник света – тело, способное излучать свет.

1. Объедините предложенные источники света по признакам в группы (см. РК)

Проверим ...

В карте самооценки оцените себя

Мы видим не только источники света, но и тела, которые не являются источниками света, - книгу, парту, дома, и т.д.

Эти предметы мы видим только тогда, когда они освещены.

Излучение, идущее от источника света, попав на предмет, меняет свое направление и попадает в глаз.

В каком направлении распространяется свет? ... по всем направлениям

Корпус фонаря ограничивает световой поток, и свет распространятся в виде светового пучка, расширяющегося по мере удаления.

Световой пучок мы можем наблюдать, а как его нарисовать? На помощь приходит геометрия, а точнее геометрическая оптика, одним из основных понятий которой является световой луч, давайте сформулируем понятие ...

На практике все источники имеют свои размеры.

Громадные звезды, во много раз больше Солнца, воспринимаются нами как точечные источники света, т.к. находятся на большом расстоянии от Земли.

Давайте сформулируем понятие точечного источника ....

Световой луч – это линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света.

Точечный источник - светящееся тело, размеры которого намного меньше расстояния до освещаемого объекта.

В карте самооценки оцените себя

Как распространяется свет? (см. РК)

Эксперимент 1: положите губку перед собой. Воткните две булавки на расстоянии несколько сантиметров. Между этими булавками еще 2 булавки так, чтобы, глядя на одну из крайних, вы увидели только её, а остальные булавки были бы закрыты от нашего взгляда. Соедините линией. Направьте световой луч.

Какова траектория? Прямая линия

Какой вывод? Свет в однородной среде распространяется прямолинейно.

Оптически однородной считается такая среда, в которой свет распространяется с постоянной скоростью.

Если между глазом и каким-нибудь источником света поместить непрозрачный предмет, то источник света мы не увидим.

Об этом еще за 300 лет до нашей эры писал Евклид. Этот закон древние египтяне использовали для установки колонн по прямой линии.

С какой скоростью распространяется свет в вакууме?

Скорость света в вакууме – =30 000 км/с.

В разных средах свет распространяется с такой же скоростью? Нет

  • Сахар – 192 300 км/с
  • Алмаз – 124 100 км/с
  • Соль – 194 300 км/с
  • Молоко – 222 000 км/с
  • Бензин – 214 300 км/с

В карте самооценки оцените себя

Физкультминутка:

Закройте глаза. Представьте лист белой бумаги и мысленно напишите на нем тушью свое имя. В конце поставьте точку. Забудьте о буквах, точка раскачивается из стороны в сторону и медленно растворяется.

Отгадай загадку ...

Ты упала мне под ноги,
Растянулась по дороге.
И нельзя тебя поднять,
И нельзя тебя прогнать.
На меня ты так похожа,
Будто я шагаю лежа.
(тень)

Прямолинейность распространения света подтверждается образованием тени и полутени.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО: эксперимент 2 (см. РК)

Обнаружение тени и полутени:

Имеется: круглая лампочка, картон, фонарик. Получите ...

а) получите тень графически:

б) сделайте вывод: тень - ....

в) как получить полутень?

а) б)

б) сделайте вывод: полутень - ....

В карте самооценки оцените себя

Образованием тени и полутени при попадании света на непрозрачный предмет объясняется явления затмения Солнца и Луны.

Просмотрите видео, о каких видах затмения идет речь, запишите условие, при котором наблюдается данный вид затмения. (см. РК)

ПОЧЕМУ возникают затмения?

4. Этап закрепления новых знаний

1. ОБЪЯСНИТЕ смысл ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

1. Солнце сияет, а месяц светит. (сияет – издает свет)

2. Лучи веером во все стороны.

3. Солнца в мешок не поймаешь.

2. По литературному отрывку определите вид источник света

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней,
Без теплоты, магнита, света,
Без электрических лучей.

Электрическая лампа (А. Мицкевич) искусственный источник

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии стрела –
Пламень белый и летучий
Окаймил её края.

Молния - естественный источник

3. Во время хирургических операций тень от рук хирурга закрывает операционное поле. Как устранить такое неудобство? (Установить несколько ламп).

4. Индивидуальная работа

Задание 1. Найдите пару...

Выбери к каждому вопросу правильный ответ

ВОПРОС ОТВЕТ
1. Раздел науки, изучающий свет и световые явления - 1. чтобы не образовывалась тень
2. Назовите естественные источники света 2. при нагревании происходит процесс испарения жидкости
3. Назовите искусственные источники света 3. при их освещении источником света. Излучение, идущее от источников света, попав на поверхность предмета, меняет свое направление и попадает в глаза.
4. По санитарным нормам учащиеся в классных комнатах должны сидеть так, чтобы свет падал слева 4. источником видимого света
5. Под действием солнечного света фрукты высыхают, потому что 5. линия, вдоль которой распространяется энергия от источника света
6. Свет – это 6. экран компьютера, эл. лампочка, фонарик, пламя свечи
7. Мы видим тела, не являющимися источником света... 7. светлячок, гнилушка, молния
8. Световой луч - это 8. называют оптикой
  9. излучение, но лишь та часть, которая воспринимается глазом
  10. искусственным источником

ВЗАИМОКОНТРОЛЬ

Правильных ответов _________________

  • Оценка “5” - 8 правильных ответов
  • Оценка “4” - 7 правильных ответов
  • Оценка “3” - 5-6 правильных ответов
  • Оценка “2” - менее 4 правильных ответов

Оценка ___________________________

В карте самооценки запишите оценку

5. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению

Подведение итогов урока: как работал класс, кто из учащихся работал особенно старательно, что нового узнали учащиеся (КЛАСТЕР, самооценка)

Подробный инструктаж по выполнению домашнего задания

Обязательно: параграф 62, кластер

Желающим: составить кроссворд о световых явлениях

Индивидуально: подготовить мини-проекты (с презентацией)

1. Что есть радуга?

2. Что такое восход?

3. Что такое заход?

4. Почему небо голубое?

5. Почему происходят полярные сияния?

сообщения (+презентация):

1. Солнечные затмения

2. Лунные затмения

Рефлексия: Синквейн

1 существительное С В Е Т

2 прилагательных __________________________________________

3 глагола __________________________________________________

4 слова (2 словосочетания или предложение) ___________________

__________________________________________________________

5 слово-синоним ___________________________________________

Закончить наш урок я хочу словами “Ученье – свет, неученье тьма”.