Вхождение Чувашии в состав России (с древнейших времен до конца XVI века)

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс «История регионов России»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (846 кБ)


Цель: Изучение исторического наследия родного края.

Задачи:

  • Заинтересовать обучающихся в изучении краеведческого материала, развивать навыки самостоятельной работы с текстами, умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию;
  • Воспитывать уважение к историческому прошлому своего региона и народа, чувство толерантности;
  • Вырабатывать культуру межличностных отношений.

Методы и приемы: объяснение учителя, аналитическая беседа, поисково-исследовательская деятельность обучающихся под руководством учителя.

Организационные формы: беседа, групповая работа, анализ учебной информации.

Ход урока

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. Слайд 2.

- Доброе утро, ребята. Сегодня нам предстоит совершить очередное путешествие в удивительный мир истории, полный загадок, фактов, событий.

Здесь затеи, и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи - 
За работу, в добрый час!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

На прошлом уроке мы с вами говорили о нашем городе. В источниках упоминание о городе Чебоксары датируется 1469 годом. В 2019 году нашему городу исполнится 550 лет. Слайд 3.

Есть на Волге город дивный,
Город милый, молодой
Этот город – Чебоксары,
Здесь и я живу с семьёй.
Тут я вырос и родился,
Здесь живут мои друзья.
Я в любви хочу признаться,
Город, как люблю тебя!
Жемчужина Поволжья,
Мой город – Чебоксары.
Столица всех чувашей
Прекрасный город, славный.
С историей великой,
С судьбою непростой
Люблю тебя, мой город,
Горжусь всегда тобой.
Красивых мест немало
Могу вам показать,
Вы только посмотрите,
Какая благодать!
Залив, Арбат, музеи
И купола церквей.
“Промтрактор”, “Агрегатный”,
“Акконд” - сюда скорей!
Ну как же не влюбиться
В прекрасный город сей.
Вы в гости поспешите,
Мы примем всех гостей.
(К.В. Фокина)

Посмотрите на экран. Слайд 4. Как вы думаете, с каким историческим событием связано изображение? Поможет вам ребус. Слайд 5.

Молодцы, правильно, это слово ПРИСОЕДИНЕНИЕ.

III. Постановка учебной цели и задач

А сейчас попробуйте сформулировать тему нашего урока, определите цель и задачи.

Слайд 6.

До прихода в Среднее Поволжье предки чувашей, болгары,  жили в предгорьях Кавказа и в Приазовье. В конце VI-первой четверти VII в. болгарские племена объединились в союз, получивший название Великая Болгария. Великая Болгария оказалась непрочным объединением и распалась уже в 50-х гг. VII в., под напором хазар болгары были вынуждены покинуть приазовские степи. Археологические находки свидетельствуют, что предки чувашей, болгары и сувары, появились в Среднем Поволжье в VII – VIII вв. Здесь они заняли господствующее положение, благодаря тому, что имели уже первоначальный опыт государственности.

На Средней Волге основным занятием населения стало земледелие, приносившее на богатых черноземных почвах обильные урожаи. Именно болгары принесли в Поволжье тяжелый плуг агапусь, почти без изменения сохранившийся у чувашей вплоть до начала ХХ в. Другой важной отраслью хозяйства оставалось скотоводство, разведение мелкого и крупного рогатого скота и лошадей.

Находки из раскопок болгарских городищ Хулаш, Большая Таяба, Тигашево и др. демонстрируют высокий уровень развития всех видов ремесел: металлургии, металлообработки, гончарного, ювелирного, кожевенного, косторезного, камнерезного и др.

Расположение государства на Великом Волжском пути превратило Волжскую Болгарию в “восточные торговые ворота Европы” Из Ирана и Средней Азии поступала поливная керамика, драгоценные и полудрагоценные камни, стеклянная посуда и украшения. Обилие восточных товаров объясняется ориентацией на исламский мир в силу того, что с 922 г. официальной религией Волжской Болгарии стал ислам. Широкое распространение получает арабская графика, пришедшая на смену руническому письму.

В 1236 г.  Волжская Болгария подверглась монгольскому нашествию, цветущие города были разорены, территория вошла в состав Улуса Джучи  (Золотой Орды). Во второй половине XIV – начале XV вв. территория бывшей Волжской Болгарии была опустошена нападениями золотоордынских ханов и эмиров. Разорение учинили походы Тамерлана в 1391 и 1395 гг., русских князей, новгородских ушкуйников, ногайцев. Болгарские земли превратились в “дикое поле”. Сохранившиеся “худые болгары” перебежали в Приказанье и Заказанье, на территорию центральной и северной Чувашии. Многочисленные клады джучидских монет, найденные на территории республики, говорят о том, что Чувашский край полностью входил в область золотоордынского денежного обращения.

IV. Фикульминутка.

V. “Открытие” обучающимися нового знания.

Ребята, сейчас вам предстоит работа в группах. Каждая группа получит текст. (Приложение) . Внимательно его изучите и постарайтесь сформулировать выводы по прочитанному. Затем спикеры каждой группы презентуют результаты. Всем удачи! Слайд 7.

VI. Выводы. Слайд 8.

Предпосылки присоединения:

  • Потеря болгаро-чувашами своей государственности, монголо-татарское иго, опустошение Болгарской земли в основном татаро-монголами, массовый геноцид болгаро-чувашского населения, перемещение оставшихся в живых болгаро-чувашей с плодородных лесо-степных земель в менее плодородные лесные районы с довольно суровыми климатическими условиями – все это составляет первую глубинную важнейшую предпосылку мирного, по челобитью, присоединения Чувашии к Российскому государству.
  • Вторая важнейшая предпосылка мирного, по челобитью, присоединения Чувашии к России – это угнетенное и унизительное, очень трудное положение чувашского народа в Казанском ханстве.
  • Третьей предпосылкой мирного, по челобитью, присоединения Чувашии к России являлось установление добрососедских отношений между правобережными чувашами и русским населением Нижегородского Поволжья.

Историческое значение объединения чувашей с русским народом.

  • Чуваши заняли всю территорию современной Чувашии.
  • Завершается процесс формирования чувашской народности.
  • Складывается материальная и духовная культура чувашского народа.
  • Способствовало обогащению чувашской культуры под влиянием русской культуры.
  • Укрепление вековой дружбы народов.

Таким образом, присоединение чувашского народа к Русскому государству было актом добровольным, и протекало мирно, без насилия со стороны русских и сопротивления со стороны чувашей.

VII. Рефлексия.

“Лесенка успеха” – нижняя ступенька – у меня ничего не получилось; средняя ступенька – у меня были проблемы; верхняя ступенька– мне всё удалось.

На доске вывешивается рисунок в виде лестницы: на нижней ступеньке цифра 1, на средней - 2, на верхней - 3. У каждого обучающегося набор цифр. По просьбе учителя поднимают одну из цифр, в зависимости от результатов своей деятельности на уроке.

- Спасибо, ребята, за урок.

Литература:

1. Гусев Т. Г. Присоединение Чувашии к Русскому государству //Записки ЧНИИ. Ч., 1950. Вып. 4;

2. Димитриев В. Д. Чувашия в эпоху феодализма. Ч.,1986.

3. Зимин А.А., Хорошкевич А.П. Россия времен Ивана Грозного. М., 1982

4. Тихомиров М. Н. Присоединение Чувашии к Русскому государству // Советская этнография. 1950. №3;

5. http://www.vurnar.ru/Istoriya-CHuvashii/Page-5.html