Форма мероприятия | Викторина. Могут участвовать ученики индивидуально, можно проведение состязания между классами или группа ребят |
Подготовительная работа Учитель выбирает вариант, исходя из особенностей подготовки класса |
|
Ход викторины | Ученики или группы решают задания по
разным темам, возможна организация продвижения
по станциям – секциям. Названия тем: БЛОК 1 “Чему и как учили в 13-14 веках на Руси”. БЛОК 2 “Загадки на Руси”. БЛОК 3 "Сергий Радонежский и его жизнь" БЛОК 4 “Команда, вместе решим!” БЛОК 5 "Картины и стихи по истории – источники знаний" |
цели | расширить знания учащихся об истории православия на Руси, деятельности её просветителей |
образовательные | |
развивающие | Развивать творческие способности
школьников в разнообразных видах деятельности
(развитие речи, рисование), формирование умения работать в группе, ставить цель и стремиться её достигнуть, используя знания ребят группы |
Подведение итогов | Жюри объявляет итоги викторины. Все участники получают сертификаты, команды получают грамоты победителей и призеров. |
Викторина может проходить в одном классе. Если есть возможность, то организатор викторины может задействовать несколько кабинетов, решая задания, команды или индивидуальные участники переходят из класса в класс. В качестве помощников учителя выступают старшеклассники, которые проявляют интерес к изучению истории и педагогической деятельности.
БЛОК 1. “Чему и как учили в 13-14 веках на Руси”.
Вопросы.
1. Основным материалом для письма при обучении был(и)
А | пергамент | В | береста | |
Б | бумага | Г | глиняные таблички |
Ответ: В
2. Писало в Древней Руси – это:
А | Рукописная книга | В | Заглавная буква | |
Б | Заостренная палочка для письма | Г | Свинцовая печать |
Ответ: Б
3. Начав читать книгу, её надо дочитать. А как это можно сказать, используя фразеологизм:
А | Без лишних слов | В | Не сомкнуть глаз | |
Б | До костей | Г | От корки до корки |
Ответ: Г
4. Соотнесите слова из двух столбиков:
А | азбука | 1 | Слово из греческого языка, от названий первых двух букв– знаки того или иного языка, расположенных в принятом для данного языка порядке. | |
Б | букварь | 2 | Пособие, состоящее из примеров, упражнений, заданий | |
В | алфавит | 3 | Знаки кириллицы, расставленные по порядку | |
Г | задачник | 4 | Сборник словарных статей о буквах |
Ответ:
А | азбука | 3 | Знаки кириллицы, расставленные по порядку | |
Б | букварь | 4 | Сборник словарных статей о буквах | |
В | алфавит | 1 | Слово из греческого языка, от названий первых двух букв– знаки того или иного языка, расположенных в принятом для данного языка порядке. | |
Г | задачник | 2 | Пособие, состоящее из примеров, упражнений, заданий |
5. Ученые знают, что в те времена, ребят учили писать и читать две буквы вместе, согласная плюс гласная. Мы это называем слогом. А как это называлось в Средние века?
А | Склад | В | созвучие | |
Б | слог | Г | билингва |
Ответ: А
6. Примерно в 10 лет Варфоломей пошел учиться. Где дети учились грамоте в Средние века?
А | гимназия | В | церковная школа | |
Б | лицей | Г | академия |
Ответ: В
Приложение 1.7. О чем мальчик попросил старца?
А | Найти убежавшую лошадь | В | Научиться считать | |
Б | Научиться писать иконы | Г | Научиться читать книжные тексты |
Ответ: Г.
8. Рассмотрите фотографию старинной книги. Именно с использованием подобных книг учили читать в Средневековой Руси. Книга называлась
Приложение 2.А | Букварь | В | Всемирная история | |
Б | Псалтырь | Г | Библия |
Ответ: Б.
9. Учителя в Средние века часто обращались к материалам “Поучений Владимира Мономаха”. Ниже даны высказывания, завершите их, используя предложенные слова. Число и падеж можно менять.
А | Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече ..... |
Б | Что знаете хорошего, того не .... |
В | Чего не знаете, тому .... |
Г | Остерегайтесь ... и ..., это губит ... и ... |
10. Добрый, забывать, учиться, ложь, пьянство, слово, тело.
Ответ:
А | Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово. |
Б | Что знаете хорошего, того не забывайте. |
В | Чего не знаете, тому учитесь. |
Г | Остерегайтесь лжи и пьянства это губит душу и тело. |
11. Правители Древней Руси много уделяли развитию культуры и образования. Определите, роль каждого из них.
А | Владимир Святой | 1 | Князь создал первую библиотеку при Киевском Софийском соборе. Она включала в себя переводные произведения с греческого и с древнеболгарского. Во время своего правления он открывал школы “учения книжного” не только в Киеве, но и в Новгороде. | |
Б | Ярослав Мудрый | 2 | Его современником был Сергий Радонежский, который совместно с учениками основал более 40 монастырей, бывшими центрами летописания, иконописи | |
В | Владимир Мономах | 3 | В 988 г. Киевская Русь приняла православие, и князь открывает в Киеве первую школу “учения книжного”. | |
Г | Дмитрий Донской | 4 | Одним из главных средств воспитания детей князь считал образование: “Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь”. Оставил потомкам свое замечательное “Поучение”. |
Ответ:
А | Владимир Святой | 3 | В 988 г. Киевская Русь приняла православие, и князь открывает в Киеве первую школу “учения книжного”. | |
Б | Ярослав Мудрый | 1 | Князь создал первую библиотеку при Киевском Софийском соборе. Она включала в себя переводные произведения с греческого и с древнеболгарского. Во время своего правления он открывал школы “учения книжного” не только в Киеве, но и в Новгороде. | |
В | Владимир Мономах | 4 | Одним из главных средств воспитания детей князь считал образование: “Не забывайте того хорошего, что вы умеете, а чего не умеете, тому учитесь”. Оставил потомкам свое замечательное “Поучение”. | |
Г | Дмитрий Донской | 2 | Его современником был Сергий Радонежский, который совместно с учениками основал более 40 монастырей, бывшими центрами летописания, иконописи, образования. |
БЛОК 2 “Загадки на Руси”.
1. Ниже даны загадки. Они все про школу и про учение. Отгадай!
1 | Черные, кривые, от рожденья все немые. Станут в ряд - сейчас заговорят. |
5 | В белое поле синие Протянулись линии, А по ним друзья идут, Друг друга за руки ведут. |
|
2 | Белый камушек растаял, На доске следы оставил. |
6 | На странице букваря Тридцать три богатыря. Мудрецов-богатырей Знает каждый грамотей. |
|
3 | Говорит она беззвучно, но понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней - станешь вчетверо умней. |
7 | Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Вам я помогаю. Что-нибудь без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья,. Кто же я?-... |
|
4 | По черному белым Пишут то и дело. Потрут тряпицей - Чиста страница. |
2. Рисунки в помощь:
БЛОК 3. Сергий Радонежский и его жизнь
1. Рассмотрите картины, рассказывающие о жизненном пути Сергия Радонежского. Расставьте события в хронологическом порядке
Приложение 4.Ответ: Г, А, Д, Б, Е, В.
2. Родителей Сергия Радонежского звали:
а) | Петр и Феврония | в) | Кирилл и Мария | |
б) | Адриан и Наталия | г) | Николай и Александра |
Ответ: в.
3. Братьев Сергия Радонежского звали:
а) | Борис и Глеб | в) | Петр и Павел | |
б) | Петр и Стефан | г) | Николай и Александр |
Ответ: б.
4. Сое имя при крещении преподобный Сергий получил в честь
а) | Апостола Варфоломея | в) | Апостола Павла | |
б) | Апостола Петра | г) | Апостола Иоанна |
Ответ: а.
5. Ниже дана карта, на ней под номерами указаны города, связанные с жизнью Сергия Радонежского.
Определи, под каким номером обозначены города и селения:
а) | Ростов Великий | в) | Москва | |
б) | Радонеж | г) | Сергиев Посад |
Ответ:
а) | 4 | б) | 3 | в) | 1 | г) | 2 |
6. Определите, с какими событиями в жизни Сергия Радонежского связаны места
а) | Ростов Великий | 1 | Поселение, возникшее около стен Троицкого монастыря | |
б) | Радонеж | 2 | Место, куда переехали родители Сергия | |
в) | Сергиев Посад | 3 | Место рождения | |
г) | Москва | 4 | Сюда приходил Сергий к святителю Алексию |
Ответ:
а) | 3 | б) | 2 | в) | 1 | г) | 4 |
7. Определи даты событий из жизни Сергия Радонежского
а) | Рождение Сергия | 1 | 1314 | |
б) | Сергий благословил войско князя Дмитрия, которое отправлялось на сражение с Мамаем | 2 | 1337 | |
в) | Сергий стал игуменом монастыря | 3 | Примерно 1342 | |
г) | Основание монастыря на холме Маковец, близ Хотькова | 4 | 1380 |
Ответ:
а) | 1 | б) | 4 | в) | 3 | г) | 2 |
БЛОК 4 “Команда, вместе решим!”
1. Решите задачу. Как учёные определили дату рождения Сергия Радонежского
Сергий родился в 1314 году в семье боярина
Кирилла и его жены Марии. Согласно Житию младенец
был окрещен на 40-й день после рождения и наречен
Варфоломеем. Память святого Варфоломея празднуется православной церковью 11 мая, день памяти апостола. Попробуйте определить день рождения Сергия Радонежского. |
Ответ: 11 июня минус 40 дней получается 3 мая. 3 мая 1314 года – день рождения Сергия Радонежского.
2. В 1337 году Сергий Радонежский близ села Хотьково, на горе Маковец основал небольшой монастырь. Территория монастыря состояла из частей: жилой, общественной и оборонительной. До наших дней план монастыря не сильно изменился. Рассмотрите план и определите основные постройки.
Ответ:
1) | Троцкий храм | 2) | стены | в) | кельи | г) | колокольня |
3. В основанном Сергием Радонежском монастыре в 1355 году был введен новый, общежитийный устав. Прочитайте предложенный текст, вставьте пропущенные слова.
Киновия ( греч. кпйнпвйпт —
совместная жизнь, 1.... ) — христианский 2. ... ,
одна из двух форм организации монашества на
начальном историческом этапе. Монахи киновии все необходимое (3. ..., 4. ..., 5. ...) получают от 6. ... . Труд монахов киновии 7. ... , результаты труда полностью принадлежат 8. ... . Все монахи киновии (вплоть до настоятеля) не имеют права 9. ... . |
Ответ:
1. Общежитие
2. Монастырь
3. Еду, одежду, обувь
3-6. монастыря
7. безвозмезден.
8. монастырю
9. собственности и личного имущества.
3. Что здесь изображено
4. Рассмотрите предложенные икону и картины художника Сергея Ерошкина.
Приложение 8.- Как звали этих монахов Троицкого монастыря?
- Как их имена связаны с именами Сергия Радонежского и князя Дмитрия Ивановича?
- Судьбы этих монахов?
Ответ:
- Александр Пересвет и Андрей Ослябя.
- Они по велению Сергия Радонежского стали воинами в дружине князя и затем участвовали в Куликовской битве.
- Пересвет погиб в поединке с монгольским воином Челубеем, Ослябя (одна из версий) погиб на Куликовом поле. Оба похоронены на территории московского Симонова монастыря. Оба причислены к лику святых.
БЛОК 5. Картины и стихи по истории – источники знаний
Р.Запесоцкая. ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
Прочитайте стихотворение. Ответьте на вопросы по содержанию стихотворения.
Об этом знать должны все дети: Давным-давно на белом свете Жил отрок. Он молился Богу, Просил в учении подмогу. Однажды отрок Старца встретил, И тот сказал: "Ты духом светел. Ты сможешь хорошо учиться И перед Богом отличиться". |
Как звали отрока? |
Он стал отшельником, монахом; В лесу с ночным боролся страхом, Молитвой бесов прогоняя, Природу светом наполняя. С годами он в лесу прижился, С медведем даже подружился. Был сердцем чист, молился много. И этим угодил он Богу. |
В каком месте был основан монастырь? |
Когда о Сергии узнали, К нему тянуться люди стали. Сперва ученики-монахи К нему слетелись, словно птахи. И вот работа закипела. Все так старались сделать дело: Обитель Божию построить И жизнь на Божий лад настроить. |
Имя первого игумена монастыря? Кому была посвящена первая, заложенная в монастыре церковь? |
Однажды чудный свет полился, Когда Святой в ночи молился, Чтоб наш Господь, всех благ Даритель, Благословил Свою Обитель. Застыл он на пороге кельи: В сияньи дивно птицы пели! И Голос был: "Бессчетны птицы - Вот сколько к Богу обратится". |
Что такое келья? |
Когда Угодник Божий в храме Служил пред Чашею с Дарами, То в алтаре - священном месте Сам Ангел с ним молился вместе, Крылатый воин Божьей рати. И видели монахи-братья, Как вдруг огонь с небес спустился И прямо в Чашу опустился. |
|
Так жил подвижник Православья, Христа и Богоматерь славя. И по его дана молитве Победа в Куликовской битве. Свою показывая милость, К нему Пречистая явилась И обещала, что Обитель Спасет Господь наш Вседержитель. |
Как звали монахов – участников Куликовской битвы? |
Открыто людям Божье Слово. Окончен путь земной Святого, И Преподобный в вечной жизни О нашей молится Отчизне. Угодника нетленно тело - Живет его святое дело. Он всем нам показал дорогу, Которая приводит к Богу. |
Где покоятся мощи преподобного Сергия Радонежского? |
ИТОГИ
Жюри объявляет итоги викторины. Все участники получают сертификаты, команды получают грамоты победителей и призеров.