Разработка внеклассного мероприятия по истории по теме "Начало Великой Отечественной войны". 10-й класс

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

  • Раскрыть учащимся трагические события в начале войны.
  • Подвести учащихся к пониманию причин поражения Красной Армии в начале Великой отечественной войны.
  • Продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать их, делать выводы.
  • Воспитывать учащихся на примерах стойкости, мужества и героизма советских воинов, привить чувство патриотизма , долга и уважения к героям войны.
  • Развивать культуру к прослушиванию музыкальных произведений о войне.

Форма проведения: внеклассное мероприятие по истории.

Основные понятия: превентивный удар; план “Барбаросса”; блицкриг.

Основные даты:

  • 22 июня 1941 года – начало Великой Отечественной войны.
  • 1941-1945 - Великая Отечественная война;

Оборудование: презентация “Начало Великой Отечественной войны”, документы, таблицы, понятийный аппарат.

План проведения мероприятия:

1. Накануне войны.

2. Трагическое начало.

3. Причины неудачи Красной Армии на начальном этапе войны.

4. Мужество, стойкость и героизм советских воинов.

5. Песня “Священная война” В.Лебедев-Кумач, стихи о войне, “Реквием” Р.Рождественского.

Ход мероприятия

Такою всё дышало тишиной
Что вся земля ещё спала, казалось
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось.
(С.Щипачев)

- Великая Отечественная война 1941-1945 –одна из самых страшных страниц нашей истории. Это война самая кровопролитная, тяжёлая, самая значительная по своим итогам и последствиям . Великая Отечественная война – великая не только по названию, но и по своему характеру и содержанию. Таких воин , когда бы на поле брани сталкивались многомиллионные армии, когда бы на борьбу с захватчиками поднимался весть народ , когда патриотизм тех , кто бился с врагом на фронте и в тылу, достигал такого накала , пред которым меркло всё, что было до этого , мировая военная история ещё не знала. Это была небывалая в истории по своим масштабам битва против наиболее реакционной ударной силы империализма – гитлеровского фашизма, ставившего своей целью уничтожение первого в мире социалистического государства , установление мирового господства.

Сегодня мы рассмотрим хронику событий трагического начала Великой Отечественной Войны- и определим главный вопрос: Мог ли Советский Союз защитить себя на начальном этапе военных действий?

А в ходе поиска ответа на главный вопрос перед нами будут стоять две основные задачи:

1. Охарактеризовать причины трагического начала войны для Красной Армии.

2. Показать примеры стойкости, мужества и героизма советских воинов на начальном этапе войны.

- Мы выступим с вами в роли экспертов-историков. У каждого из вас на столах подготовлены документы: высказывания историков, таблицы: “Состояние кадрового состава Красной Армии с 1937 по начало 1941 годов,” изучив которые вам предстоит составить экспертное заключение по главному вопросу , прослушаем песню “Священная война”В.Лебедева-Кумача, стихи о войне и Реквием Р.Рождественского.

- Накануне войны. Уже весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми, 5 декабря 1940г. Гитлер принял окончательное решение в отношении СССР, подтверждённое 18 декабря “Директивой 21”, назначавшей на 15 мая осуществления плана “Барбаросса”, но вторжение в Югославию и Грецию, заставило эту дату перенести на 22 июня 1941года.

Разведка почти ежедневно докладывала Сталину о планах Гитлера, но советское руководство всеми способами поддерживало иллюзию спокойствия. Директива которую передавал Генеральный штаб округа запоздала. Многие из командиров дивизий и частей не успели её получить.

Прежде чем вы готовите ответ на вопрос , посмотрите в документы и скажите данные о состоянии Красной Армии, (высказывания учащихся, преподаватель обобщает.)

Сталин владея всей информацией не мог не отдавать отчёт о неизбежности войны и также его личные качества, скорее всего стали причиной просчётов. В первый период войны сказалась нехватка опытных командных кадров . Имели место жестокие репрессии в 1937-1938 годы. Ряд историков отмечают стремление Сталина нанести превентивный удар (предупреждающий, опережающий действия противной стороны.), но не ранее 1942 года.

Итак страна не вела подготовку к войне, это подтверждает след. факт : 14 июня 1941г. Тимошенко и Жуков рекомендовали Сталину принять более энергичные меры, но в ответ услышали: “ Вы предлагаете провести в стране мобилизацию... Это же война! Понимаете вы это оба или нет?!”

Время было упущено. Для Советского Союза начинается страшная кровопролитная –Отечественная война.

Война против СССР началась по тщательно разработанному гитлеровским генералитетом плану “Барбаросса”. А теперь ваши ответы по поводу названия этого плана?

Ответы учащихся(план “ Барборосса” - так условно назвал Гитлер в память о крестовых походах императора священной Римской империи Фридриха I Барбороссы.)

Обратите внимание на экран, сравните соотношение сил в начальный период войны, проанализируйте их.

Назовите и запишите: “ Причины неудач красной Армии в начальный период войны”:

Перечислите их:

1. Просчёты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны.

2. Переоценка значения советско- германского договора о ненападении.

3. Войска не были приведены в боевую готовность.

4. Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.

5. Репрессии в высшем эшелоне военного руководства.

6 .Германия имела экономический и военный перевес.

И сразу пополним наш словарик:

  • Превентивный удар
  • План “ Барбаросса”
  • “Блицкриг”

В первый же день войны Ставка Главного Командования директивой №3 приказала фронтам “ перейти в контрнаступление с задачей разгрома противника на главнейших направлениях и с выходом на территорию врага.”

Точка зрения Г.К. Жукова.

Несмотря на отчаянное положение, многие советские части вели упорные бои. 23 июня создаётся армия народного ополчения и огромное количество народа отправляется на фронт.

Презентации: Застава Лопатина; подвиг лётчика Гастелло.

Год 1941-й...Он живёт в нашей памяти наших сердцах, как самый тяжкий, трагедийный , незабываемый. Прошлое имеет преимущество перед будущим в том, что оно реально, его нельзя переиначить, хотя находятся безумцы пытающиеся это делать.1941-й не может быть ни улучшен, ни ухудшен, - очень важно чтобы знали об этом люди младших поколений.

Мы выделили с вами на уроке причины неудачи Красной Армии в первую неделю войны, рассмотрели примеры мужества наших героев.

Ответьте мне на главный вопрос, который мы определили в начале урока:

  • Мог ли Советский Союз защитить себя на начальном этапе военных действий?

Вывод: Советский Союз мог защитить себя на начальном этапе военных действий:

- укрепить обороноспособность страны- привести войска в полную боевую готовность.

В войне против фашизма показал свою силу и жизнеспособность братский союз народов СССР - сыны всех народов Советского союза грудью встали на защиту своей Родины.

А сейчас мы с вами прослушаем песню написанную в начальный период войны В.Лебедева-Кумача “Священная война” и подумаем почему эта песня явилась призывом к народу СССР?

Хроники песня “Священная война” (ответы учащихся).

Звучат стихи о войне в исполнении учащихся.

Отстоять мир-  нет сейчас более важной задачи в международном плане для народов всей планеты. Не подготовка к войне, а укрепление мира – вот путеводная нить в завтрашний день.

Подведение итогов.

Приложения (для экспертов-историков)

Тема: Начало Великой Отечественной войны (22 июня 1941 года

План:

1. Накануне войны.

2. Трагическое начало.

3. Причины неудачи Красной Армии на начальном этапе войны.

4. Стойкость, мужество и героизм советских воинов.

Приложения:

Высказывания историков:

1 точка зрения. В. М. Кулеш.

“ Отказ Сталина принимать всерьёз многочисленные донесения, которые с начала 1941 года предупреждали о скором фашистском вторжении в СССР, объясняются его осознанием неготовности страны к войне против Германии”

2 точка зрения. Ю.С. Борисов.

“ Чрезвычайно отрицательную роль сыграла уверенность Сталина, что он переиграет Гитлера”. Между ними шла “доверительная переписка” в 1941 году. И фюреру удалось внушить Сталину определённое доверие к себе””.

3 точка зрения. Н. Верт (французский исследователь).

“ ... военные концепции Сталина строились, исходя из трёх идей: Советскому Союзу никогда не придётся вести боевые действия на своей территории ; готовиться следует к наступательной войне; любая агрессия против СССР будет немедленно остановлена всеобщим восстанием западного пролетариата”.

Накануне войны

Годы Состояние кадрового состава Красной Армии
1937 — 1939 “Чистка армии”- из армии уволены 37 тысяч командиров и политработников; из них 60 % по политическим мотивам (многие были расстреляны или отправлены в лагеря).
Лето 1940 11 тысяч человек из числа уволенных были восстановлены в армии. Репрессии ударили прежде всего по кадрам высшего командного и политического состава, центрального аппарата Наркомата обороны и ВМФ.
Начало 1941 Численность командно-начальствующего состава армии и флота составляла 580 тысяч человек (из них 7,1 процента имели высшее военное образование, 55,9 процента — среднее, 24,6 процента — ускоренное и 12,4 процента вообще не имели военного образования). Особое внимание уделялось количественному факту.

Сходные трудности были и в отношении танкистов.

Причины неудач Красной Армии в начальный период войны:

1. Просчёты Сталина и его окружения в оценке военной обстановки и сроках начала войны.

2. Переоценка значения советско- германского договора о ненападении.

3. Войска не были приведены в боевую готовность.

4. Превосходство гитлеровцев в живой силе и технике на решающих направлениях.

5. Репрессии в высшем эшелоне военного руководства.

6. Германия имела экономический и военный перевес.

Соотношение сил сторон

  Красная армия Противник Соотношение
Дивизии 190 166 1,1:1
Личный состав 3 289 851 4 306 800 1 : 1,3
Орудия и миномёты 59 787 42 601 1,4:1
Танки и штурмовые орудия 15 687 4 171 3,8:1
Самолёты 10 743 4 846 2,2:1