Проблему безотметочного оценивания необходимо рассматривать исключительно в контексте другой – более серьезной, более масштабной проблемы начальной школы – проблемы формирования контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников как основы учебной самостоятельности школьников (основы умения учиться).
Цели безотметочного обучения в начальной школе
- вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе
- создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной самостоятельности школьников
Педагогические условия и педагогические средства решения проблемы
- выделить и описать этапы становления контрольно-оценочной деятельности младших школьников;
- найти или разработать оптимальные способы и организационные формы формирования действий контроля и оценки у учащихся;
- разработать систему проверочных, диагностических работ для отслеживания контрольно-оценочной самостоятельности учащихся и динамики формирования способов их деятельности;
- разработать эффективные и рациональные способы фиксации контрольно-оценочных действий учащихся;
- создать нормативно-правовую базу для применения безотметочной системы.
Этапы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников
1 этап – переход от дошкольного к школьному образованию (1-й класс);
2 этап – совершенствование (опробование) форм и способов контроля и оценки в условиях формирования классного сообщества (2-й класс – первое полугодие 4-го класса);
3 этап – рефлексивный – переход от начальной школы к основной (второе полугодие 4-го – 5-й класс).
Два вида оценки
Ретроспективная оценка при которой самооценка ученика предшествует учительской оценке.
Рефлексивная оценка – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях – являются две способности: способность видеть себя со стороны, не считать свою точку зрения единственно возможной; способность анализировать собственные действия (см. работы Г.А. Цукерман). Учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание, которое оформляется в классе особым образом
Педагогические приемы, средства и организационные формы формирования контрольно-оценочной деятельности младших школьников
- прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками);
- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей для решения той или иной задачи);
- прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия);
- прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.);
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение вычленять операциональный состав действия);
- прием «составление задачи, подобной данной» (направлены на вычленение существенного в представленной задачи);
- прием «классификация задач по способу их решения» (выделение общего способа действия»);
- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение учащихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
- прием «создание «помощника» для проверки работы» (умение найти или изготовить себе «помощника» с помощью которого можно точно проверить выполненное задание.
Организация контрольно-оценочной деятельности
Если педагог хочет решить задачу развития младших школьников: научить их учиться самостоятельно, то ученики должны участвовать в процессе создания критериев и средств оценки, то есть проявлять оценочную самостоятельность
Задачи контроля
- Одной из функций контроля является сравнение достигнутого учащимися в процессе обучения уровня освоения знаний и способов с уровнем, которого требует программа. При этом учитель выясняет, на каком этапе обучения произошел «сбой».
- Ученику оценка позволяет определить успехи и выявить недочеты в учении. Ученик должен понимать необходимость самоконтроля для достижения лучших результатов обучения.
- В результате анализа успехов и неуспехов школьников, учитель вместе с детьми осуществляет ориентировочную деятельность, намечая перспективы работы с каждым учащимся.
- Методы обучения изменяются в соответствии с уровнем развития и достижениями школьников. Корректирующая функция оценки – изменение последующего процесса обучения.
Требования к организации контроля
- Учитывать психологические особенности учащихся:
- неумение соотнести полученные результаты с образцом;
- слабый контроль и самоконтроль;
- неумение найти ошибки в работе;
- определить причины их возникновения.
- Учет индивидуальных возможностей школьников, темп и характер овладения способами действий при решении учебной задачи.
- Создание положительного отношения к учению и ориентировка на успех деятельности ребенка.
- Отказ от балльной оценки в первом классе. Общепринятая 5-балльная система оценивания является травмирующим элементом начального обучения. Так как имеет следующие эффекты:
- искажение отношений ученика с учителем и родителями;
- повышение тревожности и невротизация детей;
- искажение учебной мотивации;
- невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика.
Критериальная оценка
позволяет:
- Любому ребенку увидеть свои успехи (есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного).
- Удерживает учебную функцию отметки (крестик отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании).
- Помогает избежать сравнения детей между собой.
Правила оценочной безопасности
- Не скупиться на похвалу (часто достаточно улыбки, одобрительного кивка и т.д.)
- Хвалить исполнителя, критиковать только исполнение.
- Даже в море неуспеха можно найти островок успешности и закрепиться на нем.
- Ставить перед ребенком конкретные цели.
- Не надо ставить перед учащимися несколько задач одновременно.
- Формула «опять ты не…» - верный способ выращивания неудачника.
- Учитель должен начать практику оценочной безопасности с собственной самооценки.
Формирование оценочной самостоятельности
Этап 1. Самооценка ученика предшествует учительской оценке: под руководством педагога ученик рисует шкалу, определяет критерий оценки (чему мы учились сейчас?), оценивает свою работу или ее часть.
Этап 2. Самооценка ученика дифференцируется: ребенок учится видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания.
Этап 3. Предметом совместной работы становится способ производства формальной оценки (например, бальной).
Этап 4. Приведение всех оценок к единому знаменателю, необходим способ перевода одной шкалы в другую.
Текст статьи также представлен в виде Презентации.