Готовимся к ГИА в формате ОГЭ в классе предпрофильной подготовки

Разделы: Русский язык


Традиционно первостепенные цели обучения русскому языку в учреждениях начального и среднего профессионального образования заключаются в том, чтобы повторить пройденное в школе и углубить знания по основам науки о русском языке. На этой базе необходимо совершенствовать соответствующие умения в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики, фразеологии, грамматики; закреплять и расширять знания обучающихся в области речеведения; активизировать речевые умения и навыки, связанные с анализом и созданием текстов разных стилей речи; развивать элементарные навыки лингвистического анализа художественного текста.

Новые требования федеральных государственных образовательных стандартов акцентируют внимание на деятельностном характере образования: результатом обучения должно стать не просто «Я знаю...» (например, «Я знаю, как образуются словосочетания»), а «Я умею, обладая знаниями...» (например, «Я умею, обладая знаниями о строении словосочетания, синтаксисе, построении текста, риторике, строить предложения, использовать их в разных стилях речи, в разных коммуникативных ситуациях; создавать устные и письменные тексты и т.д.»).

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока вообще, в том числе и урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Рассмотрим урок с позиции основных дидактических требований, а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку Традиционный урок Урок современного типа
Объявление темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся
Сообщение целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания
Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели
Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)
Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)
Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно
Оценивание учащихся Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия
Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Изменения касаются того, как мы (преподаватель — ученики) реализуем содержание урока, то есть, насколько эффективно складывается наше общение.

Известно, что эффективным является такое общение, при котором происходит достижение поставленной цели, реализация коммуникативного намерения говорящего и слушающего, в нашем случае — учителя, преподавателя и учеников.

Изучение предмета «Русский язык» на уровне основного общего образования нацелено на личностное развитие учащихся, так как формирует представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа.

Русский язык является основой развития мышления и средством обучения в школе, поэтому его изучение неразрывно связано со всем процессом обучения на уровне основного общего образования.

Изучение русского языка направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

Современный мир предъявляет к будущим специалистам более жесткие требования, несоответствие которым будет отмечаться не наличием хороших или плохих оценок по предмету или дисциплине, а наличием востребованности — как личной, так и профессиональной. Учитывая современные социально-экономические особенности развития общества, необходимо формирование нового типа личности – мобильного, способного ориентироваться в информационном потоке, способного к адекватной самооценке и умению переучиваться при необходимости.

Как урок русского языка помогает учащемуся решать эти задачи? Насколько способствует формированию «общей культуры, развитию, воспитанию и социализации личности»?

Несомненно, русский язык как средство познания действительности обладает огромным потенциалом в обеспечении развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Задача преподавателя — выстроить траекторию освоения учебной дисциплины так, чтобы учащийся не просто запоминал, каково строение словосочетания, например, а учился логически мыслить, задавать вопросы (определять границы знания-незнания), взаимодействовать с другими в поиске информации и решении учебных и профессиональных задач. Другими словами, говоря языком современных образовательных стандартов, обучающийся должен овладеть учебно-организационными, учебно-информационными, учебно-логическими, учебно-коммуникативными общеучебными компетенциями, а также общими компетенциями. Роль преподавателя сводится к тому, о чем говорил ещё Я.Коменский: меньше учить, больше направлять, консультировать, наставлять.

Один из возможных путей достижения эффективности общения на уроке представлен в технологической карте урока русского языка для 9 класса (предпрофильная подготовка). Основной акцент в работе на уроке сделан на подготовке к Государственному итоговому экзамену (в формате ОГЭ) (Приложение).

Результаты освоения основной образовательной программы русскому языку, в соответствии с ФГОС основного общего образования, должны быть представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, где ключевым понятием является самостоятельность обучающегося. Особое внимание в новых ФГОС уделяется метапредметным результатам обучения, отражающимформирование так называемых универсальных учебных действий, обобщенных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Литература:

  1. ФГОС основного общего образования.
  2. Примерная программа по русскому языку для основного общего образования.
  3. Рабочая программа по русскому языку, 9 класс, предпрофильное обучение.
  4. Русский язык. 9 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под. ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2014. – 286 с.
  5. Егораева Г.Т. ОГЭ 2016. Основной государственный экзамен. Русский язык. 9 класс. Тренировочные тестовые задания. / Г.Т. Егораева. – М. : Издательство «Экзамен», 2016. – 95 с.