Урок развития речи. Устное сочинение по картине В.М.Васнецова "Снегурочка". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Форма урока: урок развития речи.

Цель урока: обучение школьников написанию сочинения по картине.

Задачи урока: формирование универсальных учебных действий:

1. Личностных УУД – воспринимать и ценить произведения изобразительного искусства;

2. Регулятивных УУД – самостоятельно организовывать своё рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, планировать алгоритм его выполнения, самостоятельно оценивать;

3. Познавательных УУД – извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблицы, иллюстрации, репродукции); восприятие картины как произведения искусства; уметь передавать художественное, эстетическое и эмоциональное содержание картины; самостоятельно делать выводы;

4. Коммуникативных УУД – участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; уметь строить текст в определённой композиционной форме, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся составлять рассказ по картине, строить сообщения в устной и письменной форме, анализировать, делать выводы, сравнивать, аргументировано отвечать, доказывать свое мнение.

Оборудование: проектор, ноутбук, <презентация> , рисунки обучающихся на тему “Снегурочка”, раздаточный материал.

Подготовительная работа. За неделю до урока класс делится на группы: художники, рассказчики, чтецы, биографы, корректоры, спортсмены. Каждая группа получает задание.

Ход урока

1. Организационный момент. Настрой на урок.

<Cлайды 2,3,4>

Вот север, тучи нагоняя... (Отрывок из поэмы "Евгений Онегин")

Александр Пушкин
Вот север, тучи нагоняя...
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.

2. Актуализация знаний, сообщение темы урока и постановка цели.

Учитель: Очень скоро любимый праздник взрослых и детей. Какой?

Дети: Новый год.

Учитель: Правильно. И наш урок сегодня необычный, сказочный. Догадайтесь, почему?

Отгадайте загадки.

Все его зимой боятся –
Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ...
Ответ (Мороз)

Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит,
К нам пришла ...
Ответ (Весна)

Учитель:

- Почему отгадки Мороз и Весна? Если догадаетесь, чьими родителями были Мороз и Весна, то вы назовете тему урока. ( "Снегурочка")

- Да, мы будем составлять устное сочинение по картине Васнецова "Снегурочка".

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Научиться составлять текст-описание по картине.)

В Новый год в каждый дом приходят сказочные герои: Дед Мороз и Снегурочка. Кто она такая “Снегурочка”? По преданию, Снегурочка родилась в дремучем лесу. Она дочь Мороза и Весны.

3. Работа над темой.

Учитель:

- Когда же и где появился образ Снегурочки? Он формировался в сознании русского народа на протяжении нескольких веков. Вроде бы, сначала в русских народных сказках возник образ ледяной девочки – внучки, которую бездетные старик со старухой слепили из снега людям на радость, и себе в утешение.

- Чтобы всё узнать о Снегурочке неделю назад вы разделились на команды. Итак, слово предоставляется команде "Рассказчиков":

Русская народная сказка “Снегурочка” (отрывок). <Cлайд 5>

Жили-были в одной деревне старик со старухой. Жили хорошо, дружно. И все бы ладно, да вот горе — не было у них детей.

Вот зима пришла снежная да морозная, сугробов до пояса намело, ребятишки на улицу высыпали поиграть, а старик со старухой из окна на них глядят да про свою беду думают.

Старик говорит: А что, старуха, может и нам себе дочку из снега сделать? — Давай сделаем, — говорит старуха.

Старик шапку надел, вышли они на свой огород и принялись из снега дочку лепить. Скатали они ком снежный, приладили к нему ручки, ножки, сверху приставили снежную голову. Старик носик, рот, подбородок вылепил.

Смотрят — а у Снегурочки губки порозовели, глазки открылись; Снегурочка на стариков смотрит и улыбается. Затем головкой закивала, ручками зашевелила, ножками, снег с себя стряхнула — и из сугроба живой девочкой вышла.

<Cлайд 6>

В сказке В.И. Даля “Девочка Снегурочка” старик со старухой смотрят, как чужие ребята “из снегу комочки катают, в снежки играют” и решают и себе дочку слепить.

Однако старик принес комочек снега в избу, положил в горшочек, накрыл ветошкой (тряпкой. — Ред.) и поставил на окошко. Взошло солнышко, пригрело горшочек, и снег стал таять. Вот и слышат старики -пищит что-то в горшочке под ветошкой; они к окну — глядь, а в горшочке лежит девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, и говорит им: — Я девочка Снегурочка, из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена.

Вот старики обрадовались, вынули ее, да ну старуха скорее шить да кроить, а старик, завернув Снегурочку в полотенечко, стал ее нянчить и пестовать.

Учитель: А в наше время Снегурочка ассоциируется у нас с Новогодними и Рождественскими праздниками. Кстати, Снегурочка – это чисто русский персонаж. И больше ни у одного народа в мире ни на рождественских, ни на новогодних праздниках не встречается.

Сейчас мы увидим Снегурочек, которые были созданы нашими учениками. Каждый расскажет о своём рисунке.

Выступление " художников”. (Каждый ученик рассказывает, какая у него получилась Снегурочка.)

Выступление биографов <Cлайды 7, 8>

- Наша группа подготовила сообщение о русском художнике В.М. Васнецове (1848 – 1926).

В.М.Васнецов родился в селе Лопьял современный г.Киров. Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. “Вечное, сердечное спасибо отцу за то, что он сумел развить во всех нас любовь к окружающей природе ... ” ... говорил художник, когда стал взрослым.

Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя “слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины”. Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.

Семь лет Васнецов учился в Петербургской академии художеств. Первыми его произведениями были рисунки и картины на бытовые темы. Однако только в Москве он полностью нашел себя как художник.

Именно в Москве работал Васнецов над своими широко известными картинами, посвящённые сказкам и былинам: <Cлайды 9-14>

“Витязь на распутье”, “Богатыри”, “Алёнушка”, “Ковёр-самолёт”, “Иван Царевич на сером волке”, "Снегурочка".

Учитель: Сегодня мы составим 3 варианта сочинений по картине Васнецова "Снегурочка", а завтра на уроке русского языка каждый из вас сам напишет сочинение.

Беседа по картине.

Учитель: Обратите внимание на картину. Кого вы видите на картине?

Дети: Мы видим Снегурочку.

Учитель: Что вы узнали о Снегурочке?

Дети: Снегурочка – дочь Мороза и Весны.

Учитель: Откуда она вышла?

Дети: Она вышла из волшебного леса.

Учитель: Как выглядит природа на картине?

Дети: Наступила зима. Вокруг темный лес. Алмазные звезды освещают поляну.

Учитель: Используя опорные слова, опишите девушку.

Опорные слова: красивый наряд, жемчужно-серебристый цвет, парчовая шубка, шапка с меховой опушкой, тёплые варежки, красивые глаза, чистое светлое лицо, застенчивая, полная ожидания.

Учитель: Какие краски использует художник?

Дети: Художник использует белые, серые и голубые оттенки. Это придает картине таинственность, сказочность.

Учитель: Как вы относитесь к картине? Нравится картина вам или нет?

Физминутка. (Проводит группа спортсменов)

Работа над планом.

Учитель: Чтобы логически правильно письменно передать текст, надо пользоваться планом.

Подумайте, какие в сочинении должны быть три части?

  1. Вступление
  2. Основная часть
  3. Заключение

- О чём будет говориться в каждой части? <Cлайд 15>

План:

1. Картина В.М. Васнецова "Снегурочка".

2. Описание картины.

3. Мое отношение к картине.

4. Работа над сочинением (учащиеся составляют из готовых предложений текст по плану).

- Сейчас попрошу класс разделиться на 3 команды. В каждой команде должен быть один корректор.

Задание группам: Из разрезанных предложений составить текст-описание по картине в соответствии с планом, который на доске.

Группа "Корректоры " напомнят нам правила составления текста.

В соответствии с планом в тексте должно быть три части.

Каждая часть записывается с красной строки.

Все предложения в тексте должны быть связаны по смыслу.

Учитель: Спасибо, молодцы!

Сочинение 1

Передо мной картина гениального русского художника Васнецова “Снегурочка”. На ней перед зрителем предстаёт героиня известной и всеми любимой русской народной сказки.

Снегурочка находится в дремучем лесу. Её окружает густой сосновый лес. Здесь она видит и маленькие ели и изящные берёзы, старые сосны и могучие дубы. Она любуется красотой русского леса. Девушка одета в красивую шубу. На шубе - затейливый узор. На руках красивые, тёплые варежки. Тёмное небо и звёздочки на нём дополняют сказочную таинственность этой ночи. Вместе со Снегурочкой мы вглядываемся в зимнюю ночь, ощущаем лесную тишь и ждём, когда начнут твориться чудеса.

Мне эта картина понравилась, потому что, глядя на неё восхищаешься красотой зимы и ждёшь продолжения сказки.

Сочинение 2

На картине великого русского художника В. Васнецова, написанной уже более ста лет назад, героиня русского фольклора Снегурочка - снежная дочка Мороза и Весны.

Она одна в ночном лесу, а вокруг тишина и только звёзды подмигивают с чёрного неба. Там, вдали, в деревне течёт своя жизнь, горят тёплым светом окошки. А Снегурочка из другого мира - волшебного и неизведанного. И, кажется, она ждёт чуда, которое вот-вот произойдёт. Снегурочка богато одета в парчовую шубку и шапку с меховой опушкой и золотыми узорами. И вся она как-будто светится и излучает красоту, нежность и одиночество.

"Снегурочка" Васнецова очень красивая картина, которая мне понравилась своим волшебством и загадочностью, а ещё легкой грустью сказочной девушки Снегурочки.

Сочинение 3

Перед нами картина “Снегурочка”, которую Виктор Михайлович Васнецов написал более ста лет назад. Для создания полотна художник выбрал холодные, спокойные, “зимние” тона.

Морозная зимняя ночь. В небе мерцают алмазные звезды. Вдали виднеются огоньки деревни, проникающие сквозь мрачный, таинственный и немного пугающий лес. На снежном покрывале видны следы зверей. Сияющий голубыми переливами снег и яркие ночные тени создают атмосферу волшебства. Снегурочка только-только вышла из чащи леса. За ней стоит тонкая берёзка. А на освещённой луной лесной полянке её окружают пушистые ёлочки. Девушка вглядывается вдаль, словно хочет увидеть что-то важное для себя. Она напугана, но выглядит по-настоящему прекрасной. Её лицо буквально светится чистотой. Под стать и богатый наряд Снегурочки, сшитый из великолепной парчи и жемчуга. А шапочка с меховой опушкой делает героиню очень нежной.

Картина мне понравилась своим зимним очарованием. Но все же немного жаль Снегурочку, ведь ей страшно и одиноко одной в лесу.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

- С творчеством какого художника вы познакомились сегодня на уроке?

- Какие его картины запомнились?

- Вспомните, какую цель в начале урока вы поставили (Научиться составлять текст-описание по картине).

- Подумайте, достигли ли вы этой цели. Оцените свою работу на уроке по 10-балльной системе. На доске висит мишень. Прикрепите магнит в соответствии со своей оценкой.