Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная к школе группа)

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цель:

  • закрепление навыка чёткого произношения и различения звуков Р и РЬ;
  • закрепление образа буквы Р.

Образовательные задачи:

  • закрепление навыков чёткого произношения и различения звуков Р и РЬ в устной речи;

Развивающие задачи:

  • развитие фонематического и зрительного восприятия;
  • развитие слухового внимания, слуховой и зрительной памяти;
  • развитие связной речи через ответы на вопросы и составление предложений;
  • развитие логического мышления.

Коррекционные задачи:

  • совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности,
  • развитие звуко-слоговых представлений;
  • закрепление графического изображения буквы Р, профилактика дисграфии;

Воспитательные задачи:

  • воспитание навыков учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико-грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки);
  • воспитание навыков самоконтроля.

Слайд 1

1. Огрмомент

Слайд 2

- Сегодня мы с вами будем моряками и отправимся в плавание на корабле. Чтобы корабль верно держал курс, моряки должны пройти испытания, в виде разных заданий.

Упражнение “Отгадай звук по описанию”.

- Губы и зубы разомкнуты. Широкий кончик языка поднят к бугоркам за верхними зубами, неплотно соприкасается с ними. Средняя часть языка спинки опущена. Воздушная струя направлена на кончик языка, при этом он дрожит. Какой получается звук? (Р). Какой это звук? (Согласный, твёрдый, звонкий).

- Теперь кончик языка переместился вперёд, а средняя часть спинки поднялась. Какой получился звук? (РЬ). Какой это звук? (Согласный, мягкий, звонкий)

- Совершенно верно, звук Р может быть твёрдым, например, в таких словах: рак, ворона, мухомор и мягким: ребёнок, берёза, якорь.

2. Совершенствование фонематического восприятия

- Сейчас проверим, как слышите вы эти звуки в речи.

Упражнение “Хлопни – топни”.

- Хлопните в ладоши, если в слове есть звук Р и топни ногой, если в слове слышен звук Рь: треугольник, троллейбус, прямоугольник, трамвай, аквариум, конструктор, инструмент, электричка, приёмник, ракета, ребята, матросы, брюки.

3. Речевая зарядка с массажем ладоней

- Приготовьте-ка, ребята, язычки для зарядки. Чтобы руки не сидели без дела, возьмите орехи. Проговаривая слова, прокатывайте орех по ладоням.

Тра-тро-тру-тры

Пра-про-пру-пры

Стра-стро-стру-стры

Ра-ра-ра - рама, рак, гора, нора

Ро-ро-ро – роза, роща, рот, перо

Ру-ру-ру – ружья, руки, кенгуру

Ры-ры-ры – рыба, рынок, рыжик, рысь

Ре-ре-ре – стоит домик на горе

Ри-ри-ри – на ветках снегири

Арь-арь-арь – на стене висит фонарь

4. Совершенствование фонематического слуха

(индивидуальная работа)

Упражнение “Твёрдый – мягкий”.

Слайд 3

- Возьмите рабочие листы. Картинки, в которых слышится звук РЬ, обведите зелёным карандашом. Картинки, в которых слышится звук Р, обведите синим карандашом.

(Приложение 1).

- Проверьте самостоятельно, правильно ли вы обвели картинки по варианту на экране.

5. Совершенствование звукового анализа

Слайд 4

- Где может находиться звук в слове? (В начале, середине, конце)

Упражнение “Найди место звука в слове”.

- Найдите место звука Р или РЬ в слове. Обозначьте место положения звука Р синим кружочком, а звука РЬ - зелёным кружочком:

Огород, рябина, тарелка, боксёр, ромашка, букварь, рубашка, берёза, сухарь, пар.

6. Развитие звукового синтеза

Упражнение “Мираж”.

- В природе существует такое явление как мираж. Мираж обманывает людей и дарует им несбыточные надежды. Губит целые караваны и мешает проводить спасательные операции. Иногда в море тоже появляется мираж и видны предметы, находящиеся далеко за горизонтом. Представьте, что мы тоже видим мираж. Я называю слово-мираж, а вы первый звук меняете на звук РЬ и произносите новое слово. Если ответ правильный на экране появится картинка и мираж рассеивается.

Слайды 5 - 16

Федька – редька

Лейка – рейка

Печка – речка

Кепка – репка

Лепка – репка

Лёва – рёва

Задание усложняется, измените в слове третий звук на звук Р.

Маска – марка

Банан – баран

Гонка – горка

Метка – мерка

Ночка – норка

Голод – город

7. Согласование речи с движением

- Моряки никогда не сидят без дела, я предлагаю вам выполнить “морскую” зарядку.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе - хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже,
Наклонились к полу ближе.
Раз - подняться, подтянуться
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Повернись на месте ловко,
В этом нам нужна сноровка.

8. Развитие слогового синтеза

Упражнение “Точка”.

- На корабле всегда должна быть связь с землёй. Радист передаёт сообщения с помощью азбуки Морзе, где вместо обычных букв используются знаки: точка и тире. Сейчас я буду слоги называть, а вы добавьте слово “точка” - у нас получатся новые слова. Внимание на экран – картинка появится, как только вы назовёте правильный ответ.

Слайд 17

Кар(точка), трос...., кур..., чёр..., коф..., ве..., ни..., у..., кис..., лен..., кос..., лас..., кле....

9. Развитие мышления

Упражнение “Четвёртый лишний”.

(индивидуальная работа по карточкам, на каждого ребёнка один вариант задания)

- Найдите на карточке лишнюю картинку и объясните, почему она лишняя (Приложение 2).

10. Составление предложения по двум картинкам

(индивидуальная работа по предметным картинкам со звуками Р и Рь)

Упражнение “Составь предложение”.

- Никакие трудности не страшны морякам. В следующем задании вам необходимо составить предложения, используя сразу две картинки. Это могут быть предложения-небылицы.

11. Зрительная гимнастика

- Моряки обладают превосходным зрением, чтобы вовремя увидеть опасные рифы или далёкий берег.

Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!

12. Совершенствование зрительного восприятия

- Мы вспомнили звуки Р и РЬ. Какой буквой обозначаются эти звуки? (Показ буквы Р)

Слайд 18

- В большой букве Р спрятались маленькие буквы. Найдите и обведите только буквы Р (Приложение 3).

Слайд 19

- Сколько всего букв вы обвели? (Пять букв).

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

13. Профилактика дисграфии

Слайд 20

- Заштрихуйте только те ромашки, в которых буква Р написана правильно (Приложение 4).

- Сколько ромашек вы заштриховали? (Две ромашки).

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Слайд 21

- Вы превосходно справились со всеми заданиями и стали настоящими моряками. Теперь вам не страшны шторма и бури. Попутного ветра! Удачного плаванья!

Список использованной литературы.

  1. Агранович З.Е. “Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников”, С-Пб, Детство-Пресс, 2006;
  2. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. “Ступеньки к школе” - обучение грамоте детей с нарушениями речи, М, Творческий центр, 1999;
  3. “Логопедическая тетрадь на звуки [Р],[Р’]”;
  4. Пиненова Т.И. Выговаривать хочу...”, С-Пб, Каро, 2006;
  5. Шевченко И.Н. “Конспекты занятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников”, С-Пб, Детство-Пресс, 2010.