Образовательный проект «Мой славный город – Королев» для детей старшего дошкольного возраста подготовительной к школе группы

Разделы: Работа с дошкольниками, Патриотическое воспитание


Цель проекта: Воспитание патриотизма у старших дошкольников

Задачи проекта: Воспитывать уважительное отношение к родному городу через формирование чувства гордости за малую Родину город – наукоград Королев.

Значимость проекта:

  • Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования проектного метода в своей образовательной деятельности, показать эффективность создания единого воспитательно-образовательного пространства в ДОУ и семье, для обеспечения полноценного развития ребенка.
  • Вопрос приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является взаимодействие ДОУ с семьей.
  • Реализация проекта обеспечивает активное участие ребенка в образовательном процессе в соответствии со своими возможностями и интересами, предполагает личностно-развивающий характер взаимодействия и общения детей и взрослых.
  • Реализация проекта соответствует принципам ФГОС, в частности принципам поддержки разнообразия детства, индивидуализации дошкольного образования, возрастной адекватности образования. Предполагает разнообразие интересов и мотивов детей, особенности места расположения ДОУ. Предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством реализации проекта в различных видах детской активности.
  • Содержание проекта направлено на развитие патриотизма у детей, через воспитание уважительного отношения к родному городу через формирование чувства гордости за малую Родину город – наукоград Королев.

Методические рекомендации к проведению проекта “Мой славный город – Королев”

  • Описание проекта содержит:
  • Направления совместной деятельности педагогов, родителей и детей
  • Тематический план занятий
  • Итоговые мероприятия по каждому направлению деятельности

Описание тематического плана проекта по направлениям работы с детьми не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между всеми описанными направлениями работы с детьми существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного проекта соответствует особенностям развития детей дошкольного возраста.

Ключевым уровнем оценки проекта является уровень итоговых мероприятий и итоговых продуктов, в которых непосредственно участвует ребенок, его семья и педагогический коллектив. Что в свою очередь является материалом для рефлексии педагогами своей деятельности и для серьезной работы над улучшением содержания проекта.

Проект “Мой славный город – Королев” проводится в подготовительной к школе группе не случайно. Накопленный опыт детей к 6, 7 годам (подготовительная к школе группа) позволяет понять и оценить вклад в разные области науки, литературы и искусства знаменитых людей, живших и работавших в нашем городе.

Время проведения проекта “Мой славный город – Королев” с января по май выбрано тоже не случайно. Мы охватываем проектом четыре тематических праздника (День Российской Армии, Международный женский день, День Космонавтики, День Победы) подготовку к которым легко связать с содержанием проекта. Например, предприятия в нашем городе работают на оборону нашей страны, содержание о работе которых легко связать с подготовкой ко Дню Российской Армии. В городе много предприятий, деятельность которых связана с космической наукой и промышленностью, что мы связываем с подготовкой ко Дню Космонавтики. В городе жили и работали знаменитые женщины, рассказ о которых приурочен к Международному женскому дню. На мемориале памяти погибшим в годы Великой отечественной войны увековечены имена защитников отечества призвавшихся на фронт из нашего города. Рассказ, о которых мы связываем с родственниками детей.

В проекте используются некоторые общие сведения об археологии, космосе, истории создания городов, необходимые для понимания частных сведений и событий, имеющих отношение к нашему городу.

На факультативных занятиях по мировой художественной литературе, искусству и традициям народов мира, всегда присутствуют желающие родители, которые с восторгом отзываются об их содержании.

Тематический план проекта “Мой славный город – Королев” 

Направление работы “Мировая художественная литература, искусство, традиции народов мира”

Цикл “Город”

“История городов”

Знакомим детей с возникновением городов в истории человечества, по какой причине люди объединялись в города, чем отличается город от деревни, что такое центр города и почему он так называется, проводим виртуальную экскурсию в наиболее интересные города мира, знакомимся с достопримечательностями, традициями, особенностями культуры этих городов.

“История города Королёв”

Знакомим детей с историей города Королёва от древних времён до наших дней: археологические раскопки на территории города Королёв, история возникновения названий города, улиц, проспектов, достопримечательности города Королёв, история развития промышленных предприятий, памятники архитектуры и искусства. Знакомим детей с гербом города. Проводим виртуальную экскурсию по Краеведческому музею города Королёв. Рассматриваем тесную связь нашего города с космической наукой и промышленностью.

“Знаменитые люди города Королёв”

Знакомим детей с замечательными представителями различных профессий (литераторы Б. Заходер, М. Цветаева, В. Брюсов, Б. Пастернак, театральный деятель К. Станиславский, композиторы А. Двейрин, А. Толочков, художник Ю.А. Александров, философ С. Дурылин, ученые С.П. Королев, В. Грабин, В. Черток, космонавт Г. Стрекалов), которые жили и работали в нашем городе.  Подробно рассказываем о человеке, чье имя носит наш город, академике С.П. Королёве. Раскрываем значение труда и неоценимого вклада в развитие нашего города, науку, культуру всей страны и мира этих замечательных людей.

“Культурная жизнь нашего города”

Раскрываем современную научную и культурную составляющую жизни нашего города, связанную с детством: хоровые, танцевальные, спортивные коллективы, дом юного техника.

“Самые знаменитые женщины в мировой истории”

Занятие приурочено к Международному женскому дню 8 марта. Знакомим детей с ролью женщин в истории разных стран и народов. Раскрываем роль женщины в жизни каждого человека, роль матери, жены, хранительницы домашнего очага, а также профессионала в разных профессиональных областях. Показываем иллюстрации и рассказываем биографии некоторых знаменитых женщин, оставивших заметный след в мировой истории: царица Хатшепсут, Екатерина Великая, Жанна Д’Арк, Роксолана, Мария Кюри, Валентина Терешкова и т.д.

“Святые места у разных народов мира”

Знакомим детей с таким понятием как “святые места”, имеющие большое эзотерическое, культурное и нравственное значение для многих народов мира. При помощи слайдов и фрагментов видеофильмов демонстрируем различные примеры “святых мест” и их значение для представителей, как разных концессий, так и далёких от религии людей. Приводим примеры изображения “святых мест” как в русском, так и зарубежном искусстве, и литературе. Для закрепления усвоенного материала вспоминаем места нашего города Королёв, которые с полным основанием можно назвать “святыми” местами или “местами силы”, таких как Часовня Александра Невского, Церковь Козьмы и Дамиана, деревянный храм Серафима Саровского, обелиск героям Великой Отечественной войны.

Цикл “Космос”

“Вселенная”

Знакомимся с понятием Вселенная, Галактика, Солнечная система. Рассказываем об истории наблюдения человечества за звёздным небом, показываем слайды, изображающие представления людей о строении Вселенной и нашей планеты. Раскрываем многогранность самого слова “Вселенная”, объясняем, в каких ситуациях оно употребляется. Знакомимся с мыслителями, первыми предложившими гелиоцентрическую теорию строения Солнечной системы – Николаем Коперником, Джордано Бруно, Галилео Галилеем. Объясняем происхождение названий планет нашей Солнечной системы, смотрим фрагменты анимационного фильма в 3Д формате “Наша Солнечная Система”. Напоминаем, что в нашем городе существует ЦУП – Центр Управления Полётами, в котором специалисты по космическим исследованиям следят за благополучием космических полётов.

“История покорения Космоса”

Знакомимся с историей космических исследований, начиная с научных разработок К. Циолковского. Особенно подчёркиваем неоценимый вклад, который внёс город Королёв в историю покорения космических пространств. Рассказываем о работе РКК “Энергия”, Звёздном Городке, ЦУПе, смотрим слайды первого искусственного спутника Земли, знакомимся со старой советской кинохроникой, повествующей о первом спутнике, о первых животных, побывавших на околоземной орбите, и, наконец, о полёте первого человека в Космос. Отдельно знакомимся с Центром Подготовки Космонавтов – ближе узнаём все аспекты этой трудной, но такой нужной профессии.

“Земля и Марс”

Занятие построено на сравнении двух планет Солнечной системы – Земли и Марса. Сравнивается расположение двух планет, особенности движения вокруг Солнца и относительно других планет Солнечной системы, ландшафт, атмосфера, погодные условия, временные особенности, смена времён года и суток. Смотрим иллюстрации и фрагменты научно-популярных фильмов, а также мультипликационный фильм – “Астрономия для самых маленьких”.  Получив представление о параллелях и меридианах, закрепляем знания, конструируя модель глобуса, обматывая воздушный шарик прочной нитью. Рассматриваем глобус нашей планеты, ищем на нём нашу страну и приблизительное расположение города Королёв.

“Марс в научной фантастике”

Знакомимся с понятием “научная фантастика”, читаем и смотрим иллюстрации разных художников к таким произведениям как “Аэлита” А.Н. Толстого, “Война миров” Г. Уэллса, “Марсианские хроники” Рэя Брэдбери. Смотрим фрагменты художественных фильмов, снятых по мотивам произведений научной фантастики.

Итоговое мероприятие по разделу

— Пресс-конференция, посвященная Дню города Королева.

Участники пресс-конференции:

  • Родители исполняют роль представителей прессы.
  • Дети исполняют роль интервьюированных.

Направление работы воспитателя Ознакомление с окружающим миром

“Королёвцы — защитники отечества”

Занятие приурочено ко “Дню Российской армии”. Рассказываем детям о жителях города, связанных с военной техникой, военным строительством, а также знакомимся с военным заводом нашего города, институтом имени Хруничева и т.д.

“Женщины нашей семьи”

Занятие приурочено к “Международному женскому дню”. Знакомимся с историей своей семьи и любимыми занятиями женщин. Учимся составлять рассказы об интересные увлечения мам, бабушек, прабабушек.

“Моя семья в городе Королёве”

Слушаем рассказы детей об истории их семьи в городе (каким образом попали в город).

“Кем я хочу стать”

Говорим о профессиях: нужных, интересных, важных, полезных для нашего города. Учимся внимательно выслушивать мнения друг друга.

Профессия “Космонавт” Занятие приурочено ко “Дню космонавтики”. Знакомлюсь с уникальной профессией космонавт, рассматриваем её особенности и тонкости, рассказываем об известных российских и зарубежных космонавтах.

Итоговые мероприятия по разделу

— Возложение цветов к памятнику С.П. Королева.

— Возложение цветов к мемориалу павшим королевцам — защитникам отечества.

Направление работы “Ознакомление с художественной литературой”

Стихотворение “Мой славный город Королев”

Знакомимся со стихотворением о нашем городе, написанное нашим педагогом Шевцовой Маргаритой Дмитриевной, разучиваем его.

Цикл “Писатели, поэты и театральные деятели, жившие и работавшие в нашем городе”

“Борис Заходер”

Знакомимся с жизнью и творчеством детского писателя и переводчика Бориса Заходера. Читаем и смотрим иллюстрации разных художников к стихотворениям Б. Заходера, обсуждаем его философское стихотворение-размышление “Почему деревья не ходят”. Особое внимание уделяем такому аспекту творчества Б. Заходера как переводы английских сказок “Винни-Пух и Все-все-все” и “Алиса в Стране Чудес”, “Алиса в Зазеркалье”.  Смотрим фрагменты мультипликационных фильмов про Винни-Пуха и Алису.

“М. Цветаева, Б. Пастернак В. Брюсов”

Знакомимся с жизнью и творчеством замечательных русских поэтов Мариной Цветаевой, Борисом Пастернаком, Валерием Брюсовым. Объясняем, что такое поэзия Серебряного века. Читаем и обсуждаем стихотворения Марины Цветаевой из цикла “Детский альбом”, Валерия Брюсова из цикла “Шедевры”, Бориса Пастернака из цикла “Избранное”. Чтение стихотворений сопровождаем демонстрацией репродукций картин художников-импрессионистов для подчёркивания своеобразной атмосферы Серебряного века.

“К.С. Станиславский и русский театр”

Рассказываем о театральном деятеле К.С. Станиславском, жившим в нашем городе и его отце С. Алексееве – настоятеле Болшевской церкви.   Знакомимся с историей становления русского театра, неоценимого вклада Станиславского в прогрессивное течение театральной деятельности России и мира.  Объясняем, что такое “метод Станиславского” и почему так важно для актёров овладеть его приёмами. Смотрим отрывки из спектаклей разных театров России, пытаемся сами разыграть заданную сценку, используя “метод Станиславского”.

Итоговое мероприятие по разделу

— Литературно-музыкальная гостиная

Стихи и песни о городе Королеве

Направление работы “Изобразительная деятельность”

Цикл “Город”

“Городской пейзаж”

Вспоминаем, какие бывают пейзажи, говорим о городском пейзаже, разбираем и анализируем формы и виды архитектурных строений.

Символы нашего города

“Ракета”

Пластилинография. Рассматриваем главный символ нашего города Ракету, и методом пластилинографии выполняем работу.

“Часовня”

Рассматриваем ещё один символ нашего города часовню Александра Невского, узнаём об архитекторе и стиле постройки, выполняем работу методом пластилинографии с опорой на фотографию.

“Решётки и ограды, как городской архитектурный элемент”

Знакомимся и изучаем ограды на примере знаменитых петербургских решёток. Рисуем королёвский зимний парк.

“Водонасосные станции”

Знакомимся с особенностями нашего города, с водонасосными станциями на водоканале и их архитектурой. Рисуем с опорой на натуру.

“Весна в городе”

Учимся самостоятельно выбирать сюжет для рисунка, продумываем композицию, подбираем краски, используем разнообразные приёмы рисования.

Цикл “Космос”

Пластилинография “В далёком космосе”

Продолжаем освоение техники рельефной лепки, побуждаем к самостоятельному поиску приёмов изображения космических объектов.

Аппликация “Звёзды и кометы”

Учимся вырезать пятилучевые звёзды, вызываем интерес к созданию образа “кометы”, состоящей из “головы” и “хвоста”.

Живопись “Какого цвета космос?”

Завершение предыдущей работы. Красками стараемся передать дыхание космического пространства, дорисовываем мелкие детали, нюансы.

Художественный труд “На луне”

Развиваем воображение. Переносим знакомые методы работы с пластилином в новую творческую ситуацию, разными способами (рельефная, пластическая) создаём фантастические образы.

Пластилинография “На марсе”

Развиваем воображение. Переносим знакомые методы работы с пластилином в новую творческую ситуацию, разными способами (рельефная, пластическая) создаём фантастические образы.

Пластилинопластика “Есть ли жизнь на марсе”

Продолжаем марсианскую тему, развиваем фантазию, методом пластилинопластики создаём инопланетных движущихся существ.

“Марсианский пейзаж”

Знакомим детей с созданием пластилинового мультфильма. Развиваем фантазию, обговариваем с детьми метод выполнения работы, развиваем творческие способности.

Аппликация “Звёзды и кометы”

Учимся вырезать пятилучевые звёзды, вызываем интерес к созданию образа “кометы”, состоящей из “головы” и “хвоста”.

Итоговые мероприятия по разделу

— Выставка рисунков “Мой любимый город”

— Выставка рисунков “Космос”

Направление работы “Конструктивная деятельность”

 “Волшебный город”

Учимся конструировать из блоков Дьёнеша и палочек Кюизенера планы — схемы вымышленного Волшебного города. Закрепляем такое понятие как масштаб.

Коллективная работа “Королев 100 лет спустя”

Придумываем, конструируем макет города Королева в будущем, 100 лет спустя. Учимся согласовывать свои действия со всеми детьми.

Итоговый продукт по разделу

Макет города королева 100 лет спустя “Город моей мечты”

Направление работы “Исследовательская деятельность”

Цикл “Город”

“Мой город”

Развиваем способность по-разному смотреть на одно и тоже явление или событие. Предлагаем придумать и нарисовать как можно больше сюжетов на одну и ту же тему.

“Город Королёв 100 лет спустя”

Учимся составлять рассказы, представляя себя в образе самых разных людей, живых существ и даже неживых объектов.

“Известные люди нашего города”

Самостоятельное проведение исследования по теме. Презентация проекта.

Цикл “Космос”

“Приключение в космосе”

Продолжаем развивать умение смотреть на мир “другими глазами”. Учимся составлять рассказ от имени самых разных людей, живых существ.

“Рассказ с заданной концовкой”

На основе концовки рассказа: “Так подружились люди, и марсиане” предлагаем детям представить и рассказать, что было в начале и почему все закончилось именно так.

“Инопланетные гости”

Продолжаем учить детей задавать вопросы, выдвигать различные гипотезы. Развиваем логическое и творческое мышление.

Итоговые мероприятие и продукт по разделу

Презентация к проекту.

— Представление проектов “История моей семьи, связанная с городом Королевым”

— Мини-проект “Создание пластилинового мультфильма”

Направление работы “Музыкальное воспитание”

Торжественные музыкальные занятия, тематика которых связана с семьями детей

— День Российской армии.

— Международный женский день

— День Космонавтики

— День Победы