Цель: развивать умение определять род имен существительных
Задачи :
Образовательные:
- формирование умения постановки орфографической задачи, связанной с определением рода имени существительного”;
- способствовать формированию у учащихся осознанности в учебной деятельности, способности к самообразованию;
Познавательные:
- развитие орфографической зоркости; каллиграфического навыка, познавательной активности, самостоятельности;
- развитие монологической речи детей и обогащение их словарного запаса;
- развитие рефлексии и адекватной самооценки;
Регулятивные:
- воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения и принимать мнения других людей (сотрудничать);
- воспитывать позитивно- ценностное отношение к окружающему миру и людям.
- воспитывать дружеское отношение между детьми, культуру учебного труда.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор, компьютер, планшетки с маркерами, учебники, тетради, сигнальные карточки, презентация к уроку “Род имен существительных”.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверь, дружок,
Готов ли, ты, начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадки?
Проверили? Садитесь!
И с усердием трудитесь!
Учащиеся читают на доске записанную пословицу: Грамоте учиться — всегда пригодится.
Объяснение значения данной пословицы, выбор её в качестве девиза урока. Уроки русского языка учат вас грамотности. Сегодня не простой урок русского языка, а урок-путешествие. Путь будет нелёгкий, вам пригодятся ваши знания, вы должны хорошо потрудиться.
II. Трап “Чистописание”
Что такое трап?
Трап— специальная лестница или мостик, по которому пассажиры поднимаются на корабль. Чтобы подняться на корабль нужно провести минутку чистописания. Кто сумеет правильно написать буквы, тот и поднимется на корабль.
- Но для начала давайте вспомним что такое имя существительное?
- На какие вопросы отвечает?
- Что такое одушевленные имена существительные?
- Что такое неодушевленные имена существительные?
- Что такое начальная форма имени существительного?
- Как определить род имени существительного?
- Какие окончания имеют существительные женского рода ? (-А; -Я; нулевое метель)
- Какие окончания имеют существительные мужского рода ? (-А; -Я; нулевое)
- Какие окончания имеют существительные среднего рода ? (-О; -Е)
Ребята, как вы думаете, какая будет тема у нас сегодня на уроке?
Правильно, сегодня на уроке мы продолжим работу по распознаванию рода имён существительных.
Открываем тетрадь подписываем число; классная работа.
Пропишите до конца строки соблюдая закономерность следования букв в “цепочке”, назовите следующие соединения. ( аяое яоеа оеая еаяо )
III. Следующая опасность, которая нас подстерегает это рифы.
Словарная работа (Рифы)
- Кто знает что это?
Рифы — ряды подводных или выступающих из воды каменистых возвышений, опасных для судов. На пути нашего корабля грозное препятствие. Чтобы корабль не сел на рифы, надо быть очень внимательными.
Я прочитаю вам загадки, а
1-й вариант будет записывать отгадки, к которым являются существительные Ж.Р;
2- й вариант М.Р;
Над морской волной летает, Рыбку клювиком хватает. Крик поднимет жуткий стайка Называют птицу .... (Чайка) |
Блюдо в море- рыбам горе. Током бьет. Морской народ. (Скат) |
Опасней всех она в реке, Хитра, прожорлива, сильна, Притом -такая злюка! Конечно , это .... (Щука) |
Он на севере живет, Громким голосом ревет, В цирке мяч ловить не лень - Там работает .... (Тюлень) |
Зубы в пасти в три ряда. Это целая беда. Этот хищник знаменит, тем. Что он- морской бандит (Акула) |
Серо-голубого цвета, Человеку друг при этом, В цирке может выступать. Все объекты распознать, Деток кормит молоком, Спит по восемь, пять часов. (Дельфин) |
Про полеты позабыл, Крылья в ласты превратил, Рыбку ловит среди льдин Антарктический .... (Пингвин) |
В омуте речном живет, У него огромный рот, Вы, слыхали о таком? Ну, конечно , это .... (Сом) |
Есть лошадка, что не пашет, И-го-го она не скажет, Молча плавает в воде, Прячется в морской траве, То ли рыба, то ль зверек? Кто это? (Конек) |
В море зонтики плывут, Куда волны их несут, Обжигают как огонь, береги свою ладонь ( Медуза) |
Взаимопроверка (обменялись тетрадями и проверили)
1-й вариант: тюлень, пингвин, конек, скат, сом, дельфин.
2-й ряд: чайка, акула, медуза, щука.
Работа на карточке в паре.
Назовите правила работы в паре:
- работать должны оба;
- свое несогласие высказывай вежливо;
- один говорит, другой слушает;
- если не понял, переспроси.
Вставить пропущенные буквы, записать местоимение и род.
Имя сущ. | Местоимение | Род | Имя сущ. | Местоимение | Род |
Алф...вит | С...бака | ||||
Б...рёза | Кар..ндаш | ||||
Вор...бей | Л...гушка | ||||
П...льто | Ябл...ко | ||||
М...шина | М...дведь | ||||
За...ц | Морк...вь | ||||
Р...бота | Р...сунок |
Самопроверка выполненной работы (учащиеся одной пары читают слова и называют пропущенные буквы, местоимение, род существительного) Дети ставят + или ?
VI. Закрепление изученного
Встреча с Нептуном
- Ребята, а вы знаете кто такой Нептун?
Нептун — морской царь. Он встречает наш корабль. Мы сможем продолжить путешествие, если выполним его задание.
Сейчас вы будете работать самостоятельно.
Возьмите таблички со словами. Я вам называю адрес, а вы записываете слово и указываете род имени существительного.
- желтый звездочка 4 снизу- БАТОН м.р
- круг красный 3 сверху — КНИГА ж.р
- зеленый круг 3 сверху — ЦВЕТОК м.р
- желтый квадрат 3 снизу- ГРУППА ж.р
- зеленый квадрат 2 сверху — ЧУДО ср.р
- красный треугольник 2 снизу — КОМАР м.р
- красный квадрат 2 снизу — ЛИЦО ср.р
- желтый круг 3 снизу — ВАЗА ж.р
Запишите существительные укажите род и выделите окончание.
Взаимопроверка обменялись тетрадями, проговаривает .... вы зеленой ручкой ставите + или ? если была ошибка.
Вы отлично поработали и теперь пришло время отдохнуть
ФИЗМИНУТКА.
Учитель называет имена существительные, если оно
- М. р. – дети поднимают руки вверх.
- Ж. р. – хлопают,
- Ср. р. – приседают.
Теперь мы свами оказались на Чудо острове.
1. Работу вы будете выполнять в группе.(Давайте вспомним правила работы в группе)
И задание у нас следующее:
Ф.И ответственного ____________________________
1 группа
Записать вопрос, поставить имена существительные в н.ф., определить род.
Осенью, с наступлением холодов, караси забираются в глубокие тинистые ямы.
Имя существительное | Вопрос н.ф (Кто? Что?) | Н.Ф. им. сущ. | Род имени сущ. |
Осенью | |||
Холодов | |||
Караси | |||
(В) ямы |
Ф.И ответственного ____________________________
2 группа
Записать вопрос, поставить имена существительные в н.ф., определить род.
В мелких, промерзающих до дна прудках, они совсем зарываются в тину и проводят там всю зиму и начало весны.
Имя существительное | Вопрос н.ф (Кто? Что?) | Н.Ф. им. сущ. | Род имени сущ. |
(До) дна | |||
(В) тину | |||
Зиму | |||
Весны |
РАБОТА НА ЭКРАНЕ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ
Сейчас мы с вами вспомним что такое состав слова.
- Какие части слова вы можете назвать? (корень суффикс, окончание, приставка, основа)
- Что такое корень? Что такое приставка? Что такое суффикс? Что такое основа слова? Что такое окончание?
- Я вам называю слово, а вы делаете схему из каких частей оно состоит.
Лисенок , домик, перелесок, волк, худой, жучок, рассвет.
Молодцы!
VII. Итог урока
Вот вы и вернулись домой, доплыли до родного берега, выдержали все испытания.
- Какая сегодня была тема урока?
- Что вам понравилось больше всего?
- Какую цель ставили в начале урока? (развивать умение определять род имен существительных)
- Достигли ли вы этой цели?
- Как вы оцениваете свою работу во время урока?
- Если все получалось, то поднимите зеленый фонарик.
- Если были ошибки, то красный фонарик.
- За работу на уроке сегодня ...... получают “5” ... “4”....
Домашнее задание стр.28 упр.46