Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ориентирует образовательные учреждения на создание условий для воспитания и формирования личности обучающегося, способной успешно жить в информационном, быстро меняющемся мире, ориентирует на развитие у детей способностей и универсальных учебных умений, которые помогут в дальнейшем им самоопределиться в той или иной социокультурной ситуации. Достичь такой результативности за счёт освоения только предметных программ, то есть базового (основного) образования, практически невозможно. Основная образовательная программа (ООП) школы реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность.
Задача школы – с помощью организации внеурочной деятельности создать образовательную среду для учащихся начальных классов, которая способствовала бы достижению учащимися: личностных, метапредметных и предметных результатов.
Многоплановая внеурочная деятельность может обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач духовно-нравственного воспитания, дать ребёнку реальную возможность выбора своего индивидуального пути, создать условия для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам.
Внеурочная деятельность является не механическим дополнением к основному общему образованию, призванным компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми, а неотъемлемой частью, пронизывающей все компоненты образовательной программы школы.
В своей работе для внеурочной деятельности я выбрала работу с берёстой, так как берёста - это оригинальный природный материал для творчества детей.
В ходе обучения дети усваивают следующие технологии:
- аппликация из берёсты;
- рисунок на берёсте;
- выжигание на берёсте;
- проектная деятельность детей.
Работа с берёстой поможет ребёнку развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие. Изделия из берёсты могут быть прекрасным подарком своим родным или близким, друзьям или знакомым.
Берёста – это материал, которого если с ним разумно обращаться, очень много. Работа с берёстой вызывает у детей огромный интерес, так как это экологически чистый, удивительно нежный, красивый, мягкий и бархатистый, легко поддающийся обработке в детских руках, материал. В работе с берёстой не применяются вредные вещества (растворители, лаки).
Берёста – прабабушка бумаги и по своим качествам во многом напоминает бумагу. Она хорошо режется, склеивается, плетётся и на ней можно рисовать, выжигать, выполнять аппликационные работы. При изготовлении панно или картин используются те же приёмы вырезания и наклеивания, как и с бумагой.
А что же такое берёста? Береста - наружная часть коры березы, состоящая из отделяемых друг от друга тонких прозрачных слоев. Внешние слои обычно окрашены в белый цвет, а внутренний (лицевой) может быть желтым, охристым, коричневым или желто-зеленым.
Благодаря замечательным свойствам прочности, гибкости, устойчивости к гниению, пластичности, малой плотности, гидро- и термоизоляционности, а главное – доступности и простоте обработки береста еще издавна считалась прекрасным и универсальным материалом для изготовления различных изделий. Он чисто экологический, влагостойкий красивый материал.
Изделия из бересты, ее художественная обработка существовали в России с незапамятных времен. Старые мастера знали все особенности бересты и ее достоинства. Ее мягкая бархатистая поверхность, шелковый блеск заставляли работать с берестой как с одушевленным материалом, вкладывая в него и любовь и умение. Важно различать лицевую сторону бересты и ее долевое направление. Лицевой считается внутренняя сторона, а долевое направление совпадает с продольным направлением характерных черточек (чечевичек) на бересте, через которые она “дышит”.
Для изготовления деталей аппликации идёт тонкая берёста. Используют бересту разного цвета и оттенков, а для этого ее заготавливают в разных местах. Работа проводится с местным материалом, который может быть заготовлен учителем и детьми в разное время года. Аппликация из бересты создается с учетом направления ее штрихов, цвета, толщины ее пластин.
Цвет бересты может играть в зависимости от вашего художественного вкуса, замысла работы, даже настроения автора. Однако есть неизменное: для дальнего плана работы (чаще всего пейзажа) применяются мягкие, приглушенные тона. Ближний план предполагает использование насыщенных, интенсивных красок. Конечный переход от первых ко вторым должен быть плавным, постепенным.
В непосредственной зависимости находятся, естественно, цвет и толщина пластин бересты. Приглушенный, мягкий окрас чаще всего бывает у тонких полупрозрачных пластин. Именно их удобнее всего применять в тех фрагментах картины, которые изображают глубину, перспективу пейзажа.
Работы в стиле аппликации из бересты выиграют, если вы будете избегать применения толстых пластин (за исключением переднего плана пейзажа) и подкрашивания материала. Если на пластину бересты нанести краску, свечение пропадает. Работы становятся яркими, выразительными, но, как нам кажется, в них пропадает главное - их теплота, мягкость, дыхание.
На первых порах работы с берёстой мы изготавливаем более простые аппликации. Вырезаем детали изделия и наклеиваем на картон. В работе используем только клей ПВА.
Материалы и инструменты: эскиз для работы; берёста; клей ПВА; большие и маникюрные ножницы; кисточка для клея; картон; карандаш; рамка для оформления работы.
Последовательность выполнения аппликации:
- Выбрать рисунок для работы.
- Подобрать по цвету рисунка текстуру берёсты.
- Перерисовать рисунок на берёсту.
- Вырезать детали.
- Разложить детали на основу.
- Проверить правильность вырезания и как будет выглядеть рисунок в целом.
- Наклеивание рисунка с помощью клея ПВА.
- Готовое изготовление положить под пресс.
- Оформление изделия в рамку.
Требование к работам.
- Композиция рисунка.
- Оправданное заполнение места на фоне.
- Владение материалом.
- Аккуратность.
- Завершённость.
- Дать название своей работе.
Вот такие работы получаются у моих учеников.(Приложение 1)
Когда дети научатся изготавливать более простые работы, научатся работать с берёстой, мы изготавливаем работы, на которых всё пространство заполняется берёстой разного цвета и оттенков. Используем в аппликациях и другие материалы. Вот что у нас получается. (Приложение 2)
А ещё мы выполняем работы в смешанной технике - рисование и аппликация. В данных работах мы акварельными красками рисуем небо, реку, море, разлив реки весной и т.д. А всё остальное в нашем пейзаже мы выполняем из берёсты. Иногда добавляем сухие растения и мох. Работы получаются своеобразные, оригинальные. Вот такие, например. (Приложение 3).
Выжигание на берёсте, это тоже нетрадиционный, новый вид работы. Картинки получаются настолько привлекательными, что надолго запоминаются своей необычностью, оригинальностью. В процессе выжигания очень тонко, удивительно мастерски используются природные особенности, фактура берёсты. Все трещинки, бугорочки, наплывы, наросты, чёрные пятнышки и чёрточки - всё, чем так богата кора берёсты, так органично вписываются в рисунки, что, кажется, сама природа специально позаботилась о том, чтобы художник мог создать такие удивительные произведения искусства. Рисунок делают с учётом конкретной заготовки, скопировать здесь ничего нельзя, кроме самой идеи, подумайте, что на ней можно нарисовать – одинокое дерево на горе или избушку, что спряталась за деревьями. Всё зависит от вашей фантазии, только вы и никто другой не сможет воспроизвести на конкретной заготовке, придуманный вами рисунок. Выжигание на берёсте, как и по дереву, выполняется с помощью электрического прибора.
Мы только начинаем работу по выжиганию на берёсте, но работы, по-моему, привлекают внимание окружающих. (Приложение 4).
Живопись на берёсте – тоже новая разновидность живописи, появившаяся в последнее время. Для выполнения рисунка на берёсте сначала берёсту очищают от лишних слоев с двух сторон, стараясь с лицевой стороны сберечь все трещины, бугорки, наросты. Грунтовка не применяется, рисуют непосредственно на материале, отсюда и выбор красок — гуашевые с применением клея ПВА. Клей ПВА защищает от внешних повреждений работу.
Рисунки могут быть самыми разнообразными — деревья, цветы, пейзажи, архитектурные сооружения, животные, жанровые сценки и т.п.
Очень хорошо смотрятся на берёсте различные архитектурные сооружения, они прекрасно вписываются в особенности фактуры берёзовой коры, т.к. трещины, наплывы, чёрные пятна могут напоминать определённый ландшафт. В каждом конкретном случае рисунок следует подбирать с учётом имеющегося материала, поэтому характер выполнения одной работы всегда будет отличаться от других. Готовую работу нужно оформить в рамку.
Вот такие рабы выполнили мои ученики. (Приложение 5).
Работая с берёстой, я узнала, что данная работа вызывает у детей огромный интерес, так как это легко поддающийся обработке в детских руках, материал. Работая с ним, дети очень быстро видят результат своего труда. Каждая вещь, сделанная из берёсты, индивидуальна, так как здесь невозможно скопировать чью-то работу, даже соседа по парте, так как каждый ребёнок индивидуален по-своему.
Берёста воспитывает любовь к природе своего края, стремление к экологической чистоте, уважение и любовь к народному творчеству. Развивает наблюдательность и зоркость, аккуратность в работе, усидчивость. Работа с берёстой развивает художественные навыки (приёмы работы с художественным материалом), творческие способности, даёт возможность реализовать себя, как творца через работу с природным материалом. Работа захватывает и формирует навыки самоконтроля.
Список литературы
1. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природных материалов. М. 1991.
2. Гусакова М. А. Аппликация . М.: Просвещение, 1987. С.128.
3. Нагибина М. И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль. “Академия развития” 1997.с.85 -89.
4. Нагибина М. И. 100 поделок из природных материалов. Ярославль. “Академия развития” 1997.
5. Финягин В.В. Изделия из берёсты. – М.: АСТ “Астрель”, 2001.
6. Черныш И. В. Поделки из природных материалов. – М.: АСТ – ПРЕСС, 1999.