Урок математики на тему "Длина ломаной линии". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


УМК: «Перспективная начальная школа»

Краткое описание: Данный урок математики проводится во второй четверти. Учащиеся знакомятся с новым понятием «длина ломаной линии».

Тип урока: открытие нового знания.

Форма организации: урок.

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: объяснение нового материала с опорой на иллюстрации учебника; самостоятельная работа; устный счёт.

Планируемые результаты

  • Личностные УУД:
    • ценностное отношение к совместной учебно-познавательной деятельности, понимание её значимости;
    • воспитание  доверительных отношений, чувства  взаимопомощи, поддержки.
  • Регулятивные УУД:
    • уметь определять и формулировать цель урока;
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
    • уметь  контролировать и оценивать свою работу и полученный результат;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
  • Познавательные УУД:
    • уметь  высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
    • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
    • добывать новые знания.
  • Коммуникативные УУД:
    • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
    • адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
    • задавать существенные вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Предметные результаты:

  • уметь строить ломаную по данной длине;
  • уметь вычислить длину ломаной без соответствующего чертежа.

Цель урока: формирование и развитие ценностного отношения обучающихся  к совместной учебно-познавательной деятельности по определению и практическому применению сложного геометрического понятия «длина ломаной линии» (с одной стороны, это геометрическое понятие (ломаная линия), с другой  – величинная (её длина).

Задачи:

  • актуализировать знания геометрического материала;
  • организовать деятельность по определению понятия «длина ломаной линии»;
  • организовать коммуникативные ситуации.

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Самоопределение к деятельности

Организовать направленное внимание на начало урока, самооценку к предстоящей деятельности

Девизом к сегодняшнему уроку будут слова древнегреческого математика Фалеса:
– Что быстрее всего? – Ум.
– Что мудрее всего? – Время.
– Что приятнее всего? – Достичь желаемого.
– Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата.
Повернитесь друг к другу и скажите: «Я желаю тебе добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу».
–Проверьте свою готовность к уроку.
– В рабочих тетрадях запишите  дату, классная работа.

 

 

 

 

 

Берут друг друга за руки и говорят следующие слова: «Я желаю тебе добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу».
Проверяют  рабочее место
Делают записи в тетради, ориентируясь на запись на доске.

 

 

 

 

 

 

Полная готовность учащихся к работе.
Запись в тетрадях.

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

Проверить ранее усвоенные знания учащихся и их готовность к восприятию материала занятия.

 

 

 

– Сегодня мы продолжаем исследовать и постигать тайны сложной, но очень интересной науки «Математика».
– Математика нас ждёт,
Начинаем устный счёт.

1.Прочитать числа. Назвать только двузначные числа. (57, 431, 38, 70, 583, 609)

2. Вырази в сантиметрах.  Для чего мы используем эти единицы измерения? (5дм, 4см, 3м, 38дм, 1м, 70мм)

3.Расшифровать слово.

 

 Читают и выполняют предложенные задания.

Уметь проводить   сравнение по заданным критериям

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

 

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Постановка цели урока.

Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Организовать формулировку темы и цели урока детьми.

– Как вы думаете, эти понятия (длина, ломаная) связаны друг с другом?
– Откройте содержание учебника и определите тему нашего урока.  Прочитайте её.
– Откройте учебник на нужной странице.
…, на какой странице ты открыл учебник?
– Начертите ломаную линию в тетради.
–Как называется отрезок прямой линии  в ломаной?
–  А вы можете назвать длину ломаной?
– А как можно измерить длину ломаной?
 –Чем же будем заниматься на уроке. Сформулируйте цель нашей работы.
В соответствии с поставленной целью урока, предложите план работы на уроке.

Выдвигают предположение, что можно измерить длину ломаной.

Читают тему урока в Содержании, открывают страницу учебника и формулируют цель урока:
– узнать,  как находить длину ломаной, научиться  измерять ломаную,  строить ломаную заданной длины.

 

 

 

Определение темы урока в Содержании учебника.

 

Самостоятельное определение цели урока.

Открытие новых знаний.

Формирование умения находить длину ломаной линии по чертежу и без соответствующего чертежа.

– Измерение длины ломаной линии заинтересовало и Мишу, который тоже очень любит математику. Давайте прочитаем, какой способ измерения длины ломаной предлагает Маша, а какой – Миша.
– Чьё предложение вам показалось рациональнее? Почему?
– Измерьте длину каждого звеналоманой и запишите результаты измерения. Вычислите длину ломаной.
– А теперь начертите ломаную, у которой одно звено имеет длину 3 см, а другое – 5 см.
– Как вы думаете, второй отрезок будет лежать на данной линии с первым? А можно построить ломаную так, чтобы её два звена выходили из одной точки?
– Вычислите длину этой ломаной. А будем измерять длину звеньев?

Читают текст учебника. Выясняют, что Миша предложил распрямить ломаную линию и тогда измерить её длину, а Маша предложили измерить длину каждого звена и сложить полученные результаты.

 

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

Уметь оформлять свои мысли в письменной форме.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Контроль и
оценка

(Осуществляется на всех этапах урока)

Формирование умений осуществ
лять контроль и оценку учебной деятельности другого ученика.

(Содействие развитию у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки.
Организует взаимопроверку в парах.)
– Что будем оценивать?
– Добились ли мы поставленных задач?
– Как новые знания могут вам пригодиться в повседневной жизни? Приведите примеры.

Учащиеся обмениваются тетрадями, сверяют результаты с ответами.
Проговаривают критерии оценки.
Приводят примеры жизненных ситуаций, где можно применить полученные знания.

Умение проверять и оценивать работу другого ученика, положительное отношение к проделанной работе.
Осознание ценности изученного материала, применение его в жизненных ситуациях.

Физминутка

Формирование Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни).

Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.

Ценностное отношение к здоровому образу жизни.

Первичное закрепление в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач

Формирование прочных навыков построения и нахождения длины ломаной линии.

 

 

Мы сейчас будем работать в парах. Давайте вспомним, правила работы в парах.
– Выполните в паре задание №3.
(Среди ломаных линий найди ту, которая имеет длину 1 дм. Запиши номер этой ломаной.)

–Прочитайте задание №4. (Звенья ломаной имеют длины: 4см, 1дм, 6см. Вычисли длину этой ломаной в сантиметрах. Запиши длину этой ломаной линии в дециметрах.) (слайд 12) – Можно ли найти длину ломаной, не вычерчивая её? Как  найти длину ломаной? В одних ли единицах измерения выражена длина отрезка? Выразите все длины в одних единицах и найдите длину ломаной.

Оцените свою работу в паре.

Ответы детей:
– дружно;
– старательно;
– внимательно;
– с уважением относиться к высказываниям своих товарищей;
– только разговаривая, мы можем прийти к истине;
– объясняя свое решение, обязательно приводи доказательства;
– выслушай до конца точку зрения своего товарища.

Выполняют задание в тетради и сравнивают результат работы с образцом, записанным на доске.

Заполняют оценочный лист.

Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

 

 

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков

Формировать  умение обобщать усвоенные знания  и включать их в систему накопленных знаний

– (Организация деятельности учащихся  по применению полученных знаний  в других ситуациях).
– Прочитайте задание №5 (Начерти ломаную линию, длина которой равна 15см.) и перескажите его своими словами. Что общего в этих заданиях и чем они отличаются? Так что же надо определить, прежде, чем чертить ломаную?
–Начертите ломаную, самостоятельно задав количество звеньев.

 

 

 

Высказывают собственные мнения, обсуждают их правильность

Правильные работы обучающихся, понимание всего хода работы над нахождением длины ломаной линии и её построения.

Умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

Рефлексия.

Зафиксировать новое содержание урока,
–организовать рефлексию и самооценку учениками
собственной учебной
деятельности.

(Создание условий для осмысления проделанной  работы на уроке; формирование  и развитие  у обучающихся умения оценивать свою деятельность).
– Над какой темой сегодня работали?
– Какую цель поставили в начале урока?
– Как вы считаете, мы достигли цели урока?
– Проанализируйте, что мы делали на уроке.
– Что получилось, что не получилось.

 

– Оцените свою работу на уроке по оценочному листу.

– С каким настроением вы заканчиваете наш урок?

– Все старались и работали на уроке очень хорошо. Спасибо за урок.

 

 

Высказывают свое мнение, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда.

Сегодня я узнал …    
Было интересно…             
Было трудно …
Теперь я могу …        
Я научился …            
У меня получилось.. .
Я смог …                        
Меня удивило…

Заполняют оценочный лист.

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

 

 

 

 

Домашнее задание.

Формировать понимание значимости выполнения д/з.

Задание в печатной тетради для самостоятельной работы.
Базовый уровень: №1,2, стр.47.
Повышенный уровень: №1-4, стр.47.

Самостоятельный выбор заданий.

Широкая мотивационная основа.

Приложение

Оценочный лист для самооценки работы в паре

Критерии оценивания

Знак оценивания «+»

Полностью согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

1. В полной мере участвовал в выполнении всех заданий.

 

 

 

2. Участвовал в поиске информации по теме

 

 

 

3. Предлагал варианты решения, обосновывал выбор

 

 

 

4. С уважением выслушивал идеи соседа

 

 

 

Оценочный лист для самооценки индивидуальной работы

 

Полностью согласен

Не согласен

Затрудняюсь ответить

Я умею вычислять длину ломаной линии.

 

 

 

Я был активен на уроке.

 

 

 

Я выполнял задания без ошибок.

 

 

 

Я оказывал помощь товарищам.