Формирование познавательных универсальных учебных действий обучающихся методом проектов на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Цель современного образования - общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Важнейшей задачей обучения иностранным языкам является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Один из способов решения этой проблемы - использование проектной деятельности учащихся на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности. Метод проектов формирует активную, самостоятельную и инициативную позицию учащегося в учении, развивает общеучебные (метапредметные) умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные, непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3)познавательный;

4) коммуникативный.

Рассмотрим подробнее формирование познавательных УУД.

В начальной школе познавательные действия, формируемые на уроках английского языка, ориентированы на использование в дальнейшем нового языка как средства приобретения и переработки информации: найти, прочитать, обобщить, изложить в устной и письменной форме, создать собственный текст.

Познавательные универсальные действия включают:

  • общеучебные;
  • логические;
  • постановку и решение проблемы.

При сравнении с этапами работы над проектами мы можем наблюдать сходство решаемых задач. Формирование УУД происходит на всем протяжении работы над проектом.

Этапы работы над проектом Общеучебные УУД Логические УУД
1.Определение проблемы проекта, его задач, его типа, количества участников 1.Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; 1.Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
2.Определение структуры подтем, обсуждение путей решения основных проблем 2.Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. 2.Синтез составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов
3.Распределение ролей 3.Определение основной и второстепенной информации 3.Выдвижение гипотез и их обоснование.
4.Самостоятельная работа учащихся (сбор информации, анализ, синтез) 4.Структурирование знаний; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации 4.Подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений
5.Промежуточное обсуждение, работа над структурой проекта 5.Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме 5.Доказательство
6.Защита проекта, презентация 6.Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Постановка и решение проблемы; формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
7.Рефлексия (коллективное обсуждение, экспертиза, оценка, прогнозирование возможных ошибок) 7.Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности  

Усовершенствование методической работы по формированию познавательных УУД заключается в следующем:

  • включении учащихся в проектную деятельность, типичную для возрастных особенностей учащихся (на начальном этапе преобладают творческие проекты как средство обучения, на среднем этапе - творческие и информационно-исследовательские проекты, на старшем этапе - исследовательские, информационные, социально значимые проекты);
  • разработке критериев с целью создания условий для развития коммуникативной активности учащихся.

Критерии при работе над проектом:

Ученик выбирает проблему и содержание проекта, работает в индивидуальном темпе, что обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития.

Принцип уважения и толерантности к чужой точке зрения и результатам чужого труда.

Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует комплексному формированию и развитию познавательных УУД в взаимосвязи видов речевой деятельности, развитию психических и физиологических функций ученика.

Педагогический опыт преподавания английского языка по УМК М. З. Биболетовой "Английский с удовольствием" в 2-4 классах позволил апробировать и систематизировать применение проектов для достижения формирования УУД, предметных и личностных результатов.

Этап обучения Вид проекта Тема Предметные результаты Личностные результаты
Начальный этап обучения.

2 класс

Творческий проект (нарисуй, изобрази, опиши, сделай игрушку, поделку с последующим описанием), арт-технологии. Любая изучаемая тема устной речи

(Животные. Моя семья. Игрушки. Сказочные герои. Продукты. В магазине. и т. д.)

Сделай книгу "The ABC"

Сделай смешную закладку-загадку

Книга о друге

Приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей Развитие креативных способностей, развитие памяти, умения письма, коммуникативных способностей.
3-4 класс Творческие проекты (с использованием песен, стихов, драматизации).

Исследовательско-информационные проекты.

1. Внешность. Мои любимые сказочные герои.

2. Эти странные инопланетяне.

3. Как разнообразен мир людей.

4. Меню лесной школы

Урок - ролевая игра "День рождения".

1.Изготовление открыток и подарков.

2.Пожелания на иностранном языке.

3. Концертный номер подарок на иностранном языке (стихи, песни, сценки,игры-конкурсы, кроссворды)

4. Диалоги о Дне рождения.

Освоение правил речевого и неречевого поведения. Освоение начальных лингвистических представлений. Расширение лингвистического кругозора.

 

 

Сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах.

Умение инициировать учебное взаимодействие.

Вступать в диалог, задавать вопросы, умение вести дискуссию, умение отстаивать свою точку зрения, умение находить компромисс.

Навык интервьюированияРазвитие целеустремленности, трудолюбия, взаимопомощи, толерантности. . Умение уверенно держаться во время выступления.

Артистические умения.

Учебная самостоятельность

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьника на результат, который получен при решении проблемы. Внешний результат (предметные, метапредметные результаты) можно увидеть в реальной практической деятельности. Внутренний результат - опыт деятельности (личностный результат) - становится опытом учащегося, его знаниями и умениями, компетенциями и ценностями.

Метод проектов имеет огромное значение для решения задач ФГОС и формирования УУД учащихся. Работа в группе способствует повышению мотивации учения, созданию комфортной среды, облегчает формирование коммуникативной компетенции и стимулирует речевое творчество.

Ответственность за выполнение задания в группе способствует воспитанию самостоятельности учащихся, дает возможность научиться планировать свою работу: определять цели, запрашивать дополнительную информацию добывать ее самостоятельно из разных источников, анализировать сделанное, планировать работу и оценивать результат.

Совместная работа развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Они обучаются этике дискуссионного общения посредством иностранного языка (коммуникация). Воспитывается целеустремленность, ответственность умение отстаивать свое мнение. Происходит рефлексия собственного развития личности учащегося (саморазвитие). При коллективной рефлексии сталкиваются разные точки зрения и оценки.

Литература.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2010.
  2. Примерные программы начального общего образования. Примерная программа по английскому языку. - М.: Просвещение, 2009.
  3. Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. - Ростов Н/Д., 2003.
  4. Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка к УМК "Английский с удовольствием" для 2-11 классов общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010.
  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008.
  6. Планируемые результаты начального общего образования. Л. А. Алексеева, С.В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др. Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. - Стандарты второго поколения. - М.: Просвещение, 2009.
  7. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра / под ред. А.А. Леонтьева. - М., 2006.
  8. M.Mann и S.Taylore-Knowles. Laser A2. Macmillan, 2012.
  9. Воровщиков С.Г. и др. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения/ С.Г. Воровщиков, Т.И. Шамова, М.М. Новожилова и др.: 2-е изд. – М.: 5 за знания, 2010. – 402 с. 
  10. Асмолов А.Г. "Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе", Москва, Просвещение, 2010.
  11. Белякова А.Г., Фролова М.Е. Использование технологии проблемного обучения на уроках английского языка