Формирование универсальных учебных действий обучающихся в рамках предметов естественно-научного цикла при проведении предметных недель

Разделы: Внеклассная работа


В современной школе педагогический коллектив работает над формированием и применением универсальных учебных действий обучающимися по всем предметам.

Вполне обоснованно, что освоение универсальных учебных действий происходит не только на уроках, но и в ходе внеурочной деятельности.

Прекрасным инструментом, позволяющим обучающимся применять универсальные учебные действия на практике, являются предметные недели.

Предметная естественно-научная неделя может проводиться несколько раз в год. Это позволяет учащимся представить свои творческие и научно-исследовательские работы, обобщить знания по предмету, показать уровень освоения предмета и универсальных учебных действий. На такой ноте наиболее целесообразно проведение внеурочных мероприятий по всем предметам естественно-научного цикла.

Планирование недели осуществляется, как правило, с учётом возраста обучающихся, их интересов, возможностей для дальнейшего предметного и метапредметного развития обучающихся.

Наиболее значимыми для учащихся в личностном плане являются мероприятия, связанные с их персональной деятельностью: написание эссе, составление кроссвордов, создание проектов, изготовление фотографий, объемных творческих работ по проектному моделированию.

Большие возможности для проведения интересных для обучающихся, и в тоже время познавательных, мероприятий сейчас даёт разветвлённая городская сеть музеев, олимпиад, высших учебных заведений. Каждое учреждение предлагает значительное количество качественных мероприятий для обучающихся разных возрастов.

При этом, почти не важно, на каком уровне учащиеся изучают предметы, они могут и не изучаться в школьном курсе вовсе, а могут изучаться на профильном или углубленном уровне. При этом каждый ученик сможет найти интересное и познавательное в них для себя лично, что будет способствовать развитию их компетенций как к предметном, так и надпредметном уровнях.

Итак, какие мероприятия запланировать на предметную неделю?

Для развития познавательных УУД целесообразно провести конкурс проектов, или организовать решение общего кроссворда, или поиск из отдельных слов целой фразы, или составление единого фотопроекта. Возможно создание книги сочинений обучающихся по любом теме курса географии, может быть "мой фантастический остров", "Моё будущее в современном городе", "Экологические аспекты современного городского пригорода" и других.

Если ставить задачу развития личностных УУД, то мероприятия можно изменить и организовать их попросить учащихся. Это могут быть как подготовленные учащимися выступления по определённой теме, с которой они выступят на мастер- классе в начальной школе, или тематический урок для своих ровесников, или защиту тематических авторских исследовательских работ. После выполнения работ можно подготовить конкурс чтения авторских стихотворений или проект по созданию видео- фильмов на определённую тематику, снятых самими учащимися.

Регулятивные УУД могут формироваться в ходе организационных мероприятий, формирующих общую тематику предметной недели. Так, учащимся может быть предложено написать географический диктант с последующей самопроверкой или проверкой работ одноклассников. Либо ученики могут составить опрос и провести анкетирование на знание предмета или отдельной темы с обязательным личностным и аналитическим отношением к нему. Возможно выполнение работ по анализу своей деятельности в области предмета и составление работы, анализирующей деятельность ученика по изучению предмета, такой как портфолио.

Для учеников можно предложить несколько вариантов планов предметной недели.

День недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота
5 класс Конкурс фотографий "мой мир" Конкурс тихих игр по естественно- научным предметам Географический диктант Конкурс экологического плаката Командный конкурс на лучшее знание предмета Экскурсия по изучению профессий
6 класс Анкетирование на знание предмета Конкурс фотографий "водные объекты" Разгадываем кроссворды Конкурс тихих игр по естественно- научным предметам Командный конкурс на лучшее знание предмета Экскурсия по изучению профессий
7 класс Анкетирование на знание предмета Разгадываем кроссворды Конкурс фотографий "самые тёплые страны" Географический диктант Конкурс экологического плаката Экскурсия в музей
8 класс Географический диктант Командный конкурс на лучшее знание предмета Анкетирование на знание предмета Разгадываем кроссворды Конкурс фотографий "моя Россия" Экскурсия в музей
9 класс Командный конкурс на лучшее знание предмета Географический диктант Анкетирование на знание предмета Конкурс фотографий "современные профессии" Конкурс тихих игр по естественно- научным предметам Экскурсия на производство
10 класс Лекторий с участием преподавателей ВУЗов Кухня народов- презентациям дегустация блюд народов мира Командный конкурс на лучшее знание предмета Презентация проектов по предметная естественно- научного цикла Географический диктант Экскурсия по основам экономики
11 класс Лекторий с участием преподавателей ВУЗов Конкурс тихих игр по естественно- научным предметам Лекторий "глобальные проблемы современности" Командный конкурс на лучшее знание предмета Географический диктант Экскурсия по основам экономики

В начале предметной недели целесообразно проведение единой линейки с выдачей заданий, по итогам - линейка награждения активных участников и победителей конкурсов и игр.

Педагоги-предметники по итогам проведения недели проводят анализ качества проведения недели, вовлечённости обучающихся во внеурочную деятельность и проблемы в освоении учебных предметов.