Урок на тему "Начало раздробленности Древнерусского государства"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • формирование  у обучающихся знаний о развитии Древнерусского государства во II половине 12 века, причин раздробленности;
  • развитие критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков, умения работать с историческими источниками.

ХОД УРОКА

1. Мотивация. Введение в тему

Приложение 1. Слайд 2.  Как вы  понимаете стихотворные строки А.Толстого?
«При этом-то, пожалуй, порядок бы и был,
Да из любви он к детям всю землю разделил.
Плоха была услуга, а дети, видя то,
давай тузить друг  друга, кто  как и чем во что».
– О ком говорится в данном четверостишии?
– Что можно узнать об отношении отца к детям, отношении детей друг к другу?
Задание. Посмотрите на карту древней Руси. Предположите, о каком явлении пишет А.Толстой?

II. Определение темы урока

– Какие ассоциации у вас вызывает термин «раздробленность»? Что вы уже знаете об этом явлении из истории средних веков?
На доске составляется схема «Раздробленность» (Слайд 3)
Задание.   Запишите, что вы уже знаете о феодальной раздробленности из курса истории средних веков, что хотели бы узнать, изучая новую тему.

Знаю

Хочу узнать

 

 

Постановка учебной задачи: ученики говорят, что на уроке нужно определить причины раздробленности на Руси
Учитель сообщает, что в 1054г. скончался князь Ярослав Мудрый. Он оставил завещание своим детям.
Задание. Давайте познакомимся с текстом завещания. Какой наказ давал сыновьям Ярослав? Как решался вопрос с передачей власти?

«Повесть временных лет»

«Вот я отхожу из этого света, дети мои. Любите друг друга, потому что вы дети одного отца и матери. Если будете жить в любви друг с другом, то Бог будет среди вас, покорит вам всех врагов, и будете жить мирно; если же станете ненавидеть друг друга, жить в распрях и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов, которую они достали себе трудом великим. Но живите мирно, слушаясь брат брата. Вместо себя поручаю Киев старшему сыну своему и брату вашему Изяславу; слушайтесь его, как меня слушались: он будет вам вместо меня; а Святославу даю Чернигов, Всеволоду Переяславль, Вячеславу Смоленск и Игорю –Владимирскую землю».

Покажите на карте решение вопроса о власти согласно завещанию Я.Мудрого

Учитель говорит, что такой порядок правления получил название горизонтальный или очередной.
Далее учитель сообщает, что сложился союз Ярославичей. Дети Ярослава некоторое время правили мирно, выполняя завещание отца, продолжали его законодательную деятельность, добавив новые статьи в «Правду Ярослава». Но время было непростое, тяжёлое.
Задание. Послушайте музыкальный фрагмент  «Половецкие пляски»  композитора Бородина. Какие образы он рождает у вас?
Ученики, соотнеся прослушанный музыкальный фрагмент с картой, отвечают, что это было трудное время–время борьбы  с  врагами.

Сообщение ученика о половцах. (Слайды 8-11)

– Как вы думаете, чтобы разгромить половцев, как должны были строить отношения братья Ярославичи?

Задание. Дайте характеристику союзу Ярославичей, используя  материал учебника. Можно ли утверждать, что действительно сложился прочный союз братьев?
В ходе беседы, ученики приходят к выводу, что союз Ярославичей был непрочным и вскоре распался. В 1097г. собрался Любечский съезд князей.

Задание. Работая в группах с историческими документами, определите причины  раздробленности.

1 группа «Историки» – «Повесть временных лет»

1. Познакомьтесь с документом «Повесть временных лет» (стр. 88)
2. Заполните таблицу «Решения Любечского съезда»

Решение съезда

Выполнялось \Не выполнялось

Примеры

 

 

 

3. Назовите возможные причины раздробленности Древнерусского государства из предложенного списка (отметьте «+») и передайте  рабочий листок экспертам.

2 группа «Теоретики» – работа с учебником стр. 79-80 (п.2)

1. Изучите учебный  материал по данной теме (п. 2, с. 79-80)
2. Заполните таблицу  «Решения Любечского съезда»

Решение съезда

Выполнялось /Не выполнялось

Примеры

 

 

 

3. Назовите возможные причины раздробленности Древнерусского государства  из предложенного списка (отметьте «+») и передайте  рабочий листок экспертам.

3 группа – «Эксперты» – работа с документом «Причины раздробленности»

1. Изучите учебный материал о причинах политической раздробленности
2. Сравните предложенные  другими группами формулировки причин раздробленности Древнерусского государства.
3. Сформулируйте общие причины раздробленности Руси.

Причины раздробленности Древнерусского государства

Усобицы между князьями привели к тому, что в середине 12 века Древнерусское  государство распалось на несколько самостоятельных частей.
Также одной из причин раздробленности стал сложившийся в государстве порядок управления. В каждой русской земле собиралось своё народное собрание, была своя выборная власть, своё народное ополчение. Правители земель – наместники киевского князя очень быстро начинали чувствовать себя самостоятельными,  стремились отделиться от Киева, тем более, что городское население, которое не хотело платить дань Киеву, поддерживало своего правителя.
Кроме того, в Древнерусском  государстве  не было определённого порядка наследования киевского престола.  Принцип старшинства на практике стал осложняться. Поэтому так часто случались княжеские раздоры.
Княжеские усобицы  и набеги половцев подорвали обороноспособность Древнерусского государства.  Особенно страдала от усобиц Киевская земля.  Дотла были сожжены селения, пашни – заброшены, люди в ужасе бежали из насиженных мест, ища более надёжное пристанище. Росли новые городские центры, они не желали больше подчиняться Киеву.
Причинами раздробленности Древнерусского государства послужили также изменения в хозяйственной жизни. Княжеская дружина постепенно оседала на землю. Основой богатства бояр становились теперь не дань, собираемая  с подвластных земель, а присвоение результатов труда зависимых крестьян.
К тому же князья и дружинники утратили возможность обогащаться за счёт заморской торговли. Это было связано с упадком торгового пути «из варяг в греки» из-за половцев и освоения новых торговых дорог между Западной Европой и Византией по Средиземному морю.

– Анализ работы групп, определение причин раздробленности.

Задание. Выберите из данного перечня процессы, которые относятся к причинам политической раздробленности

А) господство натурального хозяйства
Б) развитие торговли, в том числе международной
В) рост удельного княжеско-боярского землевладения
Г) борьба за власть между князьями
Д) появление единой письменности
Е) падение значения торгового пути «из варяг в греки»
Ж) отсутствие четкого порядка наследования киевского престола
З) рост городов как центров удельных земель
И) появление единой национальной религии
К) отсутствие прочных торговых связей между русскими землями
Л) упадок Киевской земли от набегов степняков

В результате анализа данных процессов обучающиеся выделяют причины раздробленности Древнерусского государства:

  • Княжеские усобицы
  • Отсутствие определенного порядка наследования киевского престола
  • Постоянные набеги иноземцев подорвали обороноспособность Руси и могущество Киева
  • Упадок торгового пути «Из варяг в греки»
  • Изменения в хозяйственной жизни страны
  • В каждом княжестве – свой порядок управления (вече, выборная власть, народное ополчение)
  • Рост городов – новых центров ремесла и торговли

III. Рефлексия. Возвращаемся к таблице – Что вы сегодня узнали на уроке?