Ролевая игра "Практикум по методике организации деятельности воспитанников в детском саду"

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии


Ролевая игра рассматривается как одна из наиболее эффективных активных форм учебного процесса. В игре развиваются навыки свободного владения, оперативного сочетания знаниями и практическим опытом. Участники ролевой игры вносят личностный оттенок в модель изучаемой ситуации. Ролевая игра как средство обучения взрослых применяется редко, но умение играть позволяет пробудить скрытый творческий потенциал человека. Особая ценность ролевой игры в том, что исполнитель роли может, опираясь на свой опыт, житейские представления, смоделировать поведение своего типажа.  Цель ролевой игры – смоделировать заданную ситуацию, разыграть варианты действия.
Слово «ролевая» означает, что все участники по желанию или по заданию модератора игры исполняют роль, соответствующую заданным характеристикам: например, роли детей, имеющих разные характеры, индивидуальные предпочтения.
Слово «игра» предполагает стиль спектакля, сценарием которого являются представления педагогов о том, как ведут себя дети в разных ситуациях. В ролевой игре  можно разыграть (а значит, и глубже понять) роль ребенка покладистого и капризного, застенчивого и активного, медлительного и непоседы. 
Игра регламентируется по сценарию, который надо подробно прописать.
Ролевая игра – увлекательное, вместе с тем, серьезное дело. Здесь уместен и легкий юмор, и гротеск.   В ролевой игре важна не внешняя эффектность роли, важен обучающий эффект – активное участие каждого в коллективном размышлении.  Опыт проведения ролевых игр показывает, что участники не только разрабатывают роль по существу, содержательно, но и представляют реальных персонажей, реальных прототипов их ролей в жизни. Это эмоциональная составляющая игры: пусть себе будет, если помогает добиться учебного эффекта.

ПРОЕКТ РОЛЕВОЙ ИГРЫ

«Коллективная продуктивная деятельность старших дошкольников»

Цель игры: Изучение методики формирования готовности детей к совместной деятельности со сверстниками.

Форма игры: моделирование ООД с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет –подготовительная к школе группа) конструктивная и изобразительная деятельность.

Роли:

  • Воспитатель.
  • Мл. воспитатель. 
  • Дети:
    • Дети 6-7 лет, имеющие высокий уровень усвоения ООП (4-5 человек)  
    • Дети 6-7 лет, имеющие средний уровень усвоения ООП, высокий уровень мотивации к деятельности (4-5 человек)  
    • Дети 6-7 лет, имеющие средний уровень усвоения ООП, средний  уровень мотивации к деятельности (4-5 человек)  
    • Дети 6-7 лет, имеющие средний уровень усвоения ООП, низкий уровень мотивации к деятельности (4-5 человек)  
    • Дети 6-7 лет, лидеры (2-3 человека)  
    • Дети 6-7 лет,  пассивные (2-3 человека)    
  • Эксперты.

Материал и оборудование:

  • Конспект моделируемой деятельности.
  • Наборы строителя, картона, бумаги, бросовый, природный материал, крупы, кинетический песок, мука, соль, вода, краски и т.п..
  • Мелкие игрушки и готовые детали интерьера магазина.
  • Материалы и инструменты для художественного творчества: краски, кисти, ножницы, глина,   текстиль, разные виды декоративной бумаги и т.п.
  • Средства измерения: линейки, мерки, сантиметровая лента, чаши, стаканы, весы; трафареты, лекала.
  • Крепежные средства: клей обойный, ПВА (у педагога), стиплер, нити, ленты и т.п.
  • Фотовыставка «Магазины нашего города», «Замки в стране сказок»
  • Витрина каталогов.

Сюжет:

Дети и педагоги обсуждают впечатления от экскурсий в ближайшие торговые центры, рассматривают фотовыставку, вспоминают строительство замков.
Педагог поддерживает идею строительства торгового центра в группе. Обращает детей к опыту строительства замков: распределить в группы и работать индивидуально.
Педагог выполняет схематический набросок на доске мелом – образ будущего макета. Дети дополняют схему условными знаками и метками.
Дети самостоятельно и с помощью педагога выбирают игровые роли: строители, дизайнеры, продавцы, поставщики товара и т.п. Распределяют роли с выбором или назначением «прораба, директора, бригадира, диспетчера, руководителя и т.п.». Координирует всех мэр города (воспитатель) – от имени жителей он следит за работой.
Мэр проводит совещание перед началом работы, инструктирует о безопасности работ, объявляет о начале работы, назначает время подведения промежуточных итогов, разрешает споры, улаживает недоразумения, помогает. Во время промежуточного совещания оценивают сделанную работу, договариваются, где нужно усилиться (увеличить группу, объединиться)
По окончании времени выделенного для выполнения работ, работы прекращаются: проводится коллективная оценка итогов, обсуждаются дополнительные работы или дальнейшее развитие проекта. Мэр отмечает особое усердие работников и приглашает комиссию для оценки объекта.

Методические указания:

Перед игрой распределить роли и обсудить заданные характеристики типажей. Следует избегать условностей: для точности выбора методов руководства детьми, определения времени деятельности надо использовать реальный игровой материал, инструмент, доступный детям. Тогда можно просчитать возможные трудности. В ролевой игре большое значение имеет анализ игрового действа, особенно важно отразить целесообразность и эффективность приемов, которые выбирал участник в роли «воспитателя».

По приведенному выше проекту были разыграны две ролевые игры. В первом случае участникам задали свободу в формировании результата деятельности. Наблюдатели оценили увлеченность исполнителей роли детей. Исполнитель роли педагога испытывал трудности, допускал ошибки, не всех результатов добился. Через некоторое время игра была повторена, но с изменением – участникам игры были заданы параметры желаемого результата: «дети» должны были достичь определенного качества работы. Наблюдения показали, что интерес к деятельности снизился даже на уровне игры.

Педагоги обогатили профессиональный багаж в ходе участия в игре, обсуждая игру, отметили:

  • предлагаемая форма деятельности увлекательна для детей
  • такой тип ООД требует особого внимания при подготовке материала
  • роль педагога предполагает отказ от авторитарности
  • детям нужен друг, помощник, собеседник, партнер в игре, пытливый искатель, вдохновенный изобретатель, творческий исполнитель, заводила, организатор.