Арт-терапия в помощь при работе с детьми с нарушением интеллекта

Разделы: Коррекционная педагогика


Работа с детьми-олигофренами должна быть организована специальным образом: необходимы особый педагогический подход и специальные методы.

В отечественной психологии существует концепция творческого рационального подхода, исходя из которого, терапевтические воздействия (в том числе, арт-терапия) стимулируют не только физиологические, но и психологические, интеллектуальные ресурсы личности ребенка (В.М. Бехтерев, 1994; И.М. Сеченов, 1954; В.И. Петрушин, 2006 и другие).

Практика применения арт-терапии при работе с детьми с нарушенным интеллектом показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми с задержкой психического развития (Л.В. Кузнецова, Е.А. Медведева), при ДЦП (Г.В. Кузнецова), умственной отсталости (О.В. Гаврилушкина, И.А. Грошенков.О.В. Боровик).

Эффективность применения средств арт-терапии в работе с умственно отсталыми детьми обусловлена рядом важных факторов: среди арт-терапевтических занятий значительное место занимает деятельность по наглядно-предметному образцу, что позволяет формировать обобщенные приемы умственной работы; развитие мелкой моторики пальцев рук в процессе арт-терапевтических занятий способствует коррекции интеллектуального и речевого развития детей с нарушениями интеллекта; коррекционные возможности арттерапии так же состоят в предоставлении ребенку возможностей для самовыражения и саморазвития, утверждения и самопознания.

К основным методам арттерапии относятся – изотерапия (выражение чувств и эмоций через рисунок), музыкотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, лепка (пластилин и глина).

Мной в работе с детьми была выбрана лепка, поскольку во время работы с пластилином происходит осознание различных свойств пластилина, ознакомление с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, развитие точности движений рук, формирование конструктивных способностей, что особенно важно для умственно отсталого ребенка. Важно, что во время лепки из пластилина, исходя из знаний реальной действительности, ребёнок изображает все стороны предмета, а не одну, как в рисовании и аппликации.

Лепка из пластилина, как деятельность, в большей мере, чем рисование или аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений. При лепке дети непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину), что в рисунке осуществляется только зрительным путём.

На занятиях лепкой предполагается решение следующих задач:

  • формировать умение сравнивать и анализировать свойства предметов объёмной формы, вычленять главное и второстепенное, ориентироваться в пространстве;
  • познакомить учащихся с назначением и применением пластилина;
  • обучать элементарным приёмам работы с этим материалом, формировать двигательные трудовые навыки, координирующие работу кистей рук;
  • развивать эстетические представления у учащихся.

Занятия по лепке из пластилина проводятся систематически в течение учебного года. В основном используются такие виды лепки как лепка с натуры и сюжетная лепка. Сюжетная лепка – сложный вид лепки для умственно отсталых школьников, она предполагает достаточно большой объём работы, поскольку требуется вылепить каждый предмет, входящий в композицию, установить его в нужном положении, дополнить лепку деталями. При этом именно этот вид лепки позволяет закрепить знания умственно отсталых детей о предметах, которые он лепит, о действии этих предметов, тренирует память, воображение.

В перспективе планируется использование более сложного вида – лепки по памяти – один из интереснейших видов работы, способствующий развитию зрительной памяти умственно отсталых детей, умения мысленно анализировать внешние свойства предмета.

При обучении лепке используются наглядные методы и приемы.

Эффективными способами формирования интереса детей к арт-терапевтическим занятиям являются организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий в которых дети демонстрируют свои творческие способности. В частности, работы учеников приняли участие во Всероссийском конкурсе творческих работ «Зимнее вдохновение», конкурсе «Новогоднее творчество».

Так же практикуется изготовление подарков родителям, что приносит воспитанникам эмоциональное удовлетворение.

Следует отметить, что работа с умственно отсталыми имеет свою специфику. Умственно отсталые школьники отличаются неустойчивым вниманием, неусидчивостью и низкой усвояемостью новой информации из-за проблем с запоминанием. Кроме того, возможны вспыльчивость, агрессивность, неустойчивость интереса к групповым занятиям.

Важно сказать, что именно систематическое, целенаправленное, тонкое и чуткое руководство педагога, реализующего индивидуальный подход к ребенку, является условием, обеспечивающим эффективность применения арт-терапии в работе с умственно-отсталыми детьми.

Пример арт-терапевтических занятий для умственно-отсталых детей младшего школьного возраста.

1. Лепка «Дед Мороз и Снегурочка у елки».

Цель: вызывать интерес к лепке, развивать сюжетно-игровой замысел, учить лепить из целого куска пластилина фигуры мужчины, женщины и елки, обеспечивать коррекцию мелкой моторики руки.

Оборудование, материалы: картинки Деда Мороза, Снегурочки, елки, пластилин, дощечки.

Предварительная работа. Рассматривание, иллюстраций к сказкам с участием Деда мороза и Снегурочки. Краткая беседа о персонажах.

Проведение занятия. Организационная часть, где педагог называет тему, показывает образец («елка», «Дед Мороз», «Снегурочка»), рассматривает и обсуждает с детьми, из каких частей фигуры персонажей, какая форма у елки.

Во второй части занятия педагог показывает последовательность выполнения работы (деление куска на части), обращает внимание на движения рук при выполнении задания. Затем выполняет с детьми несколько упражнений «Пальчиковой гимнастики» для разогрева рук и предлагает детям лепить, в процессе работы оказывая им помощь. В конце занятия ребенок с педагогом исполняет песенку про «елку».

 Литература:

  1. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с.
  2. Копытин А.И. Системная арт-терапия. Спб.: Питер, 2001. 216с.
  3. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, Л.Н. Комисарова; под ред. Е.А. Медведевой. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.