Цель: научить учащихся рассказывать об осени по предложенному плану.
Коррекционно-обучающая задача:
- систематизировать знания учащихся об осени и осенних явлениях; закреплять умение расшифровывать деформированные слова, составлять предложение по опорным словам и текста из этих предложений;
- продолжить обучать детей установлению причинно- следственных связей и определению последовательности явлений природы;
- продолжить обучать учащихся составлению последовательного рассказа по предложенному плану.
Коррекционно-развивающая задача:
- предупреждение и коррекция дисграфии и дислексии у учащихся;
- развитие внимания, памяти и мышления через использование ИКТ.
Коррекционно-воспитательная задача:
- положительное отношение к занятию,
- контроль над своей речью,
Оборудование: презентация (1, 2), карточки с деформированными словами и предложениями, тетради.
I Организационный момент
Логопед:
Если дождь стучит по крыше
То сильней, то тише, тише
Землю всю листва укрыла –
Значит, осень наступила.Комплекс 2. Времена года. Упражнение 2. Постукивающие движения. НД – от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.
II Вступительная беседа
Презентация 1. <Слайд 1>.
Логопед: Посмотрите на картину. Расшифруйте тему занятия (сеннОий период).
Презентация 1.<Слайд 2>
- Запишите число и тему занятия в тетрадь.
Коррекция дисграфии
На доске:
- Расшифруйте названия месяцев. Назовите лишний месяц.
вгуаст, тябрьсен, брьоктя, брьяно (на карточках) - перевернуть и проверить.
Дети: август, сентябрь, октябрь, ноябрь.
Лишний август - это летний месяц, а остальные осенние.
Презентация1 <Слайд 3>.
Развитие связной речи
Рассмотрите картины. Подумайте, какой месяц изображён на каждой из них. Докажите.
Дети:
- На первой картине изображен солнечный день. Деревья покрыты разноцветной листвой. Это сентябрь.
- На второй картине пасмурный день. Листвы мало, моросит дождь. Это октябрь.
- На третьей картине изображен морозный день. Выпал первый снег. Это ноябрь.
Логопед: Прочитайте названия картин и фамилию художника.
Подберите к картинам названия, докажите свой выбор.
- Какая бывает осень?
- Ранняя, тёплая, холодная, поздняя...
- А какая в этом году осень?
- Назовите первые её приметы, пользуясь карточками с подсказками.
Карточки:
Дни стали..., а ночи... Солнце ...
С деревьев ...
Перелётные птицы...
Звери готовятся ...
Люди надели...
- Какая примета осени самая главная, важная, от которой зависят другие приметы?
- Почему опадают листья, перелётные птицы улетают в тёплые края?
- Какие ещё приметы осени вы наблюдали во время прогулки?
Массаж лицевых мышц, письмо по памяти.
Презентация1<Слайд 4>.
(Поглаживающие движения)
НД - от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей).
Чтение шёпотом, тихо, громко, повтор с закрытыми глазами, проверка, письмо по памяти.
Презентация1<Слайд 6>.
Проверка с доски.
III Закрепление изученного материала
Лексические упражнения:
Игра “Кто больше слов придумает про...”
Осень (какая?) - красивая, золотая, грустная, холодная...
Листья (какие?) - разноцветные, золотые, резные...
Дождь (какой?) - сильный, моросящий...
Ветер (какой?) - сильный, порывистый, тёплый, холодный...
Чтение рассказа “ Осень” по цепочке.
Презентация 2 < Cлайды 1-12>.
Рассказ об осени детьми с опорой на план.
IV Подведение итогов
- О каком времени года мы говорили на занятии?
- Что нового узнали?
- Какой вид работы понравился больше всего?
Литература
1. Т.А. Шорыгина “Какие месяцы в году?” “Издательство ГНОМ и Д, Москва 2005.
2. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации. Аркти, Москва 2003.
3. Массаж лицевых мышц для малышей. Т.А. Куликовская “Массаж лицевых мышц. Книголюб, 2004.
4. Е.А. Лапп, Н.Г. Фролова В помощь логопеду. “Современный логопедический урок”. Опыт работы. Издательство “Учитель”, Волгоград, 2011.