Пояснительная записка
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В новом федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс образования понимается не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.
В связи с этим, особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств, как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культурологических основах социальных явлений и традиций. Духовно-нравственное воспитание направлено на усвоение подрастающим поколением нравственных ценностей, обеспечивающих общественно значимую мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях.
Портфолио – как средство личностного развития, является одной из технологий компетентностно – ориентированного образования. Работа в технологии портфолио в условиях начальной школы предоставляет огромные возможности для проявления педагогического и ученического творчества, для самостоятельной и совместной работы учащихся и учителя по выбору вариантов накопления результатов, их систематизации.
Школьный курс “Основы религиозных культур и светской этики” адресован учащимся начальной школы, поскольку именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширяется круг его общения, от него требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми духовно-нравственными ценностями.
Одной из составляющей части курса ОРКСЭ является модуль “Основы светской этики”. Цель данного образовательного модуля - дать учащимся общее представление о том, что такое этика, построенная на нерелигиозных основаниях, показать, что мораль составляет неотъемлемую часть человеческой культуры. Учебные материалы модуля направлены на формирование личности ребенка, способного организовать свое поведение, обладающего чувством долга и совестью, развитой самооценкой, способного выстраивать нравственные отношения не только со сверстниками, но и со взрослыми.
Актуальность включения портфолио в образовательный процесс курса “Основы религиозных культур и светской этики” состоит в необходимости обеспечения учащихся материалами, организующими их деятельность по освоению тем курса, т.к. их недостаточно в учебнике.
Портфолио разработано для учащихся 4-х классов, изучающих курс “Основы религиозных культур и светской этики” в рамках модуля “Основы светской этики”.
В представляемые материалы включены различные типы учебных заданий: кроссворды, схемы, таблицы, тексты с пропусками, тексты (притчи, стихи, рассказы) для осмысления, а также задания творческого характера и проекты.
Портфолио по модулю “Основы светской этики” помогут учителю реализовать цель курса: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений и задачи:
- знакомство обучающихся с основами светской этики;
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий, представлений о духовной культуре и морали, формирование у них ценностно-смысловых основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Ожидаемый результат:
- формирование основ российской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России ;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Задания в портфолио подобраны с учетом возрастных особенностей учащихся по принципу постепенного усложнения учебного материала и соблюдением основных психолого-педагогических принципов: единства образовательного и воспитательного процессов, рефлексивного обучения, принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех освоения материала. При этом в качестве модели любого урока предлагается комбинированный урок близких по содержанию предметов для данной возрастной ступени образования: отечественная история, искусство, краеведение. Задания позволяют расширить кругозор учащихся, закрепить изученный материал, углубить понимание изучаемой темы.