Вид урока в системно-деятельностной парадигме: урок рефлексии.
Цель: анализ речевых ситуаций книжного (публицистического) и разговорного стилей с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств, самоанализ устной и письменной речи с точки зрения правильного употребления наречий.
Задачи:
- Создать условия для самоанализа и самокоррекции устной и письменной речи;
- Способствовать осознанию роли наречий в речи, развитию умения правильно употреблять их;
- Воспитание уважительного отношения к языку, внимательного отношения к природе родного края.
Планируемый результат: самоанализ и анализ речевых ситуаций произведён, учащиеся осознали роль наречий в речи, умеют различать определительные и обстоятельственные наречия.
Оборудование и дидактический материал: составленная учениками презентация; в дополнительной тетради учащиеся дома переработали материал учебника (стр. 127, “Возьмите на заметку”) в схему, таблицу; небольшие тексты об уникальных особенностях природы Забайкалья – результат групповой работы учащихся на предыдущем уроке (требование к текстам: использовать как можно больше наречий).
Этапы урока | Дидактический материал | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемый результат | ||
1.Организационный. Настрой на работу. | Стихотворение забайкальского поэта М.Вишнякова “Мы вместе”. | Задача: организованно начать урок, создать эмоциональный настрой. | Задача: эмоционально настроиться на работу. | Личностный результат: осознание эстетической ценности русского языка. Предметный результат: анализ образца поэтической речи с точки зрения употребления наречий. | ||
2.Проверка домашнего задания | Материал учебника “Возьмите на заметку!” (стр. 127), в дополнительных тетрадях учеников составлены схемы или таблицы. | Задача: включить учащихся в работу: - С какой целью было дано домашнее задание? - Легко ли было выполнять? - Что вызвало затруднения? |
Задача: включиться в деятельность по проверке домашнего задания, самоанализ. | Предметный результат: осмысление
отличительных особенностей обстоятельственных
и определительных наречий. Метапредметный результат: умение перерабатывать научную информацию в схему, таблицу. |
||
Промежуточный результат: учащиеся осмыслили отличия обстоятельственных и определительных наречий, скорректировали схемы, таблицы. | ||||||
3.Целеполагание | Эпиграф: “Истинная любовь к своей
стране немыслима без любви к своему языку”
(К.Г.Паустовский). Темы урока: 1.Размышление о пользе наречия. 2.Наречие – необходимая часть речи. 3.Слова, “живописующие нашу речь” (А.С.Пушкин). |
Задача: предложить учащимся проанализировать эпиграф, сформулировать тему (можно предложить) и цели урока, учитывая основную тему предыдущих уроков и домашнее задание. | Задача: сформулировать тему и цель урока. | Личностный результат: осознание
эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость
за него; потребность сохранить чистоту русского
языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметный результат: способность определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в письменной форме. |
||
Промежуточный результат: учащиеся сформулировали тему и цель урока. | ||||||
4.Проектирование ситуации контроля | 1. Заочная экскурсия по Забайкальскому краю. | Задача: организовать групповые выступления ребят об уникальных природных особенностях Забайкалья. | Задача: слушать выступления, выписывать наречия и классифицировать обстоятельственные и определительные. | Предметный результат:
усвоение основ научных знаний о родном языке; повторение
знаний о тексте: тема, основная мысль, тип и стиль
речи, языковые особенности публицистического
стиля, художественные средства языка;
восстановление способа действия для определения
определительных и обстоятельственных наречий;
стремление к речевому самосовершенствованию. Метапредметный результат: умение создавать устные и письменные тексты публицистического стиля; умение выступать перед аудиторией сверстников; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задания; умение свободно и правильно излагать свои мысли; способность участвовать в речевом общении. Личностный результат: осознание эстетической ценности русского языка, личной ответственности за состояние окружающей природы. |
||
2. Предложен на слайде текст (распечатан и на каждой парте) об уникальности природы Забайкалья. | Задача: включить учащихся в предметно-практическую деятельность лингвистического эксперимента. | Задача: проанализировать текст с точки зрения темы, основной мысли, типовой и стилистической принадлежности, с точки зрения использования языковых и художественных средств; провести лингвистический эксперимент, сделать выводы. | ||||
3.На слайде фото “Ученики на
субботнике”, ученики разыгрывают речевую
ситуацию: в речи участников допущены ошибки. Индивидуальное задание: заранее подготовленная ученица анализирует ошибки. |
- Что можно сказать о тексте? - Много ли наречий? - Каких? Выпишите и распределите по группам. - Как “живописуют”? - Что будет, если убрать наречия из текста? Задача: организовать выступление ребят, анализ речевой ситуации. - Какую ценную мысль высказали ребята? - Как их можно назвать? - Какие ошибки допущены? - Исправьте. - Что может помочь изменить отношение современного человека к природе? - Можно ли проблему решить только законодательно? |
|||||
4. “Природа – единое чудо и целый мир
чудес: таким должен быть каждый человек – таков он и есть… Чем была бы природа без нас, - Чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо!...” (И.С.Тургенев) |
- Согласны ли с высказыванием
И.С.Тургенева? - Как связан человек с природой? - Что вам известно об отношении современного человека к природе? Приведите конкретные факты. - Какую оценку этому отношению можете дать? |
Задача: слушать выступление, проанализировать речь с точки зрения содержания, правильного употребления наречий, предложить возможные исправления, соотнесение с образцом. | ||||
Промежуточный результат: учащиеся осознали художественную роль определительных наречий, стремление к речевому самосовершенствованию; учащиеся умеют сопоставлять самостоятельную работу с образцом; учащиеся определяют свой уровень усвоения материала, понимают причину ошибок, находят пути решения. | ||||||
5.Проектирование ситуации оценивания и коррекции | “Открытый микрофон”: публичное
выступление учеников. Критерии оценки устного выступления: грамотно использовать в речи наречия, эмоционально обратиться с призывом к сверстникам, представителям власти о бережном отношении к природе. Во время групповой работы негромко звучит песня о Чите. |
Задача: организовать групповую работу, результатом которой будет публичное выступление представителя группы. | Задача: продумать критерии оценивания выступления; работая в группах, создать публичное обращение о бережном отношении к природе, высказать личную ответственность. | Предметный результат:
представление о роли родного языка в жизни
человека и общества в целом; способность оценить
эстетическую сторону высказывания. Метапредметный результат: коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задания; умение свободно и правильно излагать свои мысли; способность оценивать свою и чужую речь с точки зрения содержания и языкового оформления; способность участвовать в речевом общении; умение обмениваться мнениями. Личностный результат: самоконтроль и самооценивание, действие во внутреннем плане. |
||
Промежуточный результат: учащиеся
создают тексты публицистического стиля,
используют наречия, анализируют выступления
сверстников, корректируют созданные тексты. Формируются УУД: самоанализ, самоконтроль, самокоррекция, умение организовать собственную учебно-познавательную деятельность. |
||||||
6.Рефлексия | Возвращение к эпиграфу, теме и цели
урока. “Русский язык в руках великих мастеров и в устах народа – это самый надёжный и чудодейственный инструмент национального спасения.” (В.Г.Распутин) |
Задача: организовать
деятельность по проверке качества усвоения
знаний, выяснить, кто из учащихся достиг
планируемого результата, кому нужна
индивидуальная консультация, кто какие
затруднения испытывает – всё это необходимо для
создания индивидуального образовательного
маршрута. - Как эпиграф связан с материалом урока? - Можно ли проникнуться уважением к наречию? - Удалось ли достичь цели урока? - Какое из заданий было сложнее других? - Как слова В.Г.Распутина связаны с содержанием урока? |
Задача: провести самооценку, самоанализ с целью корректировки содержания и объёма домашней работы; выяснить причины ошибок и пути их устранения; сопоставить слова писателя В.Г.Распутина с содержанием урока. | Предметный результат: умение
целесообразно употреблять наречия. Метапредметный результат: способность оценивать достигнутые результаты, адекватно формулировать в устной и письменной форме причины ошибок, затруднений; умение корректировать свою деятельность по преодолению трудностей, устранению ошибок. Личностный результат: самоанализ и самокоррекция, действие во внутреннем плане. |
||
Промежуточный результат: учащиеся осознали роль наречий в устной и письменной речи, провели самопроверку, самооценку, самоанализ, выяснили причины ошибок, определили пути их устранения. | ||||||
7.Формулировка домашнего задания | Повторить всё о наречии, подготовка к
контрольному тестированию. Индивидуальные задания для успешных учеников: а) составить тест по изучаемому материалу; б) назначить консультанта для проверки задания из рабочей тетради. Для заинтересованных учеников можно предложить темы проектных работ: “История возникновения наречий в языке”, “Наречия в русском и английском языках”, “Употребление наречий в речи”. |
Задача: организовать деятельность учащихся по определению содержания и объёма домашней работы; выявить группу учащихся, успешно усвоивших материал, а также учащихся, заинтересованных в расширении знаний по предмету, наряду с этим и слабоуспевающих учащихся. | Задача: определить объём и содержание своей домашней работы, выстроить индивидуальный образовательный маршрут. | Метапредметный результат: умение
определять объём и содержание домашней работы,
адекватно выражать своё отношение к допущенным
ошибкам, выстраивать индивидуальный
образовательный маршрут; применение
приобретённых знаний, умений и навыков анализа
языковых явлений на межпредметном уровне Личностный результат: создание индивидуального образовательного маршрута; стремление к речевому самосовершенствованию. |
||
Планируемый результат урока достигнут: научное понятие “определительные и обстоятельственные наречия” сформировано, учащиеся умеют употреблять наречия в устной и письменной речи; ученики умеют анализировать речевые ситуации, готовы к самоанализу и самокоррекции устной и письменной речи. |