Урок русского языка на тему "Употребление наречий в речи". 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Вид урока в системно-деятельностной парадигме: урок рефлексии.

Цель: анализ речевых ситуаций книжного (публицистического) и разговорного стилей с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использования языковых средств, самоанализ устной и письменной речи с точки зрения правильного употребления наречий.

Задачи:

  • Создать условия для самоанализа и самокоррекции устной и письменной речи;
  • Способствовать осознанию роли наречий в речи, развитию умения правильно употреблять их;
  • Воспитание уважительного отношения к языку, внимательного отношения к природе родного края.

Планируемый результат: самоанализ и анализ речевых ситуаций произведён, учащиеся осознали роль наречий в речи, умеют различать определительные и обстоятельственные наречия.

Оборудование и дидактический материал: составленная учениками презентация; в дополнительной тетради учащиеся дома переработали материал учебника (стр. 127, “Возьмите на заметку”) в схему, таблицу; небольшие тексты об уникальных особенностях природы Забайкалья – результат групповой работы учащихся на предыдущем уроке (требование к текстам: использовать как можно больше наречий).

Этапы урока Дидактический материал Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемый результат
1.Организационный. Настрой на работу. Стихотворение забайкальского поэта М.Вишнякова “Мы вместе”. Задача: организованно начать урок, создать эмоциональный настрой. Задача: эмоционально настроиться на работу. Личностный результат: осознание эстетической ценности русского языка. Предметный результат: анализ образца поэтической речи с точки зрения употребления наречий.
2.Проверка домашнего задания Материал учебника “Возьмите на заметку!” (стр. 127), в дополнительных тетрадях учеников составлены схемы или таблицы. Задача: включить учащихся в работу:

- С какой целью было дано домашнее задание?

- Легко ли было выполнять?

- Что вызвало затруднения?

Задача: включиться в деятельность по проверке домашнего задания, самоанализ. Предметный результат: осмысление отличительных особенностей обстоятельственных и определительных наречий.

Метапредметный результат: умение перерабатывать научную информацию в схему, таблицу.

Промежуточный результат: учащиеся осмыслили отличия обстоятельственных и определительных наречий, скорректировали схемы, таблицы.
3.Целеполагание Эпиграф: “Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку” (К.Г.Паустовский).

Темы урока:

1.Размышление о пользе наречия.

2.Наречие – необходимая часть речи.

3.Слова, “живописующие нашу речь” (А.С.Пушкин).

Задача: предложить учащимся проанализировать эпиграф, сформулировать тему (можно предложить) и цели урока, учитывая основную тему предыдущих уроков и домашнее задание. Задача: сформулировать тему и цель урока. Личностный результат: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметный результат:

способность определять цели предстоящей учебной деятельности, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в письменной форме.

Промежуточный результат: учащиеся сформулировали тему и цель урока.
4.Проектирование ситуации контроля 1. Заочная экскурсия по Забайкальскому краю. Задача: организовать групповые выступления ребят об уникальных природных особенностях Забайкалья. Задача: слушать выступления, выписывать наречия и классифицировать обстоятельственные и определительные. Предметный результат: усвоение основ научных знаний о родном языке; повторение знаний о тексте: тема, основная мысль, тип и стиль речи, языковые особенности публицистического стиля, художественные средства языка; восстановление способа действия для определения определительных и обстоятельственных наречий; стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметный результат: умение создавать устные и письменные тексты публицистического стиля; умение выступать перед аудиторией сверстников; коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задания; умение свободно и правильно излагать свои мысли; способность участвовать в речевом общении.

Личностный результат: осознание эстетической ценности русского языка, личной ответственности за состояние окружающей природы.

2. Предложен на слайде текст (распечатан и на каждой парте) об уникальности природы Забайкалья. Задача: включить учащихся в предметно-практическую деятельность лингвистического эксперимента. Задача: проанализировать текст с точки зрения темы, основной мысли, типовой и стилистической принадлежности, с точки зрения использования языковых и художественных средств; провести лингвистический эксперимент, сделать выводы.
3.На слайде фото “Ученики на субботнике”, ученики разыгрывают речевую ситуацию: в речи участников допущены ошибки.

Индивидуальное задание: заранее подготовленная ученица анализирует ошибки.

- Что можно сказать о тексте?

- Много ли наречий?

- Каких? Выпишите и распределите по группам.

- Как “живописуют”?

- Что будет, если убрать наречия из текста?

Задача: организовать выступление ребят, анализ речевой ситуации.

- Какую ценную мысль высказали ребята?

- Как их можно назвать?

- Какие ошибки допущены?

- Исправьте.

- Что может помочь изменить отношение современного человека к природе?

- Можно ли проблему решить только законодательно?

 
4. “Природа – единое чудо и целый мир чудес: таким

должен быть каждый человек – таков он и есть…

Чем была бы природа без нас, -

Чем были бы мы без природы?

И то и другое немыслимо!...”

(И.С.Тургенев)

- Согласны ли с высказыванием И.С.Тургенева?

- Как связан человек с природой?

- Что вам известно об отношении современного человека к природе? Приведите конкретные факты.

- Какую оценку этому отношению можете дать?

Задача: слушать выступление, проанализировать речь с точки зрения содержания, правильного употребления наречий, предложить возможные исправления, соотнесение с образцом.
Промежуточный результат: учащиеся осознали художественную роль определительных наречий, стремление к речевому самосовершенствованию; учащиеся умеют сопоставлять самостоятельную работу с образцом; учащиеся определяют свой уровень усвоения материала, понимают причину ошибок, находят пути решения.
5.Проектирование ситуации оценивания и коррекции “Открытый микрофон”: публичное выступление учеников.

Критерии оценки устного выступления: грамотно использовать в речи наречия, эмоционально обратиться с призывом к сверстникам, представителям власти о бережном отношении к природе.

Во время групповой работы негромко звучит песня о Чите.

Задача: организовать групповую работу, результатом которой будет публичное выступление представителя группы. Задача: продумать критерии оценивания выступления; работая в группах, создать публичное обращение о бережном отношении к природе, высказать личную ответственность. Предметный результат: представление о роли родного языка в жизни человека и общества в целом; способность оценить эстетическую сторону высказывания.

Метапредметный результат: коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе совместного выполнения задания; умение свободно и правильно излагать свои мысли; способность оценивать свою и чужую речь с точки зрения содержания и языкового оформления; способность участвовать в речевом общении; умение обмениваться мнениями.

Личностный результат: самоконтроль и самооценивание, действие во внутреннем плане.

Промежуточный результат: учащиеся создают тексты публицистического стиля, используют наречия, анализируют выступления сверстников, корректируют созданные тексты.

Формируются УУД: самоанализ, самоконтроль, самокоррекция, умение организовать собственную учебно-познавательную деятельность.

6.Рефлексия Возвращение к эпиграфу, теме и цели урока.

“Русский язык в руках великих мастеров и в устах народа – это самый надёжный и чудодейственный инструмент национального спасения.” (В.Г.Распутин)

Задача: организовать деятельность по проверке качества усвоения знаний, выяснить, кто из учащихся достиг планируемого результата, кому нужна индивидуальная консультация, кто какие затруднения испытывает – всё это необходимо для создания индивидуального образовательного маршрута.

- Как эпиграф связан с материалом урока?

- Можно ли проникнуться уважением к наречию?

- Удалось ли достичь цели урока?

- Какое из заданий было сложнее других?

- Как слова В.Г.Распутина связаны с содержанием урока?

Задача: провести самооценку, самоанализ с целью корректировки содержания и объёма домашней работы; выяснить причины ошибок и пути их устранения; сопоставить слова писателя В.Г.Распутина с содержанием урока. Предметный результат: умение целесообразно употреблять наречия.

Метапредметный результат: способность оценивать достигнутые результаты, адекватно формулировать в устной и письменной форме причины ошибок, затруднений; умение корректировать свою деятельность по преодолению трудностей, устранению ошибок.

Личностный результат: самоанализ и самокоррекция, действие во внутреннем плане.

Промежуточный результат: учащиеся осознали роль наречий в устной и письменной речи, провели самопроверку, самооценку, самоанализ, выяснили причины ошибок, определили пути их устранения.
7.Формулировка домашнего задания Повторить всё о наречии, подготовка к контрольному тестированию.

Индивидуальные задания для успешных учеников: а) составить тест по изучаемому материалу;

б) назначить консультанта для проверки задания из рабочей тетради.

Для заинтересованных учеников можно предложить темы проектных работ: “История возникновения наречий в языке”, “Наречия в русском и английском языках”, “Употребление наречий в речи”.

Задача: организовать деятельность учащихся по определению содержания и объёма домашней работы; выявить группу учащихся, успешно усвоивших материал, а также учащихся, заинтересованных в расширении знаний по предмету, наряду с этим и слабоуспевающих учащихся. Задача: определить объём и содержание своей домашней работы, выстроить индивидуальный образовательный маршрут. Метапредметный результат: умение определять объём и содержание домашней работы, адекватно выражать своё отношение к допущенным ошибкам, выстраивать индивидуальный образовательный маршрут; применение приобретённых знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне

Личностный результат: создание индивидуального образовательного маршрута; стремление к речевому самосовершенствованию.

Планируемый результат урока достигнут: научное понятие “определительные и обстоятельственные наречия” сформировано, учащиеся умеют употреблять наречия в устной и письменной речи; ученики умеют анализировать речевые ситуации, готовы к самоанализу и самокоррекции устной и письменной речи.