На уроке применяются формы организации познавательной деятельности учащихся: групповая, индивидуальная работа, лабораторные опыты, демонстрационные опыты, загадки, презентация.
Прогнозируемые результаты.
Учащиеся должны:
- повторить и обобщить материал о металлах;
- расширить свои знания о металлах;
- совершенствовать навыки по проведению лабораторных опытов и составление уравнений реакций.
Цель урока: учащиеся повторят, систематизируют материал по теме "Металлы”; (слайд)
Задачи урока:
- в занимательной форме повторить, обобщить знания по теме: “Металлы”
- систематизировать и обобщить материал о металлах;
- совершенствовать умения составлять уравнения химических реакций в молекулярном, ионном и ОВ видах, проводить эксперимент, решать задачи;
- развивать интеллектуальные умения: выделять главное, анализировать, сравнивать, делать выводы, использовать ранее накопленные знания;
- формировать научное мировоззрение, интерес к предмету, воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование: карточки с формулами химических веществ для цепочек генетических превращений, реактивы: химическая посуда, CaCl2, Na2CO3, AgNO3, FeCl3 (III), KSCN, AlCl3, BaCI2, FeSO4, NaOH, фенолфталеин, проволока, номерные пробирки с растворами (№1 и №2), презентация, магнитики.
План урока
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
2. Активизация мыслительной деятельности учащихся.
3. Организация учебной деятельности учащихся
4. Итог урока. Выставление оценок.
5. Домашнее задание.
1. Ориентировано-мотивационный этап
(инициация урока, объявление темы, цели, задачи, формирование групп)
Учитель: Организационный момент. Приветствие учащихся.
2. Актуализация субъективного опыта учащихся. О чем пойдет речь? Одновременно с рассказом слайды.
3. Мотивация и целеполагание
Учитель: “На улицах ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни автомобилей, камни мостовой превращаются в труху, растения начинают чахнуть. Впрочем, человек бы этого не заметил, т.к., лишившись 3 г этого металла, он бы моментально умер" - Отсутствие какого металла так описал академик А.Е.Ферсман? (железо)
Учитель: К какой группе веществ относится железо? Постановка целей
Ученики: Металлы
Учитель: Что такое металлы? (Металлы - хим. элементы, образующие в свободном состоянии простые вещества с металлической связью).
Оглянитесь вокруг, где бы вы ни были: дома, в школе, на улице, транспорте - вы видите множество металлов вокруг нас. Через века и тысячелетия человек пронёс уважение к металлу и мастерам, добывающим и обрабатывающим его.
Ребята, поразмыслите - все металлы исчезли. Опишите её последствия для человечества.
Учитель: Что Вы будете делать?
Ученики: Получать, добывать металлы.
Учитель: Из чего?
Ученики: Из минералов.
Учитель: Что нужно для этого знать?
Ученики: Способы получения металлов и свойства металлов.
Сформулируйте цель урока
Ученики: (формулируют цель)
Учитель: Да сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем знания по теме “Металлы”.
Учитель: Какие способы получения металлов существуют? Интерактив
4. Повторительно-обобщающий этап.
Металлы имеют огромное значение для живых организмов.
В течение 10 уроков мы с вами рассмотрели тему металлов? Какие группы металлов мы с вами изучили.
Перед вами карточки (эл. формулы, распределитесь так, чтобы у вас образовались группы).
Деление класса на четыре группы. (Приложение 1)
- Команда 1 группы металлов
- Команда 2 группы металлов
- Команда 3 алюминия
- Команда 4 железа
Наш класс превращается в научную лабораторию, где будут работать четыре группы. Итогом работы каждой группы будут знания, которые вы отразите в практической и контрольной работе.
Мы говорим, что металлы важны для нас, а все ли мы о них знаем?
Вопросы:
Какие металлы использовались в древние и средние века? (Fe, Cu, Sn, Pb, Hg, Au, Ag)
Какие металлы называют черными, какие цветными? Черные - железо и его сплавы, цветные – (Al, Cu, Pb, Zn, Sn, Ag)
- Самый легкий металл? (Литий)
- Самый тугоплавкий металл. (Вольфрам)
- Металл входящий в состав мела. (Кальций)?
- Какой металл придает нашей крови красный цвет? (Железо)
- В какой металл упаковывают еду для космонавтов и конфеты для ребят? (Алюминий)
- Металл- жидкость. (Ртуть)
- Самый используемый металл в мире. (Железо)
- Рубин, сапфир, корунд, глинозем. (Алюминий)?
- Какой металл называют металлом солдатиков? (Олово)
- Из 1г какого металла можно вытянуть нить длинною 3,5 км (золото)?
- Какой самый распространенный на Земле металл? (Алюминий)
- Чего больше всего боится - железо? (Коррозии)
- Какой металл убивает бактерий? (Серебро).
А теперь познакомимся с группами ближе. Перед вами таблица (учащимся раздаются бланки для записи)
Слайд 5, 6-9 проверка ответов команд
Общие свойства металлов и их строение
Щ.М | ШЗ.М | Аl | Fe | |
Положение в П.С. | ||||
Число е на внешнем электроном слое | ||||
Физические свойства | ||||
Формула высшего оксида и летучего водородного соединения | ||||
Характер оксидов и гидроксидов |
Цепочка превращений. Слайд Приложение 3
На ваших столах лежат конверты: Задание, вы должны из различных карточек с формулами химических веществ, лежащих на столе в беспорядке, выбрать те, с помощью которых может быть составлена генетическая цепочка превращений указанного элемента. Объяснения ребят и проверка на доске.(уравнения реакций, ОВР, ионно-молекулярное уравнение)
Слайд: Проверка
Слайд. Эпиграф — высказывание М.В. Ломоносова: “Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции”. А сейчас на некоторое время вы станете химиками-аналитиками! В нашей лаборатории перепутались склянки с реактивами, и ваша задача распознать вещества и объяснить, как вы это сделали. (На столах у учащихся 2 пробирки с веществами под номерами, набор склянок с реактивами и карточка с заданием). (Приложение 4)
Инструктаж по правилам техники безопасности.
Первичное закрепление знаний
Тест: 6 вариантов (взаимопроверка и сверка на доске) Приложение 5
Слайд: Ответы
Слайд: Игровой момент “Тёмный ящик”
На столе стоит коробочка, в которой лежит металлический предмет – его необходимо отгадать по свойствам:
слайд (анимация)
1. Наполеон III – племянник великого дяди, любил пофорсить. На одном из банкетов гости ели разными столовыми принадлежностями и обиделись те, кому достались золотые, а не из этого металла.
слайд (анимация)
2. Этот металл более 30 лет украшал пальцы, шеи и уши великосветских модниц. Так как первоначально килограмм этого металла стоил на 80 рублей дороже равного веса золота.
слайд (анимация)
3. Металл, из которого сделана эта вещь, входит в состав сапфира и рубина.
4. Сырьём для получения этого металла служит боксит.
5. Его называют “крылатым металлом”
Слайд (анимация) В коробочке – алюминиевая ложка.
Вопрос: В каком городе поставлен памятник алюминиевой ложке?
5. Подведение итогов урока.
6. Домашнее задание: Повторить главу “Металлы”.