Главная функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться, учить себя, а также применение полученных в школе знаний в жизни. В 1 класса ребята оцениваются вербально, но каждому родителю интересен уровень усвоения и овладения ребенком учебного материала. По доброй сложившейся традиции в конце каждой четверти у нас в классе проводятся Смотры знаний. Такие уроки повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений имеют самые большие возможности интеграции и реализации межпредметных связей. Использование игр и игровых ситуаций на уроке раскрывает способности детей, их индивидуальность, повышает мотивацию учащихся к обучению, способствует созданию доброжелательной атмосферы на уроке. Коллективные игры развивают умение работать в группе, находить необходимые формы сотрудничества для достижения поставленной задачи. Находясь в обучающей игре, ученики получают мыслительную, двигательную и эмоциональную разрядку.
Учащиеся младшего школьного возраста любят сказки, путешествия, игры, им очень нравится преодолевать препятствия и обязательно помогать всем, кому требуется помощь. Чтобы ребят заинтересовать и показать значимость их умений, знаний, навыков учителя начальных классов придумываются разные истории - путешествия “Дорогою добра”, “Сказка ложь, да в ней намек”, “Путешествие в страну Знаний” и другие. За 31 год непрерывной педагогической деятельности в начальной школе, вспоминаются времена, когда мы ночами рисовали, клеили, готовясь к урокам, стараясь сделать их интересными, необычными, сказочными, и как же приятно, что сейчас есть такая возможность, как создать самим презентацию, вовлекая ребят через мир сказочного волшебства в жизнь. Такие уроки учат дружить, чувствовать плечо друга, быть милосердными, толерантными, осознавать важность усвоенного учебного материала и владение дополнительной информацией, особенно чтение внеклассной и познавательной литературы. Играя, мы учимся учиться, учиться с интересом и радостью.
На Смотрах знаний каждый родитель может увидеть своего ребенка в процессе учебной деятельности и определить, что должен знать учащийся на данном этапе, сопоставить знания ребенка с предъявляемыми требованиями. В данном случае очень подходит пословица: “Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать”. Каждый родитель в начальной школе заинтересован в том, чтобы их ребенок был успешен в школе, поэтому к учебе они относятся ответственно. Такие необычные уроки всегда для нас праздники, которые заканчиваются дружным чаепитием, награждением шоколадными медалями, причём обязательно награждаются все: за находчивость, за трудолюбие, за оказанную помощь, за математические способности, за смекалку и т.д.
В конце 1 семестра мы провели Смотр знаний “Новогоднее путешествие по Лукоморью”. В последний день занятий, 30 декабря , в канун Нового года Дед Мороз обратился к ребятам с просьбой: “Отправиться в сказочную страну Лукоморье, помочь найти и освободить из плена Снегурочку, которую похитил Кощей Бессмертный, чтобы устроить Новый год для своей нечисти. а без Снегурочки никогда не придет Новый год в наш добрым мир” . Ребята, с помощью Деда Мороза, отправляются в сказку на помощь Снегурочке. Кащей, узнав об этом, посылает им навстречу нечистую силу. Главное правило испытаний: “Помочь в дороге всем, кто ждет подмоги”. Ребята, выполняя задания по литературному чтению, окружающему миру, математике, русскому языку, освобождают из плена и отправляют в свои сказки Красную шапочку, Буратино, Золотую рыбку, Василису Премудрую, доктора Айболита, Емелю, Карлсона, Пеппи Длинныйчулок, Незнайку, Стойкого оловянного солдатика. Им прийдётся расколдовать злые чары Бабы Яги, Карабаса - Барабаса, Лешего, Бармалея, Кощея. Преодолев препятствия, справившись с заданиями, ребята убедились в истине слов “Добро сильнее зла, наяву и в сказке...” и в том, что “Ежедневно сто чудес совершает дружба”.
Важность таких мероприятий еще и в знакомство с новыми сказками и старыми забытыми добрыми героями советских кинематографических историй “Новогоднего приключения Маши и Вити”. Примечательно, что 2016 год объявлен Годом российского кино в РФ.
Использованные в презентации аудио и видеофрагменты: обращение песни Снегурочки к ребятам, напутственная песня Деда Мороза, песня - спор о сказках ,на фоне предстоящего маршрута путешествия по Лукоморью, походная песня на фоне сказочного леса, выход Снегурочки из плена, итоговая финальная песня помогают заинтересовать учащихся, почувствовать реальность происходящего сказочного путешествия - испытания, важность и результативность своих универсальных учебных достижений.
“С детства учимся мечтать мы у старой сказки”. Составляя презентации, очень хочется, чтобы было и поучительно, и познавательно, и интересно, но “...я не волшебник, я только учусь...”, учусь вместе с детьми и это здорово!