Тип урока: Урок-беседа.
Вид занятия: беседа, тематическое рисование.
(Презентация к уроку)
Цели:
- Познакомить детей с жанром киноискусства - мультипликацией;
- Дать доступные сведения о творческой деятельности людей, создающих мультфильм;
- Формирование художественно-графических умений и навыков, приобщение к творческому процессу и развитие терпения и трудолюбия;
- Развитие образного представления, фантазии, эмоциональная разрядка;
- Развитие графических умений и навыков;
- Воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.
Оборудование: компьютер, видеопроектор, экран, компьютерные слайды “Красочный мир мультипликации”, оснащение рабочих мест учащихся.
Музыкальный ряд: детские песни и музыка из мультфильмов “В каждом маленьком ребенке”, “Песня водяного”, “Песня красной шапочки”, “Песня кота Матвея”, “По дороге с облаками” и другие.
Зрительный ряд: Работы знаменитых мультипликаторов, детские рисунки, иллюстрации из детских книг, по которым были сняты мультфильмы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока. Беседа.
- Ребята, отгадайте мои загадки, и Вы узнаете о чем сегодня пойдет речь на уроке.
1.
Из танцзала короля
Девочка домой бежала,
Туфельку из хрусталя
На ступеньках потеряла.
Тыквой стала вновь карета...
Кто, скажи, девчушка эта? (Золушка)
2.
Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? ... (Медведь)
3.
Бабушка в лесу живёт,
Травы-зелье собирает,
Пол в избе метлой метёт.
В ступе по небу летает,
Из кости её нога.
Эту бабу звать ... (Яга)
4.
Он всегда, как день варенья,
Отмечает день рожденья,
На штанишках кнопку тиснет,
Чтоб отправиться в полёт,
Под пропеллером повиснет
И летит, как вертолёт.
Парень он, “в расцвете лет”.
Кто он? Дайте-ка ответ. (Карлсон)
- Правильно, ребята! Сегодня на уроке мы поговорим с вами о красочном мире мультипликации и, конечно же, о мультипликационных героях. Что же такое мультипликация? (Слайд 1,2)
Мультипликация (от лат. “умножение”) – это вид искусства, в основе которого лежит оживленный кинематографическим способом рисунок или скульптурное изображение (скульптура). Несмотря на то, что мультипликацию считают ветвью киноиндустрии с момента ее появления это интересное направление можно также успешно связать с живописью и графикой. Талант художника плюс технические возможности – и на свет рождается искусство, которое не оставляет равнодушным ни детей, ни взрослых.
Когда мы снимаем реальное движение кинокамерой, она раскладывает его на составные части – неподвижные фазы. При показе пленки со скоростью 24 кадра в секунду неподвижные кадры-фазы оживают и создают впечатление непрерывного живого движения. То же самое происходит в мультипликации. Но чтобы заставить нарисованного персонажа сделать какое-нибудь движение, нужно последовательно зарисовать каждую фазу этого движения на отдельных листах бумаги, а потом в той же последовательности снять их по рисунку-фазе на кадрик пленки. В результате получится такая же кинолента, но только каждый кадрик ее нарисован. Теперь вы можете представить какой это трудоемкий процесс.
Корни возникновения мультипликации связаны со стробоскопом – оптической игрушкой, изобретенной бельгийским изобретателем Жозефом Плато в 1932 году. Принцип этого устройства был прост – на край круга наносился цикличный рисунок. Например, бегущая лошадь, которую изображали несколько раз в разных стадиях движения. При вращении круга рисунок сливался, и возникала иллюзия движущегося объекта. (Слайд 3)
Первым настоящим мультипликатором принято считать француза Эмиля Рейно. Он создал аппарат праксиноскоп, который состоял из крутящегося барабана, системы зеркал и фонаря. В 1892 году Рейно запустил своеобразный аттракцион - оптический театр. Там он демонстрировал зрителям комические сюжеты продолжительностью 15-20 минут. Это случилось за несколько лет до знаменитой премьеры братьев Люмьер, то есть мультипликация стала известна французам даже несколько раньше, чем кинофильмы. (Слайд 4)
Далее развитие мультипликации, так же как и кинематографа, проходило во Франции. Эмиль Коль – еще один яркий режиссер и художник, начинал свою деятельность с актерских постановок. В 1908 году он создал первые мультипликационные фильмы. Они напоминали рисованные комиксы, только в движении. Эмиль Коль рисовал тысячи рисунков, чтобы оживить их. Он стремился добиваться реалистичности, копируя настоящие предметы, и даже использовал фотографию. Его наследие современные мультипликаторы считаю ценным.
В 1912 году наш соотечественник Владислав Старевич создал первый кукольный мультфильм под названием “Прекрасная Люканида, или война рогачей и усачей”. Этот деятель прославился своей любовью к насекомым. Он снял массу фильмов, им посвященным, и выглядели они на экране очень натурально. Владислав Старевич – тонкий психолог и талантливый художник. Он заботился не только об изобразительной стороне мультфильмов, но и наполнял их глубоким смыслом.(Слайд 5)
Если в Европе съемка фильмов проходила практически кустарным способом, то в Америке с технической базой все обстояло гораздо лучше. Здесь и появился Уолт Дисней, который в 1929 году снял свой первый рисованный мультфильм с музыкальным сопровождением “Пляска скелетов”.
Диснея принято считать отцом мультипликации, его творчество заслуживает отдельного повествования, ведь только премию “Оскар” он получал 30 раз. Его опыт берут за основу и сегодня.
В 1932 г. состоялась премьера первого цветного анимационного фильма "Цветы и деревья" ("Flowers and Trees") производства Диснея. В 1937 г. Дисней в фильме "Старая мельница" впервые применяет камеру, позволявшую получать глубинную перспективу. В этом же году Дисней выпустил на экраны свой первый полнометражный анимационный фильм - "Белоснежка и семь гномов". Самыми известными мультфильмами Уолта Диснея стали: “Белоснежка и семь гномов”, “Микки Маус”, “Том и Джери”. (Слайд 6,7)
В 1936 году у нас открылась киностудия “Союзмультфильм”. В ней собрали всех самых талантливых художников разных профессий: драматурги, режиссеры, художники, музыканты и композиторы. Мировым признанием пользуются мультфильмы: “Серая шейка”, “Золотая антилопа”, “Аленький цветочек”, “Конек-горбунок” и многие другие.
На международных кинофестивалях наши мультфильмы часто получают престижные премии и дипломы.(Слайд 8)
В 1950 г. в Массачусетсом Технологическом институте проводятся первые эксперименты с компьютерно-генерированным изображением.
В 1955 г. в США торжественно открыт "Диснейленд" - парк аттракционов и развлечений, воссоздающий атмосферу диснеевского кино. В дальнейшем такие парки начали строить и в других странах.
Впоследствии мастера кинематографа ввели еще одну интересную технологию – совмещение игры живых актеров и мультипликационных героев. В 1988 г. чешский аниматор (художник и кукольник) Ян Шванкмайер поставил свой первый полнометражный фильм "Алиса" по Л.Кэрролу. Здесь игровой, актерский фильм соединен с разными видами анимационной техники (коллажем, папье-маше, рисунком и куклами). Премьера фильма "Кто подставил кролика Роджера" Роберта Земекиса, в котором блестяще соединяются игровая и анимационная техники.
1995 г. - "Каспер" ("Саsper") Брэда Сиберлинга вмещает в себя в целом 40 минут синтетических анимационных изображений.
1996 г. - "История игрушек" ("Тоу Storу") Джона Ласетера (производство компаний "Пиксар" и "Дисней") становится первым полнометражным фильмом, созданным целиком из синтетических изображений
Компания "Imax Corporation" представла новую технологию "Stereo Animation Drawing Device" - прибор для рисования стереоанимации, которая позволяет аниматорам разрабатывать трехмерные стереоскопические анимационные фильмы для демонстрации в кинотеатрах Imах 3D. С его помощью аниматоры могут рисовать и анимировать в пространстве непосредственно руками. В отличие от анимационной компьютерной анимации, где используется клавиатура, "мышь" и сложные инженерные манипуляции, тут используется жезл, свободно передвигающийся и превращающий движение руки аниматора в линии, которые возникают в пространстве в процессе рисования. Связанная с этим технология "Geretto" позволяет аниматору создавать сложные и очень длинные (до ста кадров) фрагменты анимации из небольшого числа таких рисунков.
Компания "Пиксар" объявила о последней разработке системы лазерной записи РIXAR VISION, которая превращает цифровые компьютерные данные в изображения на кинопленке с невиданными прежде качеством и быстротой. Система была опробована на анимационном блокбастере 1998 года "Жизнь жучков".
А затем на следующем хите - "История игрушек 2". Несколько позже это изобретение компании "Пиксар" получает "Технический приз" Американской киноакадемии. Состоялись первые в истории анимации и кинематографа в целом показы полнометражных фильмов на большом экране в "цифровой проекции" - "Тарзан" и "История игрушек 2".
- А что же происходит сегодня с мультипликационным искусством в России?
Мультипликационное искусство в России продолжает активно развиваться. Большую популярность на сегодняшний день имеют современные российские мультипликационные фильмы, как в самой России, так и за её пределами, “Карлик Нос”, “Алёша Попович и Тугарин Змей”, и многие другие. Крупнейшие студии: Студия Пилот, Студия Мельница, Кинокомпания Мастер-фильм. Но ведь не только дети любят смотреть мультфильмы, но и взрослые. Есть даже мультфильмы для подростков и взрослых, такие как цикл про богатырей компании "Мельница". Малыши мало что могут понят в них, зато несмотря на утрированность русской жизни и в общем-то неправдоподобные истории, взрослый может оценить их юмор. Зато веселых Смешариков и бесконечно доброго Лунтика мамы нередко смотрят вместе с малышами. В наш век компьютерных технологий появились и разные обучающие мультфильмы - учеба счету, языкам, правилам поведения доступна в интерактивной форме и в виде своеобразных мультфильмов. Таковы "Хрюша с друзьями" или "Тётушка Сова". И это тоже очень важно.
- Какие же выводы мы можем с вами сделать о развитии мультипликации?
Это искусство значительно изменилось. Мультипликация проникла в повседневную жизнь общества, появились обучающие мультфильмы. Изменилась и технология создания, в настоящем используются многочисленные графические редакторы и другие различные компьютерные средства. Это позволило повысить реалистичность, использовать яркие цвета, спецэффекты, увеличить чёткость и детализацию картинки. В современном мире даже обычный человек, используя бесплатные компьютерные программы, может создать свой простой мультипликационный фильм. Технология также значительно сократила сроки создания мультфильма. Это привело к увеличению длительности показа. (Слайд 9)
III. Практическая работа.
- Ребята, выберете любимого мультипликационного героя и нарисуйте его. Рисовать нужно мультипликационного героя крупным планом, рост приблизительно 20см.
Цветовое решение должно быть в характере героя, в контрастных или близких цветах, теплых или холодных.
IV. Закрепление пройденного материала.
V. Подведение итогов.
Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка.