Задачами учебно-воспитательного процесса в Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кадетская средняя общеобразовательная школа № 2» с Мариинскими классами являются:
Воспитание нравственно здоровой, физически и духовно полноценной личности девочек и мальчиков школьного возраста через:
- подготовку учащихся к полноценной жизнедеятельности в соответствии с природной гендерной предназначенностью и в соответствии с условиями современной жизни через систему базового образования;
- здоровое духовное развитие и формирование гендерного самосознания представителей каждого пола как естественной основы их развития;
- гуманитарная и естественнонаучная направленность образования и художественно-эстетическое воспитание для девочек;
- нравственно-патриотическое, физическое воспитание для мальчиков.
«Бесполая педагогика» и «бесполая психология» давно не соответствуют направлениям современной педагогики, обращенной к личностным свойствам, траекториям развития женской и мужской индивидуальности, к выбору личных стратегий гендерного поведения. В нашем образовательном учреждении гендерный подхода к обучению и воспитанию школьников реализуются в раздельно-параллельных классах для мальчиков и девочек внутри одной школы, что не препятствует объединению учащихся в единые коллективы для участия в общешкольных мероприятиях.
Для того, чтобы быть мужчиной или женщиной недостаточно иметь только мужскую или женскую анатомию, а нужно еще следовать определенным социокультурным ожиданиям, которые общество предъявляет каждому человеку на основании принятых в нем прочно устоявшихся законов пола. Гендер — это наличие у человека совокупности психологических характеристик и особенностей поведения, которые проявляются в общении и взаимодействии мужчин и женщин в общественной и личной жизни.
Гендерное обучение и воспитание — это недостаточно используемый резерв личностно ориентированного школьного образования, потому что самая первая категория, в которой ребенок осмысливает свое личностное «Я» — это половая принадлежность. Почему сегодня следует думать о реализации гендерного подхода в воспитании? «Во-первых, потому, что мы имеет феминизацию системы воспитания в целом. Во-вторых, потому, что мы должны не преодолевать, а сдерживать, корректировать общий процесс феминизации мужчин и маскулинизации женщин. В-третьих, гендерный подход в социальном воспитании может стать некоторой компенсацией семейной феминизации. Перед педагогикой стоит сложная задача — становление педагогической теории и практики, способствующее переходу от «бесполой» педагогики к образованию, обращенному к внутреннему миру личности, мужской и женской индивидуальности, учитывающему их гендерные особенности в обучении и воспитании и содействующему самореализации детей обоего пола
Особенности мальчиков:
– мальчики занимают активную позицию;
– требуется постоянная смена заданий, они не любят повторения;
– им нужен высокий темп урока, они не терпят однообразия, жаждут нового;
– очень важен конечный результат их работы;
– у них менее развито произвольное внимание;
– они хотят соревноваться и на уроке, и вне его;
– легко усваивают новый материал, если им создать проблемную ситуацию;
– к алгоритму, правилу, закону мальчики должны прийти сами, через собственную работу мысли, через свои ответы;
– они чаще опираются на догадку, интуицию, шире видят проблему;
– готовы ответить на любой вопрос, редко говорят «не знаю»;
– по лицам мальчиков не видна работа мысли. Они не смотрят на учителя, не ждут его одобрения, как делают это девочки. Глядя на них, трудно бывает выяснить, поняли они материал или нет. Правильный ответ иногда неожидан для учителя;
– им трудно работать весь урок сидя, иногда они просят разрешения постоять, им нужно чаще устраивать физкультурные минутки;
– чистота и аккуратность – не для мальчиков, они даже не видят этой проблемы;
– мальчики дольше, чем девочки входят в работу;
– любят сложные задания, чем труднее задание, тем им интереснее;
– лучше придумывают сюжеты, но им трудно построить фразы;
– в познавательной деятельности мальчики идут от сложного к простому, а не наоборот, их решения часто носят нестандартный характер;
– мальчикам трудно высказать свою мысль словами, поэтому в ход идут руки;
– звонок на урок – это команда зайти в класс и не более. Звонок с урока для них – сигнал к отдыху. Перемена для мальчиков – святое дело;
– главное – собственное мнение. Их трудно заставить принять на веру то, что противоречит их мнению.
– дисциплина в классе ниже. Мальчикам хочется толкнуть, задеть одноклассника не для того, чтобы подраться, обидеть, а чтобы погоняться друг за другом. Они при столкновении должны дать сдачи – это важно для их самоуважения. Они быстрее мирятся;
– не приемлют авторитарного стиля обучения и воспитания. Им нравится «домашняя» обстановка, когда можно и пошутить, и обсудить что-то важное. Они чутко реагируют на ласку;
– не воспринимают общие замечания, замечание должно быть обращено к конкретному ребенку;
– обычно не жалуются; если мальчик плачет и к нему подходит учитель, то слезы не усиливаются, как это бывает у девочек;
– в классе мальчиков дольше происходит поиск лидера;
– мальчики более агрессивны, но всегда готовы помочь однокласснику или взрослому. Они никому не позволят обидеть своего учителя.
Особенности девочек:
– урок в классе девочек обычно идет по плану. Им нужно дать алгоритм, выстроить последовательную логическую цепочку;
– они легче выполняют типовые задания. Любой шаг в сторону дается им с трудом. Девочки лучше выполняют задания после совместного разбора;
– им легче дается фонетический разбор, разбор предложения;
– они не любят повышенного голоса, даже если учитель просто громко говорит;
– им труднее даются геометрия, география, история – то, где надо использовать пространственное представление. Они лучше запоминают цифры, формулы, легче ориентируются во времени;
– получив сложное задание, они обычно спросят: «А это обязательно?». Или скажут: «Я не поняла» – и будут ждать, чтобы кто-нибудь им объяснил материал. В сложных ситуациях они малоинициативны;
– если дать девочкам много нового материала, они просто отключатся;
– на любой нестандартный вопрос они отвечают: «Мы это не проходили»;
– не любят соревноваться. Им трудна работа в парах, так как каждая считает себя умнее, а в группах из 4 человек они работают хорошо;
– им нужно больше времени для обдумывания задания, необходимо дополнительное время для оформление работы;
– у девочек быстро происходит выбор лидера;
– если девочки поссорились, то долго дуются друг на друга, зато примирение превращается в праздник для всего класса. Если девочки не нравятся друг другу, то не могут даже сидеть рядом;
– девочки все видят и слышат: кто что сказал или сделал, как работал. Они следят за отметками друг друга. Они ревниво относятся к тому, что учитель кого-то выделил, похвалил;
– они стараются завладеть учителем, прикоснуться к нему. В классе девочек учитель получает больше любви, чем в любом ином классе;
– звонок на урок для девочек – сигнал к началу работы. Звонок с урока – сигнал к завершению работы, хотя работе они могут посвятить и часть перемены;
– в ответ на сложный вопрос большинство девочек сначала подумают, дадут высказаться «сильным» ученицам, утвердятся в правильности своего ответа и только тогда готовы ответить сами;
– мышление словесно – логическое;
– речь грамматически правильная;
– легко запоминают длинные тексты.
Особенности организации педагогического процесса
Для мальчиков:
- высокий темп подачи материала;
- широкий спектр разнообразной, нестандартно поданной информации;
- разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач;
- большое количество нестандартных, логических заданий;
- минимизированное количество повторений пройденного материала;
- работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;
- использование групповых форм работы с элементами соревновательности;
- дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции, чувства через логику;
- подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерностей, осмысление на уровне теории после практической работы с материалом;
- необходимость положительной, конструктивной оценки выполненной работы.
Для девочек:
- неспешный, размеренный темп урока, подачи нового материала;
- достаточное количество повторений для лучшего усвоения;
- дозирование объема и разнообразия новой информации;
- большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями;
- эмоциональная окрашенность нового материала, движение от эмоций к логическому осмыслению;
- подход к формулированию правил через речевые навыки;
- изучение правил и обучение применению их на практике;
- использование большого количества наглядного материала на уроке;
- обучение с опорой на зрительную память;
- эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы.
В рамках городского семинара завучей «Гендерное обучение» мною разработан и проведён фрагмент урока для классов кадет и мариинок
Тема урока: «Простые вещества: металлы и неметаллы»
Урок химии в 8А классе (класс кадет)
Цель: сформировать знания о классификации простых веществ: физических проявлениях, принципах, причинах классификации,
Задачи:
- Образовательные:
- обеспечить восприятие и осмысление понятий «простое вещество», «металлы и неметаллы»;
- обеспечить усвоения знаний о строении и свойствах веществ.
- Развивающие:
- формировать «химический» стиль мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы;
- способствовать развитию эрудиции и познавательного интереса;
- реализовать элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения материала;
- продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы.
- Воспитательные:
- активизировать интерес учащихся к изучаемому предмету;
- воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу;
- воспитание национального самосознания через эпизод мотивации.
Медиозадача: внедрение медиотехнологии в практику обучения через умение работать с различными источниками информации.
Оборудование: проектор, презентация, коллекции металлов (Cu, Al, Zn) и неметаллов (S, C, Br2 (только у учителя) О2), распечатки заданий. Карточки с планом описания веществ
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Вид урока: смешанный
Формы работы: групповая работа (по 4-5 человек)
ХОД УРОКА
Организационный момент
Сдача рапорта (Здравствуйте, господа кадеты.)
Приложение 1. Слайд 1
Учитель: прежде чем мы запишем тему нашего урока, я попрошу вас послушать сказку: … В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него был сын Иван-царевич – и красивый, и умный, и славный.
Пришло ему желание поглядеть на белый свет. Долго ездил, много видел добра, и худа, и всякой всячины. Наконец подъехал к палатам высоким, хорошим, каменным. Видит: на крылечке сидят три сестрицы-красавицы и между собой разговаривают.
Средняя и говорит: если бы на мне женился Иван-царевич, я бы выткала ему кафтан из серебра, из золота и сиял бы он, как жар-птица.
– Скажите, а разве можно выткать ткань из серебра и золота?
Это проблема нашего урока
Фронтальная беседа:
Мотивация
1) Что такое серебро и золото?
2) К какой группе простых веществ относят серебро и золото?
3) Какую другую группу простых веществ вы знаете?
Учитель: Как вы думаете, какая тема нашего урока? («Простые вещества: металлы и неметаллы»). (Слайд 2 тема урока и ученическая цель)
Сейчас вы будете работать по заданию: 1 и 2 группы работают над заполнением таблицы «Металлы», 3 и 4 группы над заполнением таблицы «Неметаллы». Для этого вам потребуется коллекция, которая у вас на столе, материалы параграфа 13,14 учебника О.С.Габриеляна
(У учителя на столе также бром и коллекция металлов)
Та группа, участники которой первыми запонят таблицу, уложившись по времени, получат оценку.
Работа над заполнением таблиц.
Вначале заслушиваем результаты заполнения таблицы металлы.
Пункты плана изучения физических свойств | Cu |
Al |
Zn |
1. Агрегатное состояние; |
|
|
|
2. Температура плавления и кипения; |
|
||
3. Твердость; |
|
|
|
4. Плотность; |
|
||
5. Электро- и теплопроводность; |
|
|
|
6. Ковкость, пластичность; |
|
|
|
7. Металлический блеск. |
|
|
|
Слайды: физические характеристики металлов
Заслушиваем заполнение таблицы неметаллы.
Пунктыпланаизучения физических свойств | S |
C |
Br2 |
О2 |
1. Агрегатное состояние; |
|
|
|
|
2. Твердость; |
|
|
|
|
3. Плотность; |
|
|
|
|
4. Электро- и теплопроводность; |
|
|
|
|
5. Ковкость, пластичность; |
|
|
|
|
6. Металлический блеск. |
|
|
|
|
Как вы решили проблему нашего урока: можно ли выткать ткань из серебра и золота?
С какой физической характеристикой металлов это связано?
Учитель: Слайд (начинает объяснять новый материал, обращаясь к периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева). Ребята, вам уже известно, что металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов (из 110 химических элементов только 22 неметаллы, а остальные являются металлами).
Учитель отмечает, что у металлов много общих свойств, а для неметаллов более характерно различие в свойствах, чем общность. Обращает внимание ребят на металлический блеск кристаллического йода, подчеркивая тем самым относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Вывод: формулируют самостоятельно. Слайд с таблицей
Рефлексия:
Домашнее задание: № 13, 14
Оценки за урок: Все кто выступал от групп и участники группы «5».
За дополнения – «4».
Всем спасибо. Урок окончен. Вольно.
Тема урока : «Простые вещества: металлы и неметаллы» 8Б класс (класс мариинок)
Цель: сформировать знания о классификации простых веществ: физических проявлениях, принципах, причинах классификации.
Задачи:
- Образовательные:
- обеспечить восприятие и осмысление понятий «простое вещество», «металлы и неметаллы»;
- обеспечить усвоения знаний о строении и свойствах веществ.
- Развивающие:
- формировать «химический» стиль мышления при обсуждении относительности деления элементов на металлы и неметаллы;
- способствовать развитию эрудиции и познавательного интереса;
- реализовать элементы опережающего обучения как базу для более легкого последующего усвоения материала
- продолжить развитие умений анализа, синтеза, умений обобщать и делать выводы;
- Воспитательные:
- активизировать интерес учащихся к изучаемому предмету;
- воспитывать чувство взаимопомощи и доброжелательного отношения друг к другу;
- воспитание национального самосознания через эпизод мотивации.
Медиозадача: внедрение медиотехнологии в практику обучения через умение работать с различными источниками информации;
Оборудование: проектор, презентация, коллекции металлов (Cu, Al, Zn) и неметаллов (S, C, Br2, О2), распечатки заданий. Карточки с планом описания веществ
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Вид урока: комбинированный
Формы работы: индивидуальная и групповая работа (по 2-3 человека)
ХОД УРОКА
Организационный момент (приветствие мариинок, рассаживание по группам)
Приложение 2. Слайд 1
Учитель: прежде чем мы запишем тему нашего урока, я попрошу вас послушать сказку: … В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. У него был сын Иван-царевич – и красивый, и умный, и славный.
Пришло ему желание поглядеть на белый свет. Долго ездил, много видел добра, и худа, и всякой всячины. Наконец подъехал к палатам высоким, хорошим, каменным. Видит: на крылечке сидят три сестрицы-красавицы и между собой разговаривают.
Средняя и говорит : если бы на мне женился Иван-царевич, я бы выткала ему кафтан из серебра, из золота и сиял бы он, как жар-птица.
– Скажите, кто из вас взялся бы выткать кафтан из серебра или золота?
Реально ли это?
Фронтальная беседа:
Мотивация
1) Что такое представляют собой серебро и золото?
2) Какие вещества называются простыми?
3) Как можно классифицировать простые вещества?
Учитель: Итак, тема нашего урока, как вы уже наверняка поняли, «Простые вещества: металлы и неметаллы». (Слайд 2 тема урока и ученическая цель)
Сейчас вы будете работать по заданию : возьмите таблицу «Металлы» и работая с коллекцией металлов, текстом параграфа 13, учебника О.С.Габриеляна заполним её.
У учителя на столе также коллекция Металлов
Совместное заполнение таблицы.
Пункты плана изучения физических свойств | Cu |
Al |
Zn |
1. Агрегатное состояние |
|
|
|
2. Температура плавления и кипения |
Стр. 71 |
Стр. 71 |
|
3. Твердость |
|
|
|
4. Плотность; |
Стр. 71 |
Стр. 71 |
|
5. Электро- и теплопроводность; |
|
|
|
6. Ковкость, пластичность; |
|
|
|
7. Металлический блеск. |
|
|
|
Слайды: физические характеристики металлов
Задание: С неметаллами работаем самостоятельно по группам. 3 минуты на составление таблицы. Заслушиваем заполнение таблицы.
Пункты плана изучения физических свойств | S |
C |
Br2 |
О2 |
1. Агрегатное состояние |
|
|
|
|
2. Твердость |
|
|
|
|
3. Плотность |
|
|
|
|
4. Электро- и теплопроводность |
|
|
|
|
5. Ковкость, пластичность |
|
|
|
|
6. Металлический блеск |
|
|
|
|
Учитель: Слайд (начинает объяснять новый материал, обращаясь к периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева). Сударыни, вам уже известно, что металлы расположены в начале периодов, а в конце периодов расположены неметаллы. Если провести диагональ от элемента бора (В, № 5) до элемента астата (Аt, № 85), то ниже диагонали все элементы являются металлами, четыре ряда больших периодов также состоят из металлов. Над диагональю расположены неметаллы. Как видно из таблицы, металлов в природе значительно больше, чем неметаллов (из 110 химических элементов только 22 неметаллы, а остальные являются металлами).
Учитель отмечает, что у металлов много общих свойств, а для неметаллов более характерно различие в свойствах, чем общность. Обращает внимание ребят на металлический блеск кристаллического йода, подчеркивая тем самым относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы.
Вывод: формулируют самостоятельно. Слайд с таблицей
Рефлексия:
1) Что вы считаете для себя главным на уроке?
2) Что было трудным?
Домашнее задание: § 13,14
Заключительное слово учителя. Оценка работы обучающихся на уроке
Все вы сегодня молодцы.
1) Если вы были внимательны и уверенны в себе что все изученные вопросы усвоили поставьте себе «5».
2) Если вы были внимательными, усвоили материал в целом, но на не все вопросы ответить можете поставьте «4».
3) Кто сомневается поставьте себе «3».
4 Поднимите руку, кто поставил «5» «4».