Цель: Формирование представления о грибах как живых организмах, знакомство с особенностями строения, жизнедеятельностью, многообразием грибов, значением в природе и жизни человека.
Задачи урока:
- Образовательные: сформировать знания об особенностях строения, питания, размножения грибов.
- Развивающие: выработать умение распознавать видовое разнообразие грибов, систематизировать их.
- Воспитательные: сформировать умения отличать съедобные и ядовитые грибы, определять значение грибов в природе и жизни человека.
По типу - урок открытия нового знания.
Оборудование:
- микроскопы, лабораторное оборудование, плодовые тела грибов, таблицы, фотографии грибов, инструкционные и определительные карты к лабораторной работе.
- мультимедийная презентация
- приложение 1
Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.
Структура урока.
Соответствие урока требованиям ФГОС:
1. Ориентация на новые образовательные результаты
2. Нацеленная деятельность на формирование УУД
Планируемые результаты:
Метапредметные и личностные результаты:
Познавательные УУД
- Научится использовать примы работы с информацией;
- Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
- Научится различать изученные объекты в природе, таблицах, рисунках;
- Преобразовывать информацию из одного вида в другой;
- Познакомится с новыми понятиями.
Коммуникативные УУД
- Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, паре.
Регулятивные УУД
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Этап урока | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты | Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ) |
1. Повторение пройденного
материала. Цель: Повторение материала изученного на прошлом уроке. |
1.Игра “Собираем грибы”.
Особенности строения и жизнедеятельности
бактерий. Слайд 1 |
Направляет и корректирует работу учащихся. | У доски выбирают грибы-вопросы, отвечают на вопросы, из полученных ответов - букв складывают тему урока. | Повторение материала прошлого урока, подведение к теме урока. | Оценка знаний (самооценка знаний, взаимооценка). |
2. Актуализация знаний. Цель: Формулирование темы и целей урока. |
1.Что нам известно о грибах? Слайд 2,3 |
Беседа с учащимися по теме урока. | Обобщение знаний о грибах, ставят цели и задачи урока. | Определение цели урока. | Формирование умения формулировать цель урока. |
3. Совместное открытие знаний. 1.Постановка проблемы. Цель: Изучение строения плодового тела шляпочного гриба. |
1.Кто собирал грибы? 2.Какое строение имеет гриб? Слайд 4 |
Беседа о строении плодового тела шляпочных грибов. Обобщение имеющихся знаний. Рассказ учителя. | В тетради наклеивают и подписывают
строение плодового тела гриба. Работа у доски (указание в таблице строения плодового тела шляпочного гриба). |
Изучить особенности строения шляпочных грибов. | Формирование умения обобщать имеющиеся знания. Знакомство с новыми понятиями. |
2.Постановка проблемы. Цель: Знакомство с симбиозом грибов и растений. |
В лес осиновый пойду - Подосиновик
найду, Собирать маслята мне, В ельнике иль сосняке. Под березой встречу я - Груздь, волнушку, валуя, Ну а белый гриб хорош, И вблизи дубов найдешь. 1.О чем говорится в стихотворении? 2.Почему некоторые грибы встречаются в определенных лесах? Слайд 5,6 |
Беседа о местах произрастания грибов. Рассказ учителя о способах питания грибов. Подведение к новому термину. | Приводят примеры произрастания грибов из жизненного опыта. Записывают понятие симбиоз. | Введение понятия симбиоз. Примеры симбиозов грибов и растений. | Сформировать умение анализировать,
и обобщать факты. Знакомство с новыми понятиями. |
3.Исследование Цель: Определение значения трубочек и пластиночек |
1.Что представляет шляпка гриба? 2.Для чего нужны пластиночки и трубочки. Слайд 7 |
Моделирует пластиночки на шляпке гриба. Подводит к выводу о значении трубочек и пластиночек. | Предполагают назначение трубочек и
пластиночек на шляпке гриба. Приводят примеры трубчатых и пластинчатых грибов. |
Классификация шляпочных грибов на трубчатые и пластинчатые. | Сформировать умение
классифицировать и обобщать факты. Научится различать изученные объекты в таблицах, рисунках |
4.Постановка проблемы. Цель: Изучение способов размножения грибов. |
Какое значение имеют трубочки и
пластиночки. Слайд 8 |
Беседа о возможной роли пластиночек
и трубочек на шляпке гриба. Демонстрирует отпечаток шляпки на бумаге. |
Выдвигают предположения о значении трубочек и пластиночек. Делают вывод. | Введение понятия спора. Определение способа размножения грибов. |
Сформировать умение обобщать факты
и явления. Знакомство с новыми понятиями. |
5.Игра. Цель: Обобщить и закрепить знания. |
Съедобные и ядовитые грибы. | Предлагает учащимся в игровой форме провести физкультминутку. | Делятся на две группы. Определяют съедобные и ядовитые грибы. | Обобщение знаний о съедобных и ядовитых грибах. | Сформировать умение сравнивать, классифицировать. |
6.Выполнение лабораторной работы. Цель: Знакомство с особенностями строения и разнообразием плесневых грибов и дрожжей. | Все ли грибы имеют одинаковое
строение? Слайд 9,10 |
Ставит задачу. Используя инструкционные и определительные карты выполнить лабораторную работу. | Делятся на группы. Проводят исследование, определение плесневых грибов, значение в природе и жизни человека. | Изучение разнообразие грибов, знакомство с плесневыми грибами и дрожжами. | Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. |
7.Постановка проблемы. Цель: Выяснить наличие в природе грибов паразитов. |
А встречаются в природе грибы
паразиты? Слайд 11 |
Демонстрирует плодовое тело грибов-трутовиков. Рассказывает о грибах паразитах их значении. | По рисункам определяют названия грибов паразитов. | Расширение знаний о паразитизме в природе. | Сформировать умение анализировать, обобщать факты и явления. |
8.Постановка проблемы. Цель: обобщить полученные знания о разнообразии грибов. |
Заполнение кластера грибы. Слайд 12,13 |
Ставит задачу, используя полученные знания о грибах заполнить кластер. | Работают в паре. Используя учебник, таблицы, иллюстрации. Заполняют кластер. | Обобщение знаний о разнообразии грибов их строении. | Научится использовать примы работы
с информацией; Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты. Преобразовывать информацию из одного вида в другой Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе паре. |
9.Работа с учебником. Цель: Закрепить знания о значении грибов. |
Какое значение в природе и жизни
человека имеют грибы? Слайд 14 |
Ставит задачу выяснить значение грибов в природе и жизни человека. | Работаю с учебников стр. 67. | Определение значения грибов в природе и жизни человека. | Научится использовать примы работы
с информацией; Сформировать умение анализировать, обобщать факты и явления. |
4. Рефлексия. Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
Заполнение кроссворда по теме. Слайды 15-24 |
Читает вопросы кроссворда по теме грибы. | Отвечают на вопросы, заполняют графы кроссворда. | Повторение полученных знаний. Определение темы следующего урока. | Преобразовывать информацию из
одного вида в другой. Самооценка полученных знаний. |
5. Домашнее задание. | Слайд 25 | Проговаривает Д/з. | Записывают задание. |