Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс

Разделы: Биология

Класс: 5


Цель: Формирование представления о грибах как живых организмах, знакомство с особенностями строения, жизнедеятельностью, многообразием грибов, значением в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  • Образовательные: сформировать знания об особенностях строения, питания, размножения грибов.
  • Развивающие: выработать умение распознавать видовое разнообразие грибов, систематизировать их.
  • Воспитательные: сформировать умения отличать съедобные и ядовитые грибы, определять значение грибов в природе и жизни человека.

По типу - урок открытия нового знания.

Оборудование:

Формы организации учебной работы: индивидуальная, парная, групповая.

Структура урока.

Соответствие урока требованиям ФГОС:

1. Ориентация на новые образовательные результаты

2. Нацеленная деятельность на формирование УУД

Планируемые результаты:

Метапредметные и личностные результаты:

Познавательные УУД

  • Научится использовать примы работы с информацией;
  • Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
  • Научится различать изученные объекты в природе, таблицах, рисунках;
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой;
  • Познакомится с новыми понятиями.

Коммуникативные УУД

  • Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе, паре.

Регулятивные УУД

  • Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Этап урока Содержание Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)
1. Повторение пройденного материала.

Цель: Повторение материала изученного на прошлом уроке.

1.Игра “Собираем грибы”. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

Слайд 1

Направляет и корректирует работу учащихся. У доски выбирают грибы-вопросы, отвечают на вопросы, из полученных ответов - букв складывают тему урока. Повторение материала прошлого урока, подведение к теме урока. Оценка знаний (самооценка знаний, взаимооценка).
2. Актуализация знаний.

Цель: Формулирование темы и целей урока.

1.Что нам известно о грибах?

Слайд 2,3

Беседа с учащимися по теме урока. Обобщение знаний о грибах, ставят цели и задачи урока. Определение цели урока. Формирование умения формулировать цель урока.
3. Совместное открытие знаний.

1.Постановка проблемы.

Цель: Изучение строения плодового тела шляпочного гриба.

1.Кто собирал грибы?

2.Какое строение имеет гриб?

Слайд 4

Беседа о строении плодового тела шляпочных грибов. Обобщение имеющихся знаний. Рассказ учителя. В тетради наклеивают и подписывают строение плодового тела гриба.

Работа у доски (указание в таблице строения плодового тела шляпочного гриба).

Изучить особенности строения шляпочных грибов. Формирование умения

обобщать имеющиеся знания.

Знакомство с новыми понятиями.

2.Постановка проблемы.

Цель:

Знакомство с симбиозом грибов и растений.

В лес осиновый пойду - Подосиновик найду,

Собирать маслята мне,

В ельнике иль сосняке.

Под березой встречу я - Груздь, волнушку, валуя,

Ну а белый гриб хорош,

И вблизи дубов найдешь.

1.О чем говорится в стихотворении?

2.Почему некоторые грибы встречаются в определенных лесах?

Слайд 5,6

Беседа о местах произрастания грибов. Рассказ учителя о способах питания грибов. Подведение к новому термину. Приводят примеры произрастания грибов из жизненного опыта. Записывают понятие симбиоз. Введение понятия симбиоз. Примеры симбиозов грибов и растений. Сформировать умение анализировать, и обобщать факты.

Знакомство с новыми понятиями.

3.Исследование

Цель:

Определение значения трубочек и пластиночек

1.Что представляет шляпка гриба?

2.Для чего нужны пластиночки и трубочки.

Слайд 7

Моделирует пластиночки на шляпке гриба. Подводит к выводу о значении трубочек и пластиночек. Предполагают назначение трубочек и пластиночек на шляпке гриба.

Приводят примеры трубчатых и пластинчатых грибов.

Классификация шляпочных грибов на трубчатые и пластинчатые. Сформировать умение классифицировать и обобщать факты.

Научится различать изученные объекты в таблицах, рисунках

4.Постановка проблемы.

Цель: Изучение способов размножения грибов.

Какое значение имеют трубочки и пластиночки.

Слайд 8

Беседа о возможной роли пластиночек и трубочек на шляпке гриба.

Демонстрирует отпечаток шляпки на бумаге.

Выдвигают предположения о значении трубочек и пластиночек. Делают вывод. Введение понятия спора.

Определение способа размножения грибов.

Сформировать умение обобщать факты и явления.

Знакомство с новыми понятиями.

5.Игра.

Цель: Обобщить и закрепить знания.

Съедобные и ядовитые грибы. Предлагает учащимся в игровой форме провести физкультминутку. Делятся на две группы. Определяют съедобные и ядовитые грибы. Обобщение знаний о съедобных и ядовитых грибах. Сформировать умение сравнивать, классифицировать.
6.Выполнение лабораторной работы. Цель: Знакомство с особенностями строения и разнообразием плесневых грибов и дрожжей. Все ли грибы имеют одинаковое строение?

Слайд 9,10

Ставит задачу. Используя инструкционные и определительные карты выполнить лабораторную работу. Делятся на группы. Проводят исследование, определение плесневых грибов, значение в природе и жизни человека. Изучение разнообразие грибов, знакомство с плесневыми грибами и дрожжами. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
7.Постановка проблемы.

Цель: Выяснить наличие в природе грибов паразитов.

А встречаются в природе грибы паразиты?

Слайд 11

Демонстрирует плодовое тело грибов-трутовиков. Рассказывает о грибах паразитах их значении. По рисункам определяют названия грибов паразитов. Расширение знаний о паразитизме в природе. Сформировать умение анализировать, обобщать факты и явления.
8.Постановка проблемы.

Цель: обобщить полученные знания о разнообразии грибов.

Заполнение кластера грибы.

Слайд 12,13

Ставит задачу, используя полученные знания о грибах заполнить кластер. Работают в паре. Используя учебник, таблицы, иллюстрации. Заполняют кластер. Обобщение знаний о разнообразии грибов их строении. Научится использовать примы работы с информацией;

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты.

Преобразовывать информацию из одного вида в другой Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе паре.

9.Работа с учебником.

Цель: Закрепить знания о значении грибов.

Какое значение в природе и жизни человека имеют грибы?

Слайд 14

Ставит задачу выяснить значение грибов в природе и жизни человека. Работаю с учебников стр. 67. Определение значения грибов в природе и жизни человека. Научится использовать примы работы с информацией;

Сформировать умение анализировать, обобщать факты и явления.

4. Рефлексия.

Цель.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Заполнение кроссворда по теме.

Слайды 15-24

Читает вопросы кроссворда по теме грибы. Отвечают на вопросы, заполняют графы кроссворда. Повторение полученных знаний. Определение темы следующего урока. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Самооценка полученных знаний.

5. Домашнее задание. Слайд 25 Проговаривает Д/з. Записывают задание.