Урок "Знакомство с буквой С,с". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: технологическая карта, обучение грамоте, 1 класс, буква С


Тема и номер урока в теме: Основной период обучения грамоте, в календарно-тематическом планировании урок № 44

Базовый учебник:  Букварь. 1 класс. Учебник для учащихся образовательных учреждений. В 2-х частях. Ч. 1 / Л.Е Журова, А.О.Евдокимова – М.: Вентана-Граф, 2011

Цель урока: формирование коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.

Задачи:

  • Обучающие: формирование представлений о букве С,с, совершенствование каллиграфических и читательских умений;
  • Развивающие: развитие логических операций, фонематического слуха; развитие умения мыслить и грамотно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме;
  • Воспитательные: воспитание культуры общения (умения слушать и слышать других).

Планируемые результаты образования:

  • Предметные: знают букву С,с; умеют выполнять звуковой анализ слов, характеризовать согласные звуки по звонкости-глухости.
  • Метапредметные  (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
    • Познавательные: общеучебные – осмысление прочитанного произведения; логические – разгадывание «зашифрованных» слов.
    • Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций партнера в общении и взаимодействии.
    • Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителями, сверстниками).
    • Личностные: высказывают свое мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением, уважают мнение других.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: парная, групповая, дифференцированная

Необходимое техническое оборудование: компьютер с доступом в сеть интернет, мультимедийный проектор.

ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР (с гиперссылкой на ресурс)

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

I.

Организационный момент

 

Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть.
Если у вас хорошее настроение, то похлопайте в ладоши.
Пожмите руку своему соседу по парте, если  вы доброжелательны и готовы помочь товарищам.
А теперь помашите рукой те,  кто хочет поскорее начать урок и узнать что-то новое.
Улыбнитесь друг другу, кто сегодня будет старательным и внимательным!
Повернитесь, ребята, к гостям и  поприветствуйте их.
Доброе утро солнцу и птицам, доброе утро улыбчивым лицам, доброе утро всем, кто сейчас пришли на урок грамоты в наш класс!

Улыбаются друг другу, хлопают в ладоши, пожимают руки друг другу, в знак приветствия машут руками, поворачиваются к гостям, приветствуют их.

1 мин.

II.

Актуализация знаний

 

Повторение изученного материала
Давайте вспомним, какие буквы мы уже знаем.
На какие две группы делятся все буквы?
Почему они так называются?

Произносят изученные буквы и звуки  по ленте букв.

Объясняют, какие звуки называются гласными, а какие согласными.

1 мин.

2.1.

Мотивация обучающихся

Презентация к уроку Слайды 1, 2

Сегодня к нам на урок пришла мудрая тетушка Сова.
Она нам предлагает сыграть в игру, которая называется  «Пазлы»
Что такое «пазлы»?
Цель игры:  Собрать слово.
Правила игры:
–Я предлагаю Вам задания, если вы его выполняете правильно – получаете кусочек пазла,  с помощью которого соберёте слово. Собираете слово – выигрываете в игре.
Согласны?

 

 

Объясняют, что это головоломка-мозаика,  из которой собирается картинка

 

Настраиваются на игру.

 

1 мин.

2.2.

Наблюдение

ЭОР Согласные звуки [с] и [с']. Строчная буква "с"

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a37f0-0a01-0180-0191-275b636f96ea/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BMA_126%5D.swf

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание № 1 “Доскажи словечко”. Демонстрация ЭОР
Целый день он спать не прочь, 
Но едва наступит ночь,
Запоёт его смычок,
Музыканта звать... (сверчок).
То погаснет, то зажжётся
Ночью в роще огонёк.
Угадай, как он зовётся?
Золотистый...(светлячок)
Ходит длинный, пасть с клыками,
Ноги кажутся столбами,
Как гора, огромный он.
Ты узнал, кто это? ... (слон)
– Посоветуйтесь в паре и ответьте на вопрос:
– Что общего в словах отгадках?
Демонстрация ЭОР
– Как Вы думаете, какая тема.
Какова тема нашего сегодняшнего урока?
– Молодцы . Тетушка Сова дарит нам 1 пазл.

 

 

Договаривают последнее слово в стихотворении.

 

 

 

 

 
Все слова начинаются со звука [с].
Запоминают хар-ку звука [с], [с’].
Тема урока «Звуки [с], [с], буква С,с».

4 мин.

2.3.

Постановка цели и задач урока

 

– Как вы думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?
–Какие знания нам понадобятся? Почему?

Обозначают цель урока: изучить новую букву;
и задачи урока:
познакомиться с буквой, научиться читать слоги, слова с новой буквой и предложения и тексты.

2 мин.

III.

3.1.

«Открытие» нового знания
Звуковой анализ слов «гуси», «сумка»

Слайд 3

 

 ЭОР. Согласные звуки [с] и [с']. Строчная буква "с"
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7a9a37fa-0a01-0180-01b8-1d4f43cbff80/%5BNS-RUS_1-15%5D_%5BIM_127%5D.swf

– Откройте учебник на стр.91
Рассмотрите схемы, расположенные справа от рисунков.
Задание № 2
Какое задание нужно выполнить?
Какие слова спрятались в схемах?
– Разделите слова «гуси», «сумка» на слоги.
– Определите, какой слог ударный.
– Сравните обозначенные стрелочкой звуки.
Демонстрация ЭОР

Слайд  3
Рассматривают стр. учебника, определяют задание.
Называют слова, выполняют звуковой анализ слов «сумка», «гуси»
Определяют ударный слог: в словах «гуси», «сумка» два слога, первый слог ударный.
Сравнивают указанные стрелочкой звуки, называют их [с], [с`]; называют букву.
Запоминают характеристику звуков [с], [с’].

2 мин.

IV.

Физкультминутка под музыку.

Слайд 4

– Сейчас мы сделаем зарядку для язычка.
Чистоговорка.
Какой звук чаще других повторялся в этих чистоговорках?

Читают чистоговорку, поют ее под музыку.

Имитируют движения животных.

2 мин

3.2.

«Открытие» нового знания (продолжение работы)
Знакомство с буквой С,с

Слайд 5

Задание № 3
– Какой буквой можно обозначить эти звуки?
– На что похожа буква С,с.
– За правильные ответы вы получаете пазл от тетушки Совы.

Подготовленный ученик читает стихотворение.
Выдвигают свои предположения.

1 мин.

3.3.

Игра «Запомни как можно больше слов»

Слайд 6

Задание № 4
– Мудрая Сова приготовила вам сюрприз– фильм.
– Внимательно его смотрите, слушайте  и постарайтесь запомнить как можно больше слов со звуками [c] и [c`].
– Молодцы. Молодцы. Вот еще пазл!

 

 

Перечисляют запомнившиеся слова из фильма.

2 мин.

3.4.

Дифференцированная работа

Слайд 7

Задание № 5
– Откройте рабочую тетрадь на стр. 40.  Какую букву мы сегодня изучаем?
– Выберите себе задание.
1) Посмотри на рисунок. В мозаике  спрятались  печатные и письменные буквы  С.
– Раскрась рисунок
2) Сообрази. Найди букву, которой отличаются слова левого и правого столбиков.
– Молодцы. За правильную работу – еще пазл!

Слайд 7
Выполняют задания в Рабочей тетради.
Находят элементы буквы С, советуются в паре, один из пары отвечает, обводят элементы по серым линиям.
Раскрашивают слона.
Читающие дети находят буквы, которыми различаются пары слов.

4 мин.

IV.

Физкультминутка.

 

Выполняют задания под музыку

2 мин

V.

5.1.

 

 

 

 

 5.2.

Первичное закрепление

Чтение слогов, слов.

 

 

 

 

 

Работа со словарем

Слайды 8, 9

Задание № 6
– Прочитайте все слоги на 91 стр. букваря.
– Дополните их до слова.
– Прочитайте вслух самое короткое слово.
– Что это означает? (обращаемся к словарю)
– Прочитайте самое длинное слово.
– Как назвали усы? (ласково)
– Вы обратили внимание, что у этих слов есть одинаковая часть. Это корень слова. Общая часть слов родственников называется корнем. А слова с одинаковым корнем однокоренными. Мы постепенно с Вами запомним это название.
– Прочитайте слова на странице 92 вверху.
– Какая общая часть у этих слов?
– Молодцы. Сова дарит вам еще один пазл. Какое слово получается?


Читают слоги, договаривают слог до слова

Читают слово «ус»

Читают сначала про себя, затем вслух столбики слов, находят общую часть в этих словах.

Отвечают про источники информации, где можно уточнить значение слова.
Объясняют лексическое значения известных слов.
Получают пропедевтические знания об однокоренных словах.
     

Дети называют недостающую букву в слове «молодцы»

5 мин

VI.

Применение полученных знаний и навыков для приобретения новых.

Слайд 10.

Задание № 7 Групповая работа.
Чтобы получить последнюю букву, прочитайте текст на 92 странице букваря.
– Какая была погода в лесу? Что делала злая лиса?
– Что сказала сорока? Что сделал зайчик?
– Молодцы. Получите последний пазл.
– Ребята, на партах у вас есть пазлы, давайте посмотрим, какое слово у вас получится?
М О Л О Д Ц Ы!

 

Работают в группах.

Читают друг другу текст на странице 92.
Отвечают на вопросы учителя.

Слайд 10

Работают в парах, собирают слово «МОЛОДЦЫ»!

5 мин.

IX.

Итог урока (рефлексия)

 

– С какими звуками мы с Вами познакомились?
С какой буквой?
Какие задачи мы перед собой ставили. Оцените свою работу на уроке по следующему плану:

  • Сегодня я узнал…
  • У меня получилось…
  • Было трудно…
  • Меня удивило …
  • Было интересно…
  • Теперь я умею…

– Спасибо за урок!

Самооценка.
Отвечают на вопросы учителя, продолжают предложения.
Слушают своих товарищей.

3 мин

Использованная литература и инернет-источники:

  1. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению). 1 класс: система уроков по учебнику Л.Е.Журовой, А.О.Евдокимовой «Букварь» /авт.-сост.  И.Г. Смирнова.  – Волгоград: Учитель, 2012
  2. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/Под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2004
  3. Кузнецова М.И. Я учусь писать и читать. Рабочая тетрадь для 1 клааса четырехлетней начальной школы/под ред. Л.Е.Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2002
  4. https://urok.1sept.ru/articles/635692/ идея урока

Приложения