Тип урока: обобщение полученных знаний, углубление имеющейся информации о белках
Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о белках
Задачи урока:
- Образовательные: расширение знаний о белках – биологических полимерах, изучение состава и свойств белков, классификация белков по функциям в организме
- Воспитательные: формирование адекватной самостоятельности учащихся, воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к естественным наукам
- Развивающие: формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной, личностной, развитие умений и навыков самостоятельного учебного труда с информационными источниками, развитие умений анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, выступать перед аудиторией
Методы обучения: словесно-объяснительный, устный опрос, проблемные вопросы, практическая работа
Средства обучения: медиапроектор, презентации, образцы белка (яйцо или мясо), химические стаканы, реактивы: CuSO4, NaOH, HNO3, C2H5OH, Н2О, (CH3COO)2Pb, спиртовка, спички, зажим для пробирок
Формы организации: фронтальная, индивидуальная.
Межпредметные связи: биология, медицина.
Ожидаемые результаты: учащиеся должны уметь отличать структуры белка, знать их биологическое значение, основные химические свойства, значение и применение белков в жизни человека
План урока
1. Организация начала урока
Подготовка учащихся к работе
2. Актуализация ЗУН
Повторение – мозговой штурм (устный опрос, тестирование)
- Белки, определение
- Уравнения поликонденсации
- Белки в природе
- Структуры белков
- Функции белков
- Белки в организмах животных и растений
3. Мотивация учебной деятельности
Вступительная беседа – Знаете ли вы, что …
Постановка целей урока и сообщение темы урока
4. Объяснение нового материала
Химические свойства белков
Качественные реакции на белки (опыты)
5. Закрепление
Химия белка – белки в жизни человека (сообщения учащихся)
6. Подведение итогов урока
Тест по теме «Белки»
Оценивание работы на уроке
Рефлексия
7. Домашнее задание
§ 27 упр 10
ХОД УРОКА
1. Организация начала урока
2. Актуализация знаний, умений и навыков
Вопросы
- Дать определение, что такое белки, охарактеризовать строение
- Написать уравнение поликонденсации(по выбору из различных аминокислот)-приложение
- Охарактеризовать роль белков в природе
- Дать характеристику структурам белков
- Каковы функции белков
- Какова роль белков в организмах животных и растений
3. Мотивация учебной деятельности
«Жизнь – это переплетение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами» (Ф.Энгельс)
Органические соединения составляют в среднем 20-30% массы клетки живого организма. К ним относятся биологические полимеры – углеводы, нуклеиновые кислоты, белки, а также жиры и ряд небольших молекул – гормоны, пигменты, аминокислоты, простые сахара и т.д.
Часть из этих веществ вы уже изучили, с другими еще предстоит познакомиться. На этом уроке мы повторим и систематизируем уже изученный вами в начале года на уроках биологии материал о строении и функциях молекул белка, познакомимся с качественными реакциями на белки.
Знаете ли вы, что…(сообщение учителя)
4. Объяснение нового материала (презентация «Белки»)
Среди органических веществ клетки белки занимают первое место как по количеству, так и по значению.
Белки – это непериодические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты.
В организме человека встречается 5 млн типов белковых молекул, отличающихся не только друг от друга, но и от белков других организмов. Такое разнообразие обеспечивается сочетанием всего лишь 20 разных аминокислот, составляющих несколько сотен, а иногда и тысяч комбинаций. Порядок их чередования может быть самым разнообразным; благодаря этому возможно существование огромного числа молекул белка, отличающихся друг от друга. Например, из 20 остатков аминокислот теоретически можно составить около 2 • 1018 вариантов белковых молекул, различающихся порядком чередования аминокислот, а значит, и формой, и свойствами.
Качественные реакции на белки (выполнение опытов с занесенением результатов в таблицу)
Биуретовая реакция
При действии на белки раствора солей меди (II) в щелочной среде возникает сиреневое или фиолетовое окрашивание. К равным объемам раствора белка (можно использовать мясной бульон) и гидроксида натрия учитель добавляет несколько капель раствора сульфата меди (II). Голубая окраска раствора соли меди изменяется на фиолетовую (или несколько иную в зависимости от природы белка) за счет образования комплексных соединений.
Ксантопротеиновая реакция
При действии на белки концентрированной азотной кислоты образуется желтая окраска, связанная с нитрованием ароматических колец в соответствующих аминокислотах. Если биуретовая реакция универсальна на все белки, то ксантопротеиновую дают только те полипептиды, которые содержат остатки фенилаланина, триптофана, тирозина. Таких аминокислот много в белках мышечных тканей (миозин), но почти нет в соединительных (желатин). Если на скорлупу вареного вкрутую яйца нанести несколько капель концентрированной азотной кислоты, происходит бурное вспенивание. Скорлупа состоит главным образом из карбоната кальция. Разрушая скорлупу, кислота проходит до белка. В месте попадания азотной кислоты осталось желтое пятно. Его окраска усилится и перейдет в оранжевую, если вырезанный фрагмент белка с пятном опустить в раствор щелочи или аммиака (нитроарен переходит в ацинитроформу).
Качественное определение серы в белках
При горении белки издают характерный запах «жженого рога». В этом легко убедиться, если поджечь шерстяную нитку или пучок волос. В значительной степени этот запах определяется содержанием в белках атома серы (цистеин, метионин, цистин).
Наличие в белках этого элемента доказывают следующим образом. К раствору белка добавляют равный объем щелочи, нагревают до кипения и добавляют несколько капель раствора ацетата свинца. Выпадение черного осадка свидетельствует о присутствии в полученном растворе сульфид-аниона: (CH3COO)2Pb + S2– → PbS↓ + 2СН3СОО–
5. Закрепление
Белки – обязательная составная часть всех живых клеток – играют исключительно важную роль в живой природе, являясь наиболее ценным и незаменимым продуктом питания. Они–основа структурных элементов и тканей, поддерживают обмен веществ и энергии, участвуют в процессе роста и размножения, обеспечивают механизм движения, развития иммунных реакций, необходимых для функционирования всех органов и систем организма. Из них строится все наше тело. Каждый белок определяет какое-то свойство организма: цвет глаз, волос, строение внутренних органов и т. д.
«… Где есть белок, там есть жизнь…» (Ф. Энгельс)
Жизнь и белки неразрывно связаны. Человеку всегда хотелось чуда. Одним из чудес является возникновение жизни, превращение неживой материи в живой организм. Химия белка – это особая область, которая никогда не была только химической, а всегда соединяла в себе идеи и методы биологии, медицины, физики и химии.
Белки в нашей жизни (сообщения учащихся с демонстрацией презентаций)
6. Подведение итогов урока
Оценивание работы учащихся, рефлексия
Был ли урок познавательным и интересным?
Достаточно ли материала для усвоения данной темы?
7. Домашнее задание: § 27, упр 10