Белки

Разделы: Химия


Тип урока: обобщение полученных знаний, углубление имеющейся информации о белках

Цель урока: обеспечить усвоение учащимися знаний о белках

Задачи урока:

  • Образовательные: расширение знаний о белках – биологических полимерах, изучение  состава и свойств белков, классификация  белков по функциям в организме
  • Воспитательные: формирование адекватной самостоятельности учащихся, воспитание потребности в знаниях, повышения познавательных интересов, привитие интереса к естественным наукам
  • Развивающие: формирование основных учебных компетенций: учебной, коммуникативной,  личностной, развитие умений и навыков самостоятельного учебного труда с информационными источниками, развитие умений анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, выступать перед аудиторией

Методы обучения: словесно-объяснительный, устный опрос, проблемные вопросы, практическая работа

Средства обучения: медиапроектор, презентации, образцы белка (яйцо или мясо), химические стаканы, реактивы: CuSO4, NaOH,  HNO3, C2H5OH, Н2О, (CH3COO)2Pb, спиртовка, спички, зажим для пробирок

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Межпредметные  связи: биология, медицина.

Ожидаемые результаты:  учащиеся должны уметь отличать структуры белка, знать их биологическое значение, основные химические свойства, значение и применение белков в жизни человека

План урока

1. Организация начала урока    

Подготовка учащихся к работе

2. Актуализация ЗУН

Повторение – мозговой штурм (устный опрос, тестирование)

  1. Белки, определение
  2. Уравнения поликонденсации
  3. Белки в природе
  4. Структуры белков
  5. Функции белков
  6. Белки в организмах животных и растений

 3. Мотивация учебной деятельности

Вступительная беседа – Знаете ли вы, что …
Постановка целей урока и сообщение темы урока

4. Объяснение нового материала

Химические свойства белков
Качественные реакции на белки (опыты)
   
5. Закрепление

Химия белка – белки в жизни человека (сообщения учащихся)

6. Подведение итогов урока

Тест по теме «Белки»
Оценивание работы на уроке
Рефлексия

7. Домашнее задание

§ 27 упр 10

ХОД УРОКА

1. Организация начала урока

2. Актуализация знаний, умений и навыков

Вопросы

  • Дать определение, что такое белки, охарактеризовать строение
  • Написать уравнение поликонденсации(по выбору из различных аминокислот)-приложение
  • Охарактеризовать роль белков в природе
  • Дать характеристику структурам белков
  • Каковы функции белков
  • Какова роль белков в организмах животных и растений

3. Мотивация учебной деятельности

«Жизнь – это переплетение сложнейших химических процессов взаимодействия белков между собой и другими веществами» (Ф.Энгельс)

Органические соединения  составляют  в среднем 20-30% массы клетки живого организма. К ним относятся биологические полимеры – углеводы, нуклеиновые кислоты, белки, а также жиры и ряд небольших молекул – гормоны, пигменты, аминокислоты, простые сахара и т.д.
Часть из этих веществ вы уже изучили, с другими еще предстоит познакомиться. На этом уроке мы повторим и систематизируем уже изученный вами в начале года на уроках биологии материал о строении и функциях молекул белка, познакомимся с качественными реакциями на белки.

Знаете ли вы, что…(сообщение учителя)

4. Объяснение нового материала (презентация «Белки»)

Среди органических веществ  клетки белки занимают первое место как по количеству, так и по значению.

Белки – это  непериодические полимеры, мономерами которых являются аминокислоты.

В организме человека встречается 5 млн типов белковых молекул, отличающихся не только друг от друга, но и от белков других организмов. Такое разнообразие обеспечивается сочетанием всего лишь 20 разных аминокислот, составляющих несколько сотен, а иногда и тысяч комбинаций. Порядок их чередования может быть самым разнообразным; благодаря этому возможно существование огромного числа молекул белка, отличающихся друг от друга. Напри­мер, из 20 остатков аминокислот теоретически можно составить около 2 • 1018 вариантов белковых молекул, различающихся порядком чере­дования аминокислот, а значит, и формой, и свойствами.
           
Качественные реакции на белки (выполнение опытов с занесенением результатов в таблицу)

Биуретовая реакция

При действии на белки раствора со­лей меди (II) в щелочной среде возникает сиреневое или фи­олетовое окрашивание. К равным объемам раствора белка (можно использовать мясной бульон) и гидроксида натрия учитель добавляет несколько капель раствора сульфата ме­ди (II). Голубая окраска раствора соли меди изменяется на фи­олетовую (или несколько иную в зависимости от природы бел­ка) за счет образования комплексных соединений.

Ксантопротеиновая реакция

При действии на белки кон­центрированной азотной кислоты образуется желтая окраска, связанная с нитрованием ароматических колец в соответст­вующих аминокислотах. Если биуретовая реакция универ­сальна на все белки, то ксантопротеиновую дают только те полипептиды, которые содержат остатки фенилаланина, триптофана, тирозина. Таких аминокислот много в белках мышечных тканей (миозин), но почти нет в соединительных (желатин). Если на скорлупу вареного вкрутую яйца нанести несколько капель концентрированной азотной кислоты, про­исходит бурное вспенивание. Скорлупа состоит главным обра­зом из карбоната кальция. Разрушая скорлупу, кислота про­ходит до белка. В месте попадания азотной кислоты осталось желтое пятно. Его окраска усилится и пе­рейдет в оранжевую, если вырезанный фрагмент белка с пят­ном опустить в раствор щелочи или аммиака (нитроарен пере­ходит в ацинитроформу).

Качественное определение серы в белках

При горении белки издают характерный запах «жженого рога». В этом легко убедиться, если под­жечь шерстяную нитку или пучок волос. В значительной сте­пени этот запах определяется содержанием в белках атома серы (цистеин, метионин, цистин).
 Наличие в белках этого эле­мента доказывают следующим образом. К раствору белка добавляют равный объем щелочи, нагревают до кипения и до­бавляют несколько капель раствора ацетата свинца. Выпаде­ние черного осадка свидетельствует о присутствии в получен­ном растворе сульфид-аниона: (CH3COO)2Pb + S2 → PbS↓ + 2СН3СОО

5. Закрепление

 Белки – обязательная составная часть всех живых клеток – играют исключительно важную роль в живой природе, являясь наиболее ценным и незаменимым продуктом питания. Они–основа структурных элементов и тканей, поддерживают обмен веществ и энергии, участвуют в процессе роста и размножения, обеспечивают механизм движения, развития иммунных реакций,  необходимых для функционирования всех органов и систем организма.  Из них строится все наше тело. Каждый белок определяет какое-то свойство организма: цвет глаз, волос, строение внутренних органов и т. д. 

«… Где есть белок, там есть жизнь…» (Ф. Энгельс)

Жизнь и белки неразрывно связаны. Человеку всегда хотелось чуда. Одним из чудес является возникновение жизни, превращение неживой материи в живой организм. Химия белка – это особая область, которая никогда не была только химической, а всегда соединяла в себе идеи и методы биологии, медицины, физики и химии.
 
Белки в нашей жизни (сообщения учащихся с демонстрацией презентаций)

6. Подведение итогов урока

Тест по теме «Белки»

Оценивание работы учащихся, рефлексия
Был ли урок познавательным и интересным?
Достаточно ли материала для усвоения данной темы?

7. Домашнее задание: § 27,  упр 10