Урок географии "Внутреннее строение Земли". 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5

Ключевые слова: Земля, внутреннее строение


Обучающиеся

  • получат представление о том, как устроена наша планета;
  • разработают алгоритм действий для изучения темы литосферы.

Планируемые результаты:

Личностные:
– ученик научится ответственному отношению к учению, готовности к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– получит возможность формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Метапредметные:
Познавательные УУД, ученик научится
– давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты;
– работать с текстом и нетекстовыми компонентами (выделять ключевые слова – земная кора, ядро, мантия, литосфера, слой осадочных горных пород, базальтовый слой, гранитный слой, перевод текста в таблицу);
– моделировать (создавать модель внутреннего строения Земли);
Регулятивные УУД, ученик научится:
– ставить учебную задачу под руководством учителя;
– планировать свою деятельность под руководством учителя;
– оценивать свою деятельность, проводить самооценку и взаимооценку.
Коммуникативные  УУД,  ученик научится:
–  сотрудничать в паре со сверстниками и учителем в процессе образовательной деятельности.
Предметные,  ученик научится:
– формулировать и объяснять определения понятий «земная кора», «слой осадочных пород»,
«гранитный слой», «базальтовый слой», «мантия», «ядро»,  «литосфера»;
– объяснять внутреннее устройство планеты; сравнивать типы земной коры.
– анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы;
– называть методы изучения земных недр.

Оценивание деятельности обучающихся

Самооценка. Оценка своей деятельности по заданным критериям; фиксирование и анализ динамики собственных результатов; определять причину своего успеха или неуспеха

Оценка учителя. Оценка деятельности ученика по заданным критериям; фиксирование и анализ динамики результатов ученика

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная

Методы обучения: частично-поисковый

Технология ИКТ, развивающее обучение

УМК под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева.

Средства обучения: учебник  География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник / О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой.– М.: Дрофа, 2014; видеофрагменты, документ интерактивной доски INTERWRITE, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии, 6 класс.

Организационная структура урока

1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Почему такая иллюстрация на лицевой стороне учебника?  Что мы уже знаем о Земле?  Что предстоит узнать? Какую форму имеет планета? Какие сферы известны?  Какую первую будем изучать? По какому плану будем изучать?  Обобщаем высказывания учеников.

План изучения оболочек Земли.

– что такое, основные понятия;
– из чего состоит (вещества, образования);
– какое строение имеет;
– какие географические объекты включает, где они располагаются;
– причины их образования;
– какие особенности имеют географические объекты.
С помощью иллюстраций определим тему занятия.
Что объединяет объекты: торт, вишня, ствол дерева, матрешка
Что объединяет объекты: кусок отрезанного торта, вишня в разрезе, спил дерева, матрешка в разобранном виде
Как вы думаете, какова тема занятия?
Тема урока: Литосфера. Внутреннее строение Земли.
Поставим цели и задачи

Мы ответим на вопросы:

1. Какие методы (способы) используют ученые для изучения внутреннего строения Земли?
2. Кто изучает внутреннее строение Земли?
3. Какие три оболочки выделяют в недрах Земли?
4. Что характерно для каждой оболочки «твердой» Земли?
5. Чем отличается внешняя оболочка «твердой» Земли под материками и океанами?
6. Создадим модель недр Земли.

Мы научимся:

– ответственному отношению к учению, слышать учителя и одноклассников;
– ставить учебную задачу и планировать свою  деятельность под руководством учителя;
– работать в парах;
– оценивать свою деятельность, проводить самооценку;
– формулировать и объяснять определения понятий по теме;
– объяснять внутреннее  устройство планеты; 
– сравнивать типы земной коры;
– анализировать схемы  (модели) строения земной коры  и литосферы;
– называть методы изучения земных недр;
Зачем человеку необходимы знания о строении Земли и истории развития литосферы?

2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала

В ходе работы заполнить лист индивидуальных достижений. Приложение 1

Задание 1. Рассмотрите рис.57 с.86. и текст учебника, запишите в лист индивидуальных достижений методы изучения недр Земли в виде текста     1…. 2…. 3… 4…. 5…, или схемы.

Методы изучения литосферы: 1. изучение метеоритов; 2. бурение скважин; 3. сейсмический; 4. изучение вулканов; 5. обнажений горных пород; 6. изучение космических снимков.

Задание 2. Найди ключевые слова в тексте с. 87–88 подчеркни карандашом в учебнике, назови их.

Задание 3. Какие три оболочки выделяют в недрах Земли? Рассмотрите рис. 58 с. 87, названия запишите в таблицу

Задание 4. Что характерно для каждой оболочки «твердой» Земли? Переведите текст учебника в таблицу. Достаточно ли информации в тексте учебнике? Используйте рис.59. с. 87. Смотрим фрагмент из Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Уроки географии, 6 класс.

Тема Литосфера. Урок 1, слайд 5.

Показатели

Внутренние оболочки Земли

 

 

 

Температура, °С

 

 

 

Состав

 

 

 

Состояние

 

 

 

Удаленность границ от центра Земли, км

 

 

 

Задание 5.

  1. Используя данные учебника с. 87, подпиши на рисунке название типов земной коры
  2. Укажи границы земной коры
  3. На рисунке подпиши значение толщины ее частей (под материками и океанами)
  4. Определите черты сходства и различия типов земной коры

 

 

 

Задание 6. В записях профессора  МГУ, потерялась часть данных.  Помогите их восстановить.

 

Задание 7. Найдите в учебнике определение понятия литосфера с.88. Запишите определения понятия в лист продвижения по теме. Чем отличается литосфера от земной коры, запишите в виде формулы?

Литосфера – это …
Литосфера = з. к. + верхние слои мантии

3. Проверка полученных результатов. Коррекция

Самооценка. Выполните задание, отметив результаты на схеме.

1. Внутреннее строение Земли представлено а) 3 оболочками б) 2 оболочками; в) 4 оболочками

2. Какой буквой на схеме внутреннего строения Земли обозначена мантия   

а) А       б) Б       в) В

3. Внутренняя оболочка Земли состоит из железа и никеля а) земная кора; б) мантия в) ядро

4. Какой буквой на схемах строения материковой земной коры (рис. 1) и океанической земной коры (рис. 2) обозначен базальтовый слой?

а) А;    б) В;   в) Б.

 Рис. 1                     Рис. 2

5. Внешняя оболочка Земли, которая состоит из верхних слоев мантии и земной коры:

а) литосфера б) гидросфера в) атмосфера

Сравни свой ответ с эталоном и поставь себе оценку.

 Критерии оценки:

без ошибок –"5"
одна ошибка – "4"
две ошибки – "3"
больше ошибок – надо быть внимательнее на уроке, Повтори тему.

4. Подведение итогов, домашнее задание

Куда ты разместишь полученные знания в портфель, мясорубку или в корзину?

Рефлексия:

что я делал (а) на уроке
– как я выполнял (а) задания
– почему я делаю так, а не иначе
– что получилось, почему?
– что не получилось, почему?

Домашнее задание: § 18, с помощью инструкции создать модель Земли. Приложение 2.

Литература:

  1. География: дневник географа–следопыта: 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс»/ А.А. Летягин. – М.: Вентана-Граф, 2014.
  2. География: Землеведение. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.А. Климановой, В.В.Климанова, Э.А. Ким. «География». Землеведение. 5–6 классы/ А.В. Румянцев, Э.В. Ким, О.А. Климанова. – М.: Дрофа, 2015.
  3. География: Диагностика результатов образования. 5 кл.: учебно-методическое пособие к учебнику О.А. Климановой, В.В.Климанова, Э.А. Ким. «География». Землеведение. 5-6 классы А.В. Румянцев. – М.: Дрофа, 2014.