Обучающиеся
- получат представление о том, как устроена наша планета;
- разработают алгоритм действий для изучения темы литосферы.
Планируемые результаты:
Личностные:
– ученик научится ответственному отношению к учению, готовности к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
– получит возможность формирования целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки.
Метапредметные:
Познавательные УУД, ученик научится
– давать определения понятиям, выявлять их главные признаки, сравнивать объекты;
– работать с текстом и нетекстовыми компонентами (выделять ключевые слова – земная кора, ядро, мантия, литосфера, слой осадочных горных пород, базальтовый слой, гранитный слой, перевод текста в таблицу);
– моделировать (создавать модель внутреннего строения Земли);
Регулятивные УУД, ученик научится:
– ставить учебную задачу под руководством учителя;
– планировать свою деятельность под руководством учителя;
– оценивать свою деятельность, проводить самооценку и взаимооценку.
Коммуникативные УУД, ученик научится:
– сотрудничать в паре со сверстниками и учителем в процессе образовательной деятельности.
Предметные, ученик научится:
– формулировать и объяснять определения понятий «земная кора», «слой осадочных пород»,
«гранитный слой», «базальтовый слой», «мантия», «ядро», «литосфера»;
– объяснять внутреннее устройство планеты; сравнивать типы земной коры.
– анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы;
– называть методы изучения земных недр.
Оценивание деятельности обучающихся
Самооценка. Оценка своей деятельности по заданным критериям; фиксирование и анализ динамики собственных результатов; определять причину своего успеха или неуспеха
Оценка учителя. Оценка деятельности ученика по заданным критериям; фиксирование и анализ динамики результатов ученика
Тип урока: Урок открытия новых знаний
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная
Методы обучения: частично-поисковый
Технология ИКТ, развивающее обучение
УМК под редакцией О.А. Климановой и А.И. Алексеева.
Средства обучения: учебник География. Землеведение. 5-6 кл.: учебник / О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой.– М.: Дрофа, 2014; видеофрагменты, документ интерактивной доски INTERWRITE, Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки географии, 6 класс.
Организационная структура урока
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Почему такая иллюстрация на лицевой стороне учебника? Что мы уже знаем о Земле? Что предстоит узнать? Какую форму имеет планета? Какие сферы известны? Какую первую будем изучать? По какому плану будем изучать? Обобщаем высказывания учеников.
План изучения оболочек Земли.
– что такое, основные понятия;
– из чего состоит (вещества, образования);
– какое строение имеет;
– какие географические объекты включает, где они располагаются;
– причины их образования;
– какие особенности имеют географические объекты.
С помощью иллюстраций определим тему занятия.
Что объединяет объекты: торт, вишня, ствол дерева, матрешка
Что объединяет объекты: кусок отрезанного торта, вишня в разрезе, спил дерева, матрешка в разобранном виде
Как вы думаете, какова тема занятия?
Тема урока: Литосфера. Внутреннее строение Земли.
Поставим цели и задачи
Мы ответим на вопросы:
1. Какие методы (способы) используют ученые для изучения внутреннего строения Земли?
2. Кто изучает внутреннее строение Земли?
3. Какие три оболочки выделяют в недрах Земли?
4. Что характерно для каждой оболочки «твердой» Земли?
5. Чем отличается внешняя оболочка «твердой» Земли под материками и океанами?
6. Создадим модель недр Земли.
Мы научимся:
– ответственному отношению к учению, слышать учителя и одноклассников;
– ставить учебную задачу и планировать свою деятельность под руководством учителя;
– работать в парах;
– оценивать свою деятельность, проводить самооценку;
– формулировать и объяснять определения понятий по теме;
– объяснять внутреннее устройство планеты;
– сравнивать типы земной коры;
– анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы;
– называть методы изучения земных недр;
Зачем человеку необходимы знания о строении Земли и истории развития литосферы?
2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала
В ходе работы заполнить лист индивидуальных достижений. Приложение 1
Задание 1. Рассмотрите рис.57 с.86. и текст учебника, запишите в лист индивидуальных достижений методы изучения недр Земли в виде текста 1…. 2…. 3… 4…. 5…, или схемы.
Методы изучения литосферы: 1. изучение метеоритов; 2. бурение скважин; 3. сейсмический; 4. изучение вулканов; 5. обнажений горных пород; 6. изучение космических снимков.
Задание 2. Найди ключевые слова в тексте с. 87–88 подчеркни карандашом в учебнике, назови их.
Задание 3. Какие три оболочки выделяют в недрах Земли? Рассмотрите рис. 58 с. 87, названия запишите в таблицу
Задание 4. Что характерно для каждой оболочки «твердой» Земли? Переведите текст учебника в таблицу. Достаточно ли информации в тексте учебнике? Используйте рис.59. с. 87. Смотрим фрагмент из Виртуальной школы Кирилла и Мефодия. Уроки географии, 6 класс.
Тема Литосфера. Урок 1, слайд 5.
Показатели |
Внутренние оболочки Земли |
|||
|
|
|||
Температура, °С |
|
|
|
|
Состав |
|
|
|
|
Состояние |
|
|
|
|
Удаленность границ от центра Земли, км |
|
|
|
Задание 5.
- Используя данные учебника с. 87, подпиши на рисунке название типов земной коры
- Укажи границы земной коры
- На рисунке подпиши значение толщины ее частей (под материками и океанами)
- Определите черты сходства и различия типов земной коры
Задание 6. В записях профессора МГУ, потерялась часть данных. Помогите их восстановить.
Задание 7. Найдите в учебнике определение понятия литосфера с.88. Запишите определения понятия в лист продвижения по теме. Чем отличается литосфера от земной коры, запишите в виде формулы?
Литосфера – это …
Литосфера = з. к. + верхние слои мантии
3. Проверка полученных результатов. Коррекция
Самооценка. Выполните задание, отметив результаты на схеме.
1. Внутреннее строение Земли представлено а) 3 оболочками б) 2 оболочками; в) 4 оболочками
2. Какой буквой на схеме внутреннего строения Земли обозначена мантия
а) А б) Б в) В
3. Внутренняя оболочка Земли состоит из железа и никеля а) земная кора; б) мантия в) ядро
4. Какой буквой на схемах строения материковой земной коры (рис. 1) и океанической земной коры (рис. 2) обозначен базальтовый слой?
а) А; б) В; в) Б.
Рис. 1 Рис. 2
5. Внешняя оболочка Земли, которая состоит из верхних слоев мантии и земной коры:
а) литосфера б) гидросфера в) атмосфера
Сравни свой ответ с эталоном и поставь себе оценку.
Критерии оценки:
без ошибок –"5"
одна ошибка – "4"
две ошибки – "3"
больше ошибок – надо быть внимательнее на уроке, Повтори тему.
4. Подведение итогов, домашнее задание
Куда ты разместишь полученные знания в портфель, мясорубку или в корзину?
Рефлексия:
– что я делал (а) на уроке
– как я выполнял (а) задания
– почему я делаю так, а не иначе
– что получилось, почему?
– что не получилось, почему?
Домашнее задание: § 18, с помощью инструкции создать модель Земли. Приложение 2.
Литература:
- География: дневник географа–следопыта: 5 класс: рабочая тетрадь к учебнику А.А. Летягина «География. Начальный курс»/ А.А. Летягин. – М.: Вентана-Граф, 2014.
- География: Землеведение. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.А. Климановой, В.В.Климанова, Э.А. Ким. «География». Землеведение. 5–6 классы/ А.В. Румянцев, Э.В. Ким, О.А. Климанова. – М.: Дрофа, 2015.
- География: Диагностика результатов образования. 5 кл.: учебно-методическое пособие к учебнику О.А. Климановой, В.В.Климанова, Э.А. Ким. «География». Землеведение. 5-6 классы А.В. Румянцев. – М.: Дрофа, 2014.