Урок "Клеточная теория". 10-й класс

Разделы: Биология

Класс: 10


Задачи урока:

  • Проанализировать выполненные учащимися на предыдущем уроке зачетные задания, заострить внимание на типичных ошибках, заслушать лучшие работы.
  • Сформировать знания об истории создания клеточной теории, ее современных положениях, методах изучения клетки и ее органоидов.
  • Пробудить интерес у учащихся к изучению истоков создания клеточной теории русскими учеными.

Оборудование: демонстрационный материал: таблицы по общей биологии,
Кодограмма, фрагмент фильма «Клетка и ее органоиды», портреты ученых.

ХОД УРОКА

1. Повторение и анализ изученного материала по вопросам:

  • Характеристика неорганических веществ в клетке.
  • Строение белков.
  • Характеристика углеводов.
  • Характеристика липидов.
  • Строение и функции ДНК.
  • Строение и функции РНК и АТФ.
  • Какие функции выполняет ДНК?
  • Какие функции выполняет РНК?
  • Какие функции выполняют липиды?
  • Какие функции выполняют белки?

2. Заслушивание рефератов по теме: «Химический состав клетки»

3. Изучение нового материала:

1) Создание клеточной теории (лекция с элементами беседы)

Представления о клетке появились в связи с изобретением микроскопа. Рассматривая под микроскопом срез пробки, английский ученый физик Р. Гук обнаружил, что она состоит из ячеек , разделенных перегородками. Эти ячейки он назвал «клетками». В трудах знаменитого голландского ученого Антони ван Левенгука впервые появилась информация о строении многих микроскопических малых биологических объектов ( эритроцитов, сперматозоидов, водорослей, бактерий, растительных и животных клеток).
Лишь в 19 веке ученые обратили внимание на полужидкое студенистое содержимое, заполняющее клетку. К началу 19 века, после того как появились хорошие микроскопы, были разработаны методы фиксации и окраски клеток, представления о клеточном строении организмов получили общее признание. Англичанин Р. Броун в 1831 году обнаружил в клетках ядро. В 1838 году немецкий ботаник М. Шлейден пришел к выводу, что ткани растений состоят из клеток. Немецкий зоолог Т. Шванн показал, что из клеток состоят и ткани животных. Он создал теорию, утверждающую, что клетки, содержащие ядра, представляют собой структурную и функциональную основу всех живых существ. Клеточная теория строения была сформулирована и опубликована Т. Шванном в 18839 году. Суть ее можно выразить в следующих положениях:

– клетка рассматривается как элементарная структурная единица строения всех живых существ;
– клетки растений и животных самостоятельны, гомологичны друг другу по происхождению и структуре.

Существенным дополнением основного положения клеточной теории было открытие еще в 1827г. Академиком Российской АНК. М. Бэром яйцеклетки млекопитающих. К. М. Бэр установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки, представляющей собой оплодотворенное яйцо. Это открытие показало, что клетка не только единица строения, но и единица развития всех живых организмов.
В 1855 г. Немецкий врач Р. Вирхов сделал обобщение:
Клетка может возникнуть только из предшествующей клетки. Это привело к осознанию того факта, что рост и развитие организмов связаны с делением клеток и их дальнейшей дифференцировкой, приводящей к образованию тканей и органов.
Таким образом, к началу 20 века, благодаря созданию клеточной теории, сформировалось представление об общности происхождения и единстве всего живого.

Беседа по вопросам об открытии клеточной теории:

1. Что послужило открытию положения клеточной теории?
2. Какие ученые создавали положения клеточной теории?
3. В чем заслуга русских ученых в дополнении к клеточной теории?
4. Значение клеточной теории для биологии и других наук.

2) Основные положения современной клеточной теории:

1. Клетка – элементарная живая система, единица строения, жизнедеятельности, размножения и индивидуального развития организмов.
2. Клетки всех живых организмы  сходны по своему химическому составу, строению и функциям.
3. Все новые клетки образуются при делении исходных клеток.
4. Ядро – главная составляющая часть клетки.
5. Клеточное строение организма – свидетельство того, что растения и животные имеют единое происхождение.

3) Беседа по разделам:

А) Клетка и организм. Клетка может быть самостоятельным организмом, осуществляющим всю полноту процессов жизнедеятельности. Все многоклеточные организмы состоят из клеток. В результате выполнения клетками различных функций происходит их специализация, клетки приобретают различное строение, формируются ткани.

Б) Функции клеток. В клетках осуществляется: обмен веществ, раздражимость и возбудимость, движение, размножение и дифференцировка. Основной метод изучения клеток – использование микроскопов. Используют центрифугирование с целью разделения органоидов, имеющих различную массу и скорость осаждения. Для разделения биологических молекул используют хроматографию и электрофорез. Эффективно использование радиоактивных изотопов, место локализации которых в клетке легко обнаруживается.

В) Вопросы:

1. Почему клетку назвали клеткой?
2. Какие свойства объединяют все клетки живых организмов?
3. Все ли организмы на Земле имеют клеточное строение?
4. Рассказать историю открытия клетки.
5. Изложить основные положения клеточной теории.

4. Закрепление материала: Работа учащихся с тетрадью и кодограммой.

Кодограмма: Создание клеточной теории.
Янсен, 1590г. Изобретение микроскопа.
Роберт Гук (1665 г.) – термин «клетка».
Роберт Броун – открытие ядра.
Матиас Шлейден и Теодор Шванн (1838-1839г.г.) сформулировали положения клеточной теории:

  • Клетка – единица строения всех живых организмов.
  • Клетки сходны по строению.
  • Рудольф Вирхов (1858г.): «Каждая клетка из клетки».
  • Карл Бэр: «Клетка – единица развития».

1930 год – создание электронного микроскопа. Центрифугирование?

5. Задание на дом: изучить текст параграфа, ответить на вопросы, приготовить сообщения о современной клеточной теории и ее значении для биологических наук и медицины.