Цели: совершенствование профессионального мастерства учителя через интегрированное использование приёмов технологии “Развитие критического мышления” и групповой технологии.
Задачи:
- Рассмотреть три стадии технологии “Развитие критического мышления” на основе видов групповой деятельности.
- Познакомиться с особенностью построения современного урока математики, используя приемы технологии критического мышления и различные виды групповой деятельности.
- Формировать индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация, интерактивная доска, дидактический материал для выполнения заданий.
Целевая аудитория: учителя начальных классов города Губкина Белгородской области.
Методы:
- наблюдение;
- изучение программы учебного курса “Математика” 2 класс, Система учебников “Перспективная начальная школа”.
- разработка дидактических материалов, презентации, публикации;
- наглядный;
- проблемно-поисковый;
- самостоятельная, индивидуальная работа.
ХОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности участников педагогической мастерской.
Титульный слайд 1
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.
В процессе работы для себя я определила пять основных требований к построению современного урока:
Слад 2
Во-первых: цель урока и его задачи задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
Во-вторых: ученики систематически обучаются осуществлять рефлексивное действие, т.е. учитель учит каждого ребенка оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений.
В-третьих: используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. На мой взгляд, наиболее эффективным является использование приемов технологии “Развитие критического мышления”.
В-четвертых: специально планируются коммуникативные задачи урока, т.е. учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение.
В-пятых: на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие через отношения, совместную деятельность, которая строится на основе групповой технологии.
- Отличительная черта современного общества – огромное информационное пространство. Человек постоянно находится в ситуации поиска и выбора информации, поэтому ему необходимо не только научиться находить некие сведения, но и критически осмыслить и грамотно их использовать. В связи с этим использование педагогической технологии критического мышления приобретает сегодня особую актуальность.
- Уважаемые участники педагогической мастерской, сегодня нам предстоит рассмотреть три стадии технологии “Развитие критического мышления” на примере построения урока математики во 2 классе по системе учебников “Перспективная начальная школа”.
Слайд 3
- Коллеги, пожалуйста, кто-то может сформулировать цель работы нашей педагогической мастерской?
- Уточним цель, используя ваши предположения: совершенствование профессионального мастерства учителя в построении урока математики через интеграцию приёмов технологии “Развитие критического мышления” и групповой технологии.
Слайд 4
- И вот так незаметно мы перешли к первой стадии, стадии “Вызов” педагогической технологии критического мышления. На этой стадии происходит активизация знаний, пробуждение интереса к теме, постановка цели и определение задач учебного материала.
2. Определение цели и задач урока математики. Прием “Листы-определители”. Работа в группах сменного состава.
- Откройте учебник по закладке-стикеру. Определите страницы, по которым мы будем работать.
- Исследуйте содержание страниц учебника 93-94 и сформулируйте тему урока.
Слайд 5
Единицы длины. Дециметр и метр.
Слайд 6
- Определите тип урока и объясните свой выбор.
Комбинированный урок: повторим ранее изученную единицу длины дециметр и познакомимся с новой единицей длины метр.
- Из двух предложенных целей выберите истинную и назовите ее.
- Знакомство с новой единицей длины метр и соотношением между метром и дециметром.
- Знакомство с новой единицей длины дециметр и соотношением между метром и дециметром.
- В процессе определения типа урока и постановки цели мы использовали прием “Истинные и ложные высказывания”.
- Сейчас будем работать в группах сменного состава. Обратите внимание на цвет ваших бейджиков, найдите листы-определители, которые соответствуют цвету ваших бейджиков, и используя тот же прием “Истинные и ложные высказывания”, определите задачи предложенного вам урока. Истинную задачу оставьте, чтобы она все время была перед глазами, а ложную положите на предметный столик.
1. Изучить новую единицу длины – метр и соотношения между метром и дециметром, метром и сантиметром.
Изучить новую единицу длины – сантиметр и соотношения между сантиметром и дециметром.
2. Изготовить ленту длиной один метр и провести измерение с помощью метровой ленты.
Изготовить ленту длиной один сантиметр и провести измерение с помощью сантиметровой ленты.
3. Учиться решать задачи с единицами длины.
Учиться решать задачи с единицами массы.
- Работая в группах, соблюдайте правила работы, не забывайте о выборе консультанта.
- Кроме тех приемов, которые были предложены сейчас участникам групп, в своей работе использую приемы:
*“Волшебная шкатулка” Слайд 7
*“Дерево желаний” Слайд 8
* “Школьные весы” Слайд 9
Приемы “Дерево желаний” и “Волшебная шкатулка” можно использовать в классическом варианте, а можно, используя возможности интерактивной доски.
- Участники готовы.
- Какие задачи вы отобрали?
- В своей работе на этапе “Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся” вы можете использовать памятку.
Памятка
Этап учебного занятия (внеурочной деятельности)
“Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся”
1. Прием “Волшебная шкатулка”
- Участники учебного процесса выбирают из нескольких предложенных задач урока (занятия), наиболее подходящую задачу к ранее сформулированной теме урока (занятия) или формулируют ее (записывают задачу) самостоятельно.
- Участники учебного процесса кладут лист, на котором записана задача урока, в шкатулку.
- После успешного достижения каждой задачи урока (занятия) участники учебного процесса достают листок с соответствующей задачей урока (занятия) и получают вознаграждение (обусловленное ранее).
2. Прием “Школьные весы”
- Участники учебного процесса выбирают из нескольких предложенных задач урока (занятия), наиболее подходящую задачу к ранее сформулированной теме урока (занятия) или формулируют ее (записывают задачу) самостоятельно на листах-гирях.
- Участники учебного процесса размещают листы-гири, на которых записаны задачи урока на одной из чаш весов.
- После успешного достижения каждой задачи урока (занятия) участники учебного процесса переставляют листок-гирю с соответствующей целью урока (занятия) на противоположную чашу.
1. Прием “Дерево желаний”
- Участники учебного процесса выбирают из нескольких предложенных задач урока (занятия), наиболее подходящую задачу к ранее сформулированной теме урока (занятия) или формулируют ее (записывают задачу) самостоятельно на листах в форме листа дерева (цвет листа определяется временем года, зимой укрываем дерево снежинками).
- Участники учебного процесса размещают лист на “Дереве желаний”.
- После успешного достижения каждой задачи урока (занятия) участники учебного процесса снимают лист с соответствующей задачей урока (занятия) и размещают другой лист, цветок (весной), снежинку (поздней осенью, зимой).
3. Построение плана урока. Приемы “Пирамида”, “Цветомания”. Работа в группах постоянного состава.
- Сейчас будем работать по группам постоянного состава.
- Первой группе предлагаю, используя прием “Цветомания” построить план урока по теме “Единицы длины. Дециметр и метр”.
- Второй группе предлагаю, используя прием “Пирамидка” также установить последовательность этапов этого урока. Для этого обеим группам необходимо исследовать содержание страниц учебника и рабочей тетради по данной теме. Слайд 10
- Группы представьте ваши планы работы.
1. Выполнение № 1.
Работа по условным обозначениям?
2. Выполнение № 2.
Практическая работа “Изготовление измерительной ленты – 1 метр”.
3. Выполнение № 3.
Практическая работа?
4. Работа в Тетради для самостоятельной работы:
а) выполнение № 1, № 2 (№ 4, №7), работа в парах.
б) выполнение № 4, работа в группах.
5. Составление домашнего задания: ___________________
- Скажите, что более точно каждой группе помогло составить план урока?
- “Цветомания” - плавный переход одной цветовой гаммы.
- “Пирамидка” - размеры частей пирамиды.
- Можно ли соединить эти два приема технологии “Развитие критического мышления” в один?
- Да, если в цветах деталей использовать плавный переход одной цветовой гаммы. Слайд 11
- На этапе построения плана урока или внеклассного занятия также можно использовать приемы технологии “Развитие критического мышления” “Кластер” или “Радуга”. Слайд 12, 13
- Уже в 3 классе ученики самостоятельно составляют план учебного занятия без опоры на цветовую гамму, а вот во 2-ом полугодии 3 класса и в 4 классе можно добавлять прием “Мозаика”, когда ученики устанавливают последовательность выполнения заданий, добавляя недостающие элементы, как пазлы мозаики.
3. Практическая работа “Построение отрезка заданной длины”. Прием “Алгоритм”.
Слайд 14
- Мы переходим ко второй стадии, стадии “Осмысление”. Процесс работы здесь всегда сопровождается действиями. Сегодня они позволят нам отследить умение строить отрезок заданной длины и изготовление собственной ленты измерения.
- Как вы считаете, прежде чем выполнять построение отрезка заданной длины, а, следовательно, выполнить № 1, что необходимо сделать?
- Установить последовательность этапов его построения. С первых дней обучения система учебников “Перспективная начальная школа” учит детей строить алгоритм, который помогает ученикам выполнить все предложенные задания, входящие в один номер или упражнение. Эту работу можно выполнить в парах. Составьте алгоритм построения отрезка, заданной длины, расположив карточки в нужном порядке. Задание получите на предметном столике.
- Пара, которой не достался конверт, работает на интерактивной доске. Слайд 15
- Работа в парах – один из видов групповой работы. Такой вид организации групповой работы является наиболее продуктивным на стадии осмысления. Он позволяет каждому участнику учебного процесса выразить свое мнение по изучаемой теме, продемонстрировать свои знания и прийти к общему мнению.
- Теперь послушаем, что скажут участники педагогической мастерской.
Алгоритм
1. Ставим карандашом точку.
2. Находим на линейке отметку 0 и совмещаем её с этой точкой.
3. Находим на линейке отметку, отмеченную указанным числом; ставим вторую точку.
4. Соединяем первую и вторую точки; получаем отрезок, заданной длины.
4. Выполнение творческого мини-проекта “Лента измерения - метр”. Коллективная работа.
- Один из приемов технологии “Развитие критического мышления” - это создание мини-проектов, поэтому предлагаю выполнить творческий мини-проект “Лента измерения - метр”.
- Рассмотрите заготовку ленты измерения.
- Из каких частей состоит лента?
- Из части равной 1дм.
- Сколько таких частей вам понадобится? 10.
- Предлагаю использовать еще один вид групповой деятельности – коллективная работа, т.е. работа выполняется всеми участниками учебного процесса.
- Сколько деталей должна выполнить каждая группа?
- Выполните детали по чертежу.
- Соберем наши детали в единое целое.
- Не забывайте, что любой проект, даже мини, должен иметь практическую значимость, которую необходимо установить на заключительном этапе создания мини-проекта.
- Уважаемые коллеги, какой прием педагогической технологии критического мышления является более продуктивным на вашем учебном предмете?
- Вспомним основной признак второй стадии технологии “Развитие критического мышления”. Действие.
- Моно ли сказать, что мы соблюдали его во время работы? Слайд 16
5. Рефлексия. Итог педагогической мастерской.
Слайд 17
- Тогда переходим к третьей стадии – стадии “Рефлексия”. На этом этапе формируется личностное отношение к проделанной работе. Оно фиксируется с помощью собственного текста, или в процессе дискуссии.
- Подвести итог нашей педагогической мастерской нам поможет прием “Верю – не верю”.
- Давайте заполним таблицу. Слайд 18
Вопрос | Верю - “+” Не верю – “-” |
Верите ли вы, что приемы технологии “Развития критического мышления” целесообразно использовать на любом этапе урока? | |
Верите ли вы, что нельзя интегрировать приемы технологии “Развитие критического мышления” и групповые технологии? | |
Верите ли вы, что на одном уроке можно использовать все виды групповой деятельности: работа в парах, работа в группах постоянного состава, работа в группах сменного состава? | |
Верите ли вы, что интеграцию приемов технологии “Развитие критического мышления” и групповой технологии можно использовать при организации и проведении любого урока в начальной школе? |
- С давних времен в России был такой обычай: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая – в руках у провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы завершаем наше занятие. Но мне бы хотелось услышать, что бы вы могли использовать в своей работе из предложенного и узнать испытываете ли вы чувство удовлетворения после нашей плодотворной работы.