Рекомендации для подготовки к экзамену по математике в форме ОГЭ

Разделы: Математика


ОГЭ – это форма государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования. Цель, которую ставит перед собой каждый учитель, это подготовка обучающихся 9-х классов к успешному прохождению ОГЭ. Результат, полученный выпускником при прохождении ОГЭ, это результат освоения им школьной программы по математике. Подготовка к ОГЭ серьёзное мероприятие, к которому нужно отнестись со всей ответственностью.

Обучающиеся одного и того же класса имеют разный уровень подготовки по предмету, различную учебную мотивацию, различный психологический настрой. Не секрет, что у многих обучающихся низкая предметная подготовленность, нет положительной учебной мотивации, есть чувство страха перед ОГЭ, которое может привести к низким результатам даже у обучающихся с высоким уровнем знаний по предмету. И первое, что необходимо сделать учителю, это положительно настроить всех выпускников на подготовку и прохождение ОГЭ. В таких условиях, учителю приходится выстраивать практически индивидуальный подход к каждому ребёнку, использовать разные методики подготовки выпускников к экзамену.

Подготовка к ОГЭ по математике в 9 классе начинается в начале учебного года с проведения контрольной диагностической работы, которая поможет выявить не только пробелы в знаниях обучающихся, но и позволит познакомить их со структурой и особенностями экзаменационной работы. Каждому обучающемуся необходимо иметь лист индивидуальных достижений, в котором он будет отслеживать динамику результативности выполнения заданий типовых экзаменационных вариантов.  Занятия по подготовке к ОГЭ должны носить системный характер, быть регулярными, четко спланированными, давать каждому обучающемуся возможность заполнить пробелы в знаниях и  исключить появление новых.

Во многих общеобразовательных учреждениях выделяются дополнительные часы (консультации) по подготовке к экзамену, если таких часов нет, то учителю необходимо предусмотреть время для подготовки на каждом уроке. Во избежание технических ошибок, на занятиях по подготовке к ОГЭ, необходимо научить обучающихся правильному заполнению бланков. Следует обратить внимание выпускников на правильность написания цифр, букв, предложенных в бланках. Репетиционное заполнение бланков необходимо проводить до полного правильного заполнения каждым выпускником. Одним из важных условий успешной сдачи ОГЭ является умение обучающихся осмысленно читать инструкцию по выполнению работы. Данное умение позволит правильно перенести ответ с черновика в бланк и сократит возможные технические ошибки, которые приводят к отрицательному результату прохождения ОГЭ.

Подготовка к экзамену – это изучение программного материала с использованием заданий в формах, применяемых при прохождении ОГЭ. При правильной организации подготовки учащихся удается диагностировать пробелы в знаниях выпускников, помочь им  овладеть общими навыками решения заданий различных типов, качественно подготовить их  к сдаче ОГЭ.

Особое внимание необходимо обратить на арифметические ошибки, научить учащихся культуре вычислений, работе с отрицательными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Важно проводить устную работу вычислительного характера не только на уроках, но и на консультациях, что позволит закрепить данный навык. Чтобы добиться высоких результатов при сдаче ОГЭ необходимо, чтобы каждый ученик владел следующими умениями:

  • выполнять вычисления с обыкновенными, десятичными дробями и отрицательными числами;
  • преобразовывать многочлены, алгебраические дроби, степени с целыми показателями и квадратные корни;
  • решать линейные, квадратные, дробно-рациональные уравнения и неравенства;
  • читать свойства функций по их графикам, исследовать отдельные свойства функций аналитически;
  • иметь системные знания о свойствах фигур, знать формулы, теоремы.

Педагогу необходимо научить учащегося технике сдачи государственной итоговой аттестации  в форме ОГЭ. Следует заострить внимание выпускника на следующих важных моментах:

  1. Внимательно заполнять бланк, при заполнении использовать образцами написания цифр и букв, данных в бланке.
  2. Внимательно читать инструкцию к работе. При выполнении заданий и записи ответов помнить об инструкции.
  3. Следить за временем. Помнить, что время экзамена ограничено. Если не получается решить задание, не надо тратить на него время, следует перейти к решению следующего задания. После завершения всей работы в оставшееся время можно вернуться к пропущенным заданиям и постараться их решить.
  4. Прочитать полностью всю работу, оценить её сложность. Выбрать те задания, которые являются самыми простыми, не требующими больших усилий. Выполнение работы начинать с этих заданий.
  5. При решении заданий внимательно читать условие, анализировать, спрашивая себя: «Что нужно найти?»; «Что требуется записать в ответ?».
  6. Выполнять задание только на черновике. Прежде чем перенести ответ в бланк, проверить своё решение. Обратиться к инструкции, к условию задания, если все в порядке, аккуратно перенеси ответ в бланк.
  7. Не спешить.

Итак, успешная сдача экзамена зависит от многих факторов, в том числе и от предварительной подготовки обучающихся, которая осуществляется учителем в рамках учебного процесса на уроках математики. Все выше перечисленные рекомендации в комплексе призваны помочь минимизировать те трудности, которые могут возникнуть у школьников во время сдачи ОГЭ.