Правильная речь – главнейший показатель готовности ребенка к обучению в школе. Если не устранить нарушения звукопроизношения, лексики, грамматики, фонематических процессов, то у дошкольников возникают трудности общения с окружающими. Поиски эффективных методов и приёмов коррекции речи не утратили своей актуальности.
В настоящее время в дошкольных учреждениях вопросу преемственности в работе узких специалистов уделяется особое внимание. Особенно актуально это звучит для логопедических групп. Только при тесном сотрудничестве и единстве требований педагогов возможно преодоление имеющихся у детей дефектов речевого развития. В логопедической группе особенно важно насколько тесно сотрудничают учителя-логопеды и воспитатели.
В нашем МБДОУ д/с № 7 «Вишенка» существуют две логопедические группы с заключениями – ОНР, ФФНР, с дизартрическими компонентами.
Коллективы логопедических групп имеют богатый педагогический опыт. Преемственность в работе учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп для детей с речевыми нарушениями начинается с начала учебного года, когда группа уже сформирована
Совместная коррекционная работа в логопедических группах предусматривает решение следующих задач, при которых учителя-логопеды формируют первичные речевые навыки у детей с нарушениями речи, а воспитатели закрепляют сформированные речевые навыки
Основные виды организации совместной деятельности учителей-логопедов и воспитателей в нашем МБДОУ д/с № 7 «Вишенка» – это совместное изучение содержания программы обучения и воспитания и составление совместного плана работы на весь период обучения.
Воспитателям необходимо знать содержание не только тех разделов программы, по которым они непосредственно проводят занятия, но и тех, которые проводят учителя-логопеды, так как правильное планирование занятий воспитателей обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности детей.
Исходя из этого, разделяются задачи учителей-логопедов и воспитателей:
Задачи учителей-логопедов: |
Задачи воспитателей: |
Изучение уровня речевых, познавательных и индивидуально-типологических особенностей детей, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них. |
Учет лексической темы при проведении всех занятий в группе в течение недели. |
Формирование правильного речевого дыхания, чувства ритма и выразительности речи, работа над просодической стороной речи. |
Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса детей по текущей лексической теме в процессе всех режимных моментов. |
Работа по коррекции звукопроизношения. |
Постоянное совершенствование артикуляции, тонкой и общей моторики. |
Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. |
Системный контроль над поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей в процессе всех режимных моментов. |
Работа по коррекции слоговой структуры слова. |
Включение отработанных грамматических конструкций в ситуацию естественного общения у детей. |
Формирование послогового чтения. |
Формирование связной речи. |
Знакомство и усвоение новых лексико-грамматических категорий. |
Закрепление навыков чтения и письма. |
Обучение связной речи: развернутому смысловому высказыванию, состоящему из логически сочетающихся грамматически правильных предложений. |
Закрепление у детей. |
Предупреждение нарушений письма и чтения. |
Развитие понимания, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях на бездефектном речевом материале. |
Развитие высших психических функций. |
|
Важным вопросом взаимодействия учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп – это организация и проведение открытых занятий. В начале учебного года учителя-логопеды знакомят воспитателей с результатами обследования, проводят совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. При определении содержания работы обсуждается перспективный план, уточняются наиболее рациональные приёмы проведения коррекции речи у каждого ребёнка.
В нашем МБДОУ д/с № 7 «Вишенка» разработаны и используются воспитателями групп комплексы здоровьесберегающих мероприятий с целью улучшения работы артикуляционного аппарата, органов дыхания и голосообразования, общей и мелкой моторики и развития высших психических функций детей.
В целях наиболее полной жизни в наших группах планируем взаимодействие учителей-логопедов и воспитателей в соответствии с рекомендациями Н.Е.Арбековой, Н.В.Нищевой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др. Основной задачей наших логопедических групп является подготовка детей к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Наша совместная работа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую:
Полноценное овладение фонетическим строем русского языка. |
Интенсивное развитие фонематического восприятия. |
Развитие лексико-грамматических категорий языка. |
Развитие связной речи, формирование коммуникативных способностей. |
Развитие речевого и общего психического развития. |
Овладение чтением и письмом, социализация. |
Нами подобраны задания для работы с подгруппой детей, индивидуально; отдельные артикуляционные упражнения, повторение текстов, стихотворений, игры по совершенствованию словарного запаса детей и грамматического строя речи и т.д., включены варианты упражнений по развитию мышления, внимания, памяти, различению звуков.
Главное условие заключается в том, что виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателям учителями-логопедами. На каждый день предусмотрено планирование индивидуальной работы в соответствии с планом учителей-логопедов.
Воспитатели после проведённых занятий фиксируют результативность усвоения предложенного материала, что позволяет учителям-логопедам наметить дельнейший маршрут коррекции.
Только тесная взаимосвязь в работе учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников.
Из мониторинга, представленного за пять лет работы, видно состояния речевого развития детей с речевыми нарушениями, где отмечены стабильные положительные результаты.
Дети со сложной структурой дефекта показали положительную динамику развития, что позволило им повысить свой уровень с низкого до допустимого.
Таким образом, итоговый мониторинг контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявил положительную динамику в речевом развитии детей. В целом уровень развития речи более 80%. Это обусловлено правильно составленным планом коррекционно-развивающей работы с использованием современных методик и технологий развивающего обучения, проводимой учителями-логопедами систематической работой с детьми, с привлечением родителей, воспитателей, узких специалистов, грамотно подобранными методами и приёмами, с использованием современных образовательных и развивающих технологий.
Список литературы
- Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1981.
- Жукова Н. С. , Мастюкова Е. М. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 1990.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. – М., 1999.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. – М., 1991.
- http://50ds.ru/logoped/324-vzaimodeystvie-uchiteley-logopedov-i-vospitateley-korrektsionnykh-grupp.html