Пояснительная записка
Программа факультативного курса «Путешествуем по странам и континентам» разработана для учащихся 7-9-х классов.
Данный курс не изучается в школьной программе. Современная жизнь общества – это жизнь, связанная с туризмом. Открыты границы стран, предлагаются интересные познавательные маршруты в своей стране и мире. Туризм – это перспективное направление. Люди могут делать для себя удивительные открытия, попадая в мир уникальных творений природы и рук человека. Данный курс будет интересен обучающимся.
В 1972 году на Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Это особо значимые объекты мирового значения. Необходимо привлечь внимание подрастающего поколения к проблеме сохранения всемирного наследия. Знакомство с объектами, входящими в Список всемирного наследия, помогает узнать о культурных ценностях, о народах, создавших эти объекты.
Цель курса: развитие познавательного интереса, расширение знаний об объектах всемирного культурного наследия.
Задачи курса:
- Изучение влияния туризма на объекты всемирного культурного наследия.
- Формирование умения анализировать статистические данные по вопросам сохранения объектов всемирного наследия.
- Развитие творческого мышления обучающихся.
- Изучение критериев включения объектов в список всемирного наследия.
- Расширение знаний о странах мира.
Виды деятельности учащихся: диалог, виртуальные экскурсии, игры, выставки, викторины, проекты, олимпиады.
Курс «Путешествуем по странам и континентам» обеспечен литературой, справочниками по данной теме, DVD и видеофильмами, компьютерным классом с выходом в Интернет, сетевой инновационной образовательной программой “Как прекрасен этот мир”, в которой представлены достопримечательности по странам мира.
Учащиеся должны знать:
- страны мира, в которых находятся Объекты всемирного культурного наследия;
- известные достопримечательности.
Учащиеся должны уметь:
- работать с различными источниками информации;
- ориентироваться по карте;
- свободно рассказывать об объектах Всемирного наследия.
Термины для изучения: туризм и виды услуг, менталитет, рекреационные ресурсы, достопримечательности, ЮНЕСКО, культурные и природные Объекты Всемирного Наследия.
Количество часов для изучения курса – 34 часа (1 час в неделю).
В процессе изучения данного курса выполняется 2 зачетные (промежуточные) практические работы и 1 итоговая – на последнем занятии.
2 зачетные работы – роль экскурсовода по объектам всемирного наследия ЮНЕСКО.
Итоговая зачетная работа – проект.
Тематическое планирование факультативного курса
“Путешествуем по странам и континентам ”
№ |
Тема занятия |
Форма занятий |
1. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Критерии отбора. |
Игра «Самый умный» |
2. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в РФ. |
Работа с картой |
3. |
Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников |
Экскурсия |
4. |
Игра. |
|
5. |
Изучение литературы. |
|
6. |
Озеро Байкал |
Творческая мастерская. |
7. |
Фотовыставка, работа в Интернет, создание презентации |
|
8. |
Изучение литературы. |
|
9. |
Геодезическая дуга Струве. Объект 9 стран. |
Работа в Интернет, создание презентации |
10. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО в Европе. Великобритания. |
Игра. |
11. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Германии: кафедральные соборы. |
Виртуальная экскурсия. |
12. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Греции: археологические памятники. |
Фотовыставка, работа в Интернет, создание презентации |
13. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Испании: старинные города. |
Игра |
14. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Италии: исторические центры городов. |
Виртуальная экскурсия |
15. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО: Венеция и её лагуна. |
Создание презентации |
16. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Нидерланды: ветряные мельницы, концентрические каналы |
Зарисовки |
17. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Франции: дворцово-парковые комплексы. |
Творческая мастерская |
18. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Франции: исторические центры городов. |
Работа с картой |
19. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Чехии: исторический центр Праги. |
Виртуальная экскурсия |
20. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Австралии: национальные парки. |
Игра |
21. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Австралии: Большой Барьерный риф. |
Сообщения |
22. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Израиль: старый город в Иерусалиме и его крепостные стены |
Творческая мастерская |
23. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Индии: храм солнца, пещерные храмы. |
Рассказ |
24. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Китая: дворцы. |
Виртуальная экскурсия |
25. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Китая: Великая китайская стена. |
Изучение литературы |
26. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Таиланда: резерваты дикой природы. |
Виртуальная экскурсия |
27. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Японии: Мемориал Мира в Хиросиме. |
Рассказ |
28. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО: город Бразилиа. |
Творческая мастерская |
29. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Канады: национальные парки. |
Фотовыставка, работа в Интернет. |
30. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Мексики: доиспанский город Чичен-Ица. |
Знакомство с памятниками по фотографиям, чтение исторических очерков |
31. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Перу: Мачу-Пикчу, Куско. |
Знакомство с памятниками по фотографиям, чтение исторических очерков |
32. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО США: национальные парки. |
Виртуальная экскурсия. |
33. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО Африки. |
Работа с журналами ГЕО. |
34. |
Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО |
Защита проектов. |
Список литературы, использованной для составления факультативного курса «По странам и континентам»
- География. Еженедельная методическая газета для учителей географии Издательского Дома “Первое сентября».
- Журналы: Вокруг Света, Гео, География в школе, Геоленок, National geographic, Путешествие по свету.
- Зорин И. В.,Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: Справочник. М.: ФиС, 2000.
- Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. М.: Вече, 2003.
- Я познаю мир. Страны и народы. Москва, 2005.
- Википедия.