Интегрированное занятие по экологии в старшей группе "Комнатные растения – спутники нашей жизни"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Обучающие:
    • расширять представления детей о комнатных растениях: их пользе и строении;
    • учить различать комнатные растения по внешнему виду.
  • Развивающие:
    • развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы;
    • развивать внимание и наблюдательность;
    • развивать умение слушать, вступать в диалог.
  • Воспитательные:
    • воспитывать трудолюбие и бережное отношение к растениям;
    • воспитывать самостоятельность, доброжелательность, желание оказать помощь.

Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическая культура».

Материалы и оборудование:

  • комнатное растение: герань, папоротник, фикус, фиалка,
  • картинки с изображением комнатных растений группы,
  • игрушка Мишка.

Предварительная работа:

  • наблюдение за ростом и развитием растений в группе;
  • рассматривание и сравнение стеблей и листьев у разных растений;
  • уход за комнатными растениями уголка природы (полив, рыхление, протирание листьев);
  • наблюдение за трудом воспитателя по поливу растений уголка природы;
  • наблюдение за растениями в благоприятном и неблагоприятном состояниях (отсутствие влаги), серия опытов на выявление потребности растений во влаге.

Дидактические игры:

  • «Угадай растение по описанию»
  • «Найди растение по названию»
  • «Чего не стало?»
  • «Найди такое же растение»
  • «Что растениям необходимо для роста?»

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приходит игровой персонаж – Мишка, грустный с растением, которое нужно поливать. Здоровается с каждым ребёнком.

Воспитатель: Что-то наш Мишка грустный. Давайте спросим, что  у него случилось?

Мишка: Моё любимое растение  было таким красивым, как на картине (показывает модель), а теперь стало вот таким, показывает растение). Не знаю, что с ним случилось, жалко мне растение, поэтому я и  плачу.

Воспитатель: Дети, а вам жалко растение? Давайте его   пожалеем, скажем ему ласковые слова: хорошее не плач, мы тебе поможем, ты снова станешь красивым и здоровым.

Ребята, почему Мишкино растение стало таким? Послушайте о чём просит растение. Мишка твоё растение нужно полить и оно поправится.

Мишка: А я не умею поливать, и теперь моё растение погибнет.

Воспитатель: А мы можем помочь  Мишке?

Дети: Да.

Воспитатель:  Как?

Дети: Будем учить Мишку поливать растение.

Воспитатель: Мишка, а ты посиди и учись, как надо ухаживать за комнатными растениями. Ребята, посмотрите, какие комнатные растения у нас в группе? Красивы ли они? Много ли их? Хорошо ли они себя чувствуют?  (Дети рассматривают растения, отвечают на вопросы.) А вы как думайте, для чего нужны эти растения?

Воспитатель обобщает ответы детей:  «Правильно, чтобы было красиво! Комнатными растениями человек украшает свой дом. Но они не только радуют нас своей красотой, но и очищают воздух от пыли и грязи. Многие комнатные растение хорошо пахнут», Дети, вы уже знаете, что каждое растение имеет своё название. Какие название комнатных растений вы знаете? Знаете ли вы название этого растения? (Показывает герань).  Это растение называется «герань» или  «пеларгония». Ещё его называют «журавлиный нос», потому что столбик цветка иногда разрастается в длинный «клювик», очень похожий на клюв журавля. Давайте  посмотрим какие части  есть у герани?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Листья у герани округлой формы, ярко-зелёного цвета, с коричневатом  кругом у края».

Воспитатель: Какого цвета бывают  лепестки герани?

Воспитатель обобщает ответы детей: «Цветы герани могут быть разных цветов:  белые, розовые, малиновые. Цветы герани собраны в соцветия, словно в зонтик».

Воспитатель: А где находится  корни  герани?

Дети: В земле.

Воспитатель: Как вы думайте, зачем растению нужны  корни? 
Воспитатель обобщает ответы детей: «Корни растения находится в земле. За счёт корня растение не падает и крепко держится в земле. Ещё корень  питает растение. Когда мы поливаем  землю в горшке, корешок впитывает воду, и она поднимается вверх по  стеблю к листьям и цветам». (Сопровождает рассказ показом.)

Воспитатель: Одинаковое  ли количество воды требуют разные комнатные растения?
Воспитатель обобщает ответы детей: « У растений разное потребность в воде: одним нужно её много другим – поменьше, третьем – совсем мало». Это потому, что все растения родом из разных мест: одни у себя на родине растут в сырых, заболоченных местах, там всегда влажные почва и воздух. Эти растение привыкли, что воды всегда в достатке. У них чаще всего тонкие, мягкие листья, и их очень много. Давайте попробуем найти их в группе.
(Дети  с помощью воспитателя определяют эти растения и называют их, например,  папоротник). Есть другие растения, которые у себя на родине живут в сухих солнечных, иногда очень жарких местах. В этих местах редко идут дожди, поэтому влаги в почве совсем нет. Растения привыкли  терпеть засуху и « запасать» воду в стеблях, листьях. Такие растения имеют толстые стебли. Мясистые сочные листья. Найдите такие растения  
в группе. (Дети  с помощью воспитателя определяют эти растения и называют их, например, фиалка).

Воспитатель: А кто знает, как называется это растение? (Показывает фиалку.) Это растение называется фиалка  узамбарская. Внимательно рассмотрите растение и скажите, что есть у фиалки? Какой формы листья? Какого цвета листья и цветы? 
Воспитатель обобщает ответы детей: «У фиалки есть листья, цветы, стебель и корни. Листья округлой формы, темно – зелёного цвета, толстенькие и опущенные. У листьев есть черешок. Стебель у фиалки очень короткий. Цветки фиалки бывают  разных цветов».  (Показывает детям фиалки разных цветов – белые, розовые, лиловые, сиреневые).

Проводится игра «Что изменилось?»

Перед детьми стоит три комнатных растения, например, герань,  фиалка,  папоротник. Педагог называет каждое растение. Затем просит детей отвернуться и закрыть глаза, и убирает одно растение. Дети должны назвать растение, которого не хватает, или описать его внешний вид. Игра проводится 2-3 раза.

Физкультминутка «На окошечке в горшочках»

На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись,
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны.
В солнышке утонут.

Ребята сидят на корточках лицом в круг. Медленно встают. Тянутся на носочках, подняв руки вверх. Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе. Соединяют ладошки над головой. Раскрывают ладошки – бутоны.
Воспитатель:  А вы знаете, как называется это растение? (Показывает фикус).

Дети: Фикус.

Воспитатель: У него красивые большие листья. Варя, покажи, где у него листья. Сегодня мы будем учиться протирать листья растений. (Расставляю горшки на парты). Смотрите, я мочу тряпочку в воде, отжимаю, кладу под него ладошку и аккуратно протираю листочек от пыли; от стебля к краешку. А у какого растения самые маленькие листики? У папоротника. У него листики тонкие. Их протереть нельзя. Его листья опрыскивают водой. (Дети протирают листочки. Я хожу и помогаю тем, у кого не получается).

Воспитатель: Молодцы, аккуратно протёрли. Теперь мы их польём. (Раздаю леечки, поливаем растения). Берём лейку двумя руками: одной рукой за ручку, другой – за носик. Воду льём между стеблями растений и краем горшка. (Дети выполняют трудовые поручения).

Воспитатель: По разному поливают растения осенью, зимой, весной, и летом. Осенью все растения, которые не цветут, надо поливать меньше – у них заканчивается бурный рост, они готовятся к зиме. Растения надо поливать отстоявшиеся водой,  комнатной температуры – от холодной воды загнивают корни растений. Зимой все растение требует меньшего полива. Весной и особенно летом растения чаще и обильнее поливают.

Опыт 1. Растение теряет воду через испарение

Воспитатель: Мы с вами поливали растения, а вы не задумывались, куда же девается вода? Оказывается, растения теряет влагу через испарение, Мы на опыте проверим, как это происходит.
Поместим пакетик на лист и надежно прикрепим его к стеблю растения в горшке крепкой лентой. Поставим на 2-3 часа на окно. Посмотри каким стал пакет изнутри?

Дети: Влажным.

Воспитатель:  Почему?
Растение всасывает воду через корни. Вода идет по стеблям, откуда около 9/10 воды испаряется через устьица.

Опыт 2.  Посадка растения

Воспитатель: Что нужно, чтобы посадить растение?

Дети: Цветочный горшок, земля, дренаж, вода для полива.
Воспитатель: Взгляните на веточку, которую мы сорвали у комнатного растения, которое называется … как? Бегония. Что произошло с веточкой бегонии, пока она стояла в стакане с водой?

Дети: У веточки бегонии появились корни.

Воспитатель: Правильно у веточки бегонии появились корни. Теперь мы можем высадить эту веточку в горшок с землёй, ведь теперь у неё есть корни, которые будут питать молодое растение. Берём цветочный горшок. Что сначала будем класть в горшок? В цветочной горшок мы насыплем камни – это дренаж. Дренаж нужен для того, чтобы улучшить доступ воздуха к корням.

Далее  дети с помощью воспитателя насыпают в горшок землю, высаживают росток и поливают.

Воспитатель: Мы сегодня с вами сделали два добрых дела: помогли растениям и научили Мишку поливать его растение.

Воспитатель: Ребята, а вы рады, что помогли Мишке и растениям?
(Эмоционально разделить радость детей). Предлагаю сделать Мишке подарок – рисовать «Цветы в горшочке».

Мишка: Спасибо вам ребята, теперь мои растения всегда будут чувствовать себя хорошо.

Список использованной литературы:

1. Н.Н.Кондратьева «Мы». Издательство «Детство-пресс», 2000 г.
2. Т.М.Бондаренко «Экологические занятия с детьми». Воронеж, 2009 г.
3. М.А.Фисенко «Природа вокруг нас». Издательско-торговый дом «Корифей», 2008 г.