План изучения темы:
Урок № 1 Местообитание и внешнее строение тела птицы.
Урок № 2 Перьевой покров птицы
Урок № 3 Внутреннее строение в связи с приспособленностью к полету.
Урок № 4 Размножение и развитие птиц.
Урок № 5 Сезонные явления в жизни птиц.
Урок № 6 Происхождение птиц.
Урок № 7 Многообразие птиц.
Урок № 8 Птицеводство.
Урок № 9 Охрана и привлечение птиц. Промысловые птицы.
Урок №10 Обобщающий: «Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний.
Разработка индивидуальной карточки к проведению урока № 3внутреннее строение птиц в связи с приспособленностью к полету.
По итогам изучения материала темы должны:
знать:
- особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом;
- усложнение организации в строении птиц по сравнению с рептилиями;
уметь:
- распознавать системы органов птиц по сравнению с пресмыкающимися;
- устанавливать взаимосвязи между строением и функцией органов класса птиц;
- выявлять приспособленность организмов к среде обитания.
Этапы работы:
1. Актуализация опорных знаний: работа учащихся по индивидуальным карточкам: «Строение скелета птиц»;
2. Изучение нового материала: групповая работа по заданиям; оформление
«своего» столбика таблицы: «Особенности внутреннего строения рептилий»
3. Обобщение - выступление: презентация работы группы, оформление общей таблицы по итогам выступлений групп;
4. Закрепление: работа с тестом: «Выбери правильный ответ».
5. Индивидуальное задание – сообщение: «От яйцеклетки до яйца» (к уроку № 4 Размножение и развитие птиц)
План изучения материала:
1. Установить взаимосвязь между строением органа и выполняемой им функции.
- Рассмотри рисунки с изображением первого и второго шейных позвонков птицы. Какие особенности их строения способствуют подвижности головы?
- Опиши и назови кости, к которым прикрепляются мышцы, поднимающие и опускающие крыло птицы?
- Когда птица садиться на ветку, то её пальцы автоматически сжимаются. Какое движение должна сделать птица, прежде чем взлететь с ветки? Почему?
2. Усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с рептилиями.
Прочитав, разделы параграфа темы выполнить задание и записать ответ в «свой столбик» таблицы: «Особенности внутреннего строения рептилий»
Группа 1 «Выделительная система»
- Назови органы выделения птиц?
- Почему почки у птиц имеют большие размеры. С чем это связано?
- Какие функции выполняет клоака?
- Объясните отсутствие мочевого пузыря у птиц?
Группа 2 «Дыхательная система»
- Рассмотри схему строения дыхательной системы, запиши её особенности в связи с полетом птиц?
- Используя рис. 243, составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания при вдохе и выдохе птицы?
Группа 3 « Кровеносная система»
- Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц?
- Какая кровь поступает к органам тела и легким?
- Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменом веществ?
- Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на её более сложное строение по сравнению с рептилиями?
3. Выявление особенностей строения внутренних систем в связи с приспособленностью птиц к полету.
- Выступление представителей команд;
- Учащиеся других групп записывают особенности каждой системы к себе в тетрадь, заполняя таблицу:
«Особенности внутреннего строения рептилий»
Система органов | Органы |
Функциональная приспособленность к полету |
1. Пищеварительная |
|
|
2. Выделительная |
|
|
3. Дыхательная |
|
|
4. Кровеносная |
|
|
5. Нервная |
|
|
6. Половая |
|
|
4. Органы и их функциональная приспособленность к полету
Работа тестом «Выбери правильный ответ» по вопросам, которые соответствуют содержанию оформленной учащимися таблицы на уроке.
1. Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них зубов и челюстей?
а) зоб
б) железистый отдел желудка
в) мускульный отдел желудка
г) тонкий кишечник
2. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен?
а) передние воздушные мешки
б) легкие
в) задние воздушные мешки
г) трахеи
3. Какая кровь находиться в правой части сердца птицы?
а) венозная
б) артериальная
в) смешенная
4. С чем связанно отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе птиц?
а) облегчить тело
б) особенность продуктов выделения
в) с интенсивным обменов веществ
5. Индивидуальное задание – сообщение: «От яйцеклетки до яйца» (к уроку № 4 Размножение и развитие птиц)