Организация индивидуально-групповой и учебно-познавательной деятельности на уроках биологии по теме "Класс «Птицы»". 7-й класс

Разделы: Биология, Экология

Класс: 7


План изучения темы:

Урок № 1  Местообитание и внешнее строение тела птицы.
Урок № 2  Перьевой покров птицы
Урок № 3  Внутреннее строение в связи с приспособленностью к полету.
Урок № 4  Размножение и развитие птиц.
Урок № 5  Сезонные явления в жизни птиц.
Урок № 6  Происхождение птиц.
Урок № 7  Многообразие птиц.
Урок № 8  Птицеводство.
Урок № 9  Охрана и привлечение птиц. Промысловые птицы.
Урок №10 Обобщающий: «Птичий калейдоскоп» - ярмарка знаний.

Разработка индивидуальной карточки к проведению урока № 3внутреннее строение птиц в связи с приспособленностью к полету.

По итогам изучения материала темы должны:

знать:

  • особенности внутреннего строения птиц, связанные с полетом;
  • усложнение организации в строении птиц по сравнению с рептилиями;

уметь:

  • распознавать системы органов птиц по сравнению с пресмыкающимися;
  • устанавливать взаимосвязи между строением и функцией органов класса птиц;
  • выявлять приспособленность организмов к среде обитания.

Этапы работы:

1. Актуализация опорных знаний: работа учащихся по индивидуальным карточкам:  «Строение скелета птиц»;
2. Изучение нового материала: групповая работа по заданиям; оформление
«своего» столбика таблицы: «Особенности внутреннего строения рептилий»
3. Обобщение - выступление: презентация работы группы, оформление общей таблицы по итогам выступлений групп;
4. Закрепление: работа с тестом: «Выбери правильный ответ».
5. Индивидуальное задание – сообщение: «От яйцеклетки до яйца» (к уроку № 4  Размножение и  развитие птиц)

План изучения материала:

1. Установить взаимосвязь между строением органа и выполняемой им функции.

  • Рассмотри рисунки с изображением первого и второго шейных позвонков птицы. Какие особенности их строения способствуют подвижности головы?
  • Опиши и назови кости, к которым прикрепляются мышцы, поднимающие и опускающие крыло птицы?
  • Когда птица садиться на ветку, то её пальцы автоматически сжимаются. Какое движение должна сделать птица, прежде чем взлететь с ветки? Почему?

2. Усложнение организации внутреннего строения птиц по сравнению с рептилиями.

Прочитав, разделы параграфа темы выполнить задание и записать ответ в  «свой столбик»  таблицы: «Особенности внутреннего строения рептилий»

Группа 1  «Выделительная система»

  • Назови органы выделения птиц?
  • Почему почки у птиц имеют большие размеры. С чем это связано?
  • Какие функции выполняет клоака?
  • Объясните отсутствие мочевого пузыря у птиц?

Группа 2 «Дыхательная система»

  • Рассмотри схему строения дыхательной системы, запиши её особенности в связи с полетом птиц?
  • Используя рис. 243, составьте рассказ о направлении движения воздуха в органах дыхания при вдохе и выдохе птицы?

Группа 3 « Кровеносная система»

  • Какое значение имеет наличие четырехкамерного сердца у птиц?
  • Какая кровь поступает к органам тела и легким?
  • Какая связь существует между строением кровеносной системы и обменом веществ?
  • Какие особенности кровеносной системы птиц указывают на её более сложное строение по сравнению с рептилиями?

3. Выявление особенностей строения внутренних систем в связи с приспособленностью птиц к полету.

  • Выступление представителей команд;
  • Учащиеся других групп записывают особенности каждой системы к себе в тетрадь, заполняя таблицу: 

«Особенности внутреннего строения рептилий»

Система органов

Органы

Функциональная приспособленность к полету

1. Пищеварительная

 

 

2. Выделительная

 

 

3. Дыхательная

 

 

4. Кровеносная

 

 

5. Нервная

 

 

6. Половая

 

 

4. Органы и их функциональная приспособленность к полету

Работа тестом «Выбери правильный ответ» по вопросам, которые соответствуют содержанию оформленной учащимися таблицы на уроке.

1. Какие органы пищеварения возникли у птиц в связи с отсутствием у них зубов и челюстей?

а) зоб
б) железистый отдел желудка         
в) мускульный отдел желудка
г) тонкий  кишечник

2. В какой части дыхательной системы птиц происходит газообмен?

а) передние воздушные мешки
б) легкие                                                      
в) задние воздушные мешки
г) трахеи

3. Какая кровь находиться в правой части сердца птицы?

а) венозная           
б) артериальная   
в) смешенная

4. С чем связанно отсутствие мочевого пузыря в выделительной системе птиц?

а) облегчить тело
б) особенность продуктов выделения
в) с интенсивным обменов веществ

5. Индивидуальное задание – сообщение: «От яйцеклетки до яйца» (к уроку № 4  Размножение и  развитие птиц)

Приложение 1