В этом учебном году при изучении курса “Информационные технологии в профессиональной деятельности” студентам отделения “Лабораторная диагностика” был предложен проект “Создаем КДЛ (клинико-диагностическую лабораторию)”. В рамках этого проекта студенты должны были выполнить следующее задание:
Уважаемые студенты!
Вам необходимо собрать группу из 3-4 человек и коллективно подготовить план создания КДЛ и презентацию этого плана.
Требования к содержанию плана
Текст плана по созданию КДЛ должен включать ответы на следующие вопросы:
- Что такое КДЛ в принципе, для чего она нужна?
- Какое название будет у Вашей КДЛ, почему?
- Каков будет логотип Вашего учреждения?
- На каких исследованиях будет специализироваться Ваша КДЛ? Здесь обязательно нужно обосновать выбор – почему именно эти исследования, по каким причинам?
- По каждому исследованию необходимо представить
характеристику:
- название исследования
- с какой целью проводится?
- какой биологический материал используется?
- каковы требования к взятию и хранению этого биологического материала?
- какое оборудование и расходные материалы необходимы для проведения исследования?
- каковы требования к оборудованию и хранению расходных материалов?
- каков алгоритм проведения данного исследования?
- каковы требования к знаниям и умениям лаборанта, проводящего данного исследование (что должен знать и уметь)?
- Сколько сотрудников понадобится, чтобы открыть Вашу КДЛ, и каким образом Вы их будете набирать? Здесь Вы разрабатываете и представляете анкету, по ответам на вопросы которой можно было бы понять: “да, хороший специалист, нужно брать в команду” или “нет, Вы нам не подходите”.
- Какое оборудование и расходные материалы необходимо будет приобрести, где, почему именно там?
- Каков необходимый размер стартового капитала (бюджет - сколько понадобится денег, почему именно такая сумма)?
- Где будет находиться Ваша КДЛ и почему именно в этом месте?
- В каких органах власти придется согласовать открытие учреждения, какая для этого понадобится документация?
Требования к оформлению плана
Текст плана по созданию КДЛ должен быть представлен в формате *.doc в соответствие с требованиями ГОСТ к форматированию курсовых и дипломных работ (выравнивание абзацев, заголовков, настройки шрифтов и т. п.).
Помимо текста в плане должны содержаться необходимые таблицы, схемы, диаграммы, рисунки, оформленные также по правилам ГОСТ (обтекание текстом, сопровождающие подписи и т. п.).
Требования к презентации плана
Презентация плана по созданию КДЛ должна быть представлена в формате *.ppt в соответствие с общими требованиями к презентациям (соотношению текста и графики, дизайну и т. п.).
Шаблон презентации Вы получаете у преподавателя. Шаблон является основой презентации, информирует о необходимом минимуме информации, которую Вы представите слушателям. Но Вы в праве (без потери содержания) внести собственные коррективы (например, изменить порядок слайдов, перераспределить содержание и т. п.) Дизайн – полностью Ваша прерогатива.
Организация работы над планом
Вы группируетесь в команду 3-4 человека, выбираете командира (ответственного за проект) и в ходе обсуждения распределяете роли: кто конкретно за какой пункт плана отвечает (работа должна быть распределена равномерно). По результатам обсуждения заполняете и сдаете преподавателю таблицу:
№ п/п | Кто? | Что делает? | К какому сроку? |
1. | |||
2. | |||
3. |
Готовые тексты планов сдаются командирами преподавателю в срок до 30 октября.
После проверки и внесения необходимых корректив, Вы приступаете к подготовке презентации. Готовые презентации сдаются командирами преподавателю в срок до 15 ноября.
Далее Вы продумываете свое выступление: распределяете, кто какие конкретно слайды будет озвучивать, и готовитесь к выступлению.
Таблица:
№ п/п | Кто? | Какие слайды озвучивает? | Что конкретно говорит? |
1. | |||
2. | |||
3. |
должна быть сдана командиром преподавателю до 20 ноября.
1 декабря состоится генеральная репетиция всех выступлений, и тогда же будет объявлена дата конкурса.
Членам команды, победившей в конкурсе, помимо грамоты и всеобщего почета, будет добавлено по одному баллу к семестровой оценке.
Не все студенты активно и сразу включились в работу. Были такие, кто, не найдя в Интернете готовых решений и подобных проектов, пытались аргументировать свою позицию: “Зачем? Нам это не нужно и не пригодится никогда!”.
Тем не менее, в начале декабря защита проектов состоялась. В качестве жюри выступили преподаватель профессиональных модулей И. Б. Зарайская, заместитель директора по учебной работе З.М. Загретдинова и методист колледжа А.М. Рябчикова. Работы студентов оценивались по следующим критериям:
Критерии оценки проектной деятельности
№ п/п | Параметр оценивания | Оценка (+1 балл ставится, если параметр соблюдается, -1 балл, если допущена ошибка) |
Оценка проекта в целом | ||
1 | Соответствие содержания проектному заданию | |
2 | Соблюдение принципов достоверности и научности в изложении | |
3 | Соблюдение принципов последовательности и систематичности в изложении | |
4 | Наличие выдержанной логической структуры изложения | |
5 | Задействованность в презентации проекта всех членов команды | |
6 | Грамотное распределение ролей | |
7 | Ясная, стройная речь выступающих | |
Содержание слайдов | ||
1 | Логичность изложения текстов, отсутствие лексических и стилистических ошибок | |
2 | Отсутствие орфографических, синтаксических и пунктуационных ошибок | |
3 | Соответствие текста правилам набора | |
4 | Соответствие иллюстраций тексту | |
5 | Ограниченность текста на слайде (max – 300 символов, 30 слов), соответствующий кегль шрифта (от 24 пт) | |
6 | Соответствующие качество и размеры графических изображений (пропорциональность, отсутствие пикселизации), в том числе, схем, таблиц, диаграмм | |
7 | Наличие и соответствующее содержание титульного слайда (тема выступления, ФИО автора (докладчика), название делегирующей организации) | |
8 | Наличие и соответствующее содержание заключительного слайда (выводы по выступлению) | |
9 | Отсутствие перенасыщенности слайдов информацией | |
Дизайн слайдов | ||
10 | Соответствие фона содержанию слайдов | |
11 | Соблюдение правил сочетаемости цветов (не более 3-х оттенков) | |
12 | Контрастность основного текста, заголовков и фона | |
13 | Расположение заголовков на одном уровне, оформление их единым стилем на всех слайдах | |
14 | Взаимное расположение иллюстраций и текста на слайде (соблюдение пропорций, отсутствие перекрытий) | |
15 | Отсутствие отвлекающих от содержания презентации элементов дизайна | |
16 | Наличие способствующих наилучшему восприятию содержания элементов дизайна | |
Анимация и дополнительные элементы | ||
17 | Обоснованное наличие анимационных эффектов (анимация есть, эффекты сочетаются между собой, нет перенасыщенности) | |
18 | Альтернативная навигация (управляющие кнопки, гиперссылки) | |
19 | Отсутствие явных признаков копирайта (свойства файла) | |
20 | Творческий подход | |
Итого: |
Некоторые работы оказались очень достойными, студенты выступили хорошо. Надо сказать, что слово “план” в проектном задании изначально звучало как “бизнес-план”. Однако, в процессе работы над проектом, мы поняли, что концентрируемся именно на “содержательной”, а не “экономической” стороне вопроса. Ведь для будущих лаборантов, в первую очередь, необходимо досконально изучить сами исследования: входные и результирующие данные, соответствующие алгоритмы и т.п., и только потом, на базе тщательного анализа предметной области, начинать думать об экономической целесообразности подобного предприятия.
Как преподаватель, давая такое задание студентам, я преследовала следующие цели:
- формирование общих и профессиональных
компетенций
- умения решать поставленные задачи
- умения действовать в команде
- умения анализировать и систематизировать информацию, выявляя причинно-следственные связи, закономерности, соподчинения понятий
- способности к творческой самореализации
- подготовка к написанию и защите дипломной работы
Можно считать, что поставленных целей проект достиг: студенты приобрели положительный опыт, систематизировали знания по профессиональным модулям, более глубоко осознали значимость будущей профессии. Теперь, при желании, на базе выполненного предметного анализа, можно создавать настоящий “БИЗНЕС-план”, просчитывая возможные плюсы и риски. Но это уже совсем другая история. А информатика и информационные технологии, “находясь на стыке” многих дисциплин, способны стать отличным средством формирования у студентов целостной картины мира и будущей профессии.